реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ранняя диагностика детских церебральных параличей

реферат

Ранняя диагностика детских церебральных параличей

Н.В. Ялымова

Ранняя диагностика детских церебральных

параличей

Термином «детские церебральные параличи (ДЦП)» объединяются

синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах

онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и

выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи,

парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с

изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками,

расстройствами чувствительности.

ДЦП относят к непрогрессирующим резидуальным состояниям, однако

развитие аномальной нервной системы на определенных этапах может

сопровождаться присоединением новых патологических симптомов. Частота ДЦП

составляет 2.5 — 5.9 на 1000 родившихся.

Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в

основе ДЦП, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий.

Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период

беременности и родов. Из пренатальных факторов риска поражения нервной

системы следует отметить отклонения в состоянии здоровья матери и

акушерском анамнезе. К ним относятся конституциональные нарушения,

соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки,

повторные выкидыши, мертворождения, длительный период бесплодия осложнения

предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией

нервной системы. К факторам риска также относятся: возраст матери моложе 18

и старше 30 лет, неустойчивое социально-экономическое и семейное положение

женщин, иммунологическая несовместимость матери и плода, переношенная

беременность, многоплодная беременность, низкая масса тела ребенка при

рождении. Вредное воздействие на плод может оказывать прием беременными

лекарственных препаратов, стрессовые состояния матери, поздние токсикозы,

угроза выкидыша, маточные кровотечения.

К интранатальным факторам риска относятся асфиксия в родах и

внутричерепная родовая травма.

Начальные клинические проявления церебральных параличей формируются

на первом году жизни. Их своевременная диагностика и ранняя адекватная

коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств

движений, речи и психики на последующих этапах развития. Только при тяжелых

формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В остальных

случаях необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка. Особо

важное значение имеют «факторы риска» в виде различных неврологических

симптомов и синдромов, выявленные в период новорожденности. Детей из

«группы риска» следует осматривать каждые 2-3 недели, критически оценивая

имеющиеся нарушения.

«Угрожающие» признаки следует проанализировать в следующих аспектах:

1. Выявляются ли отклонения при повторных осмотрах постоянно;

2. Носят ли патологический характер или могут быть расценены как вариант

индивидуального развития;

3. Нарастает ли временной дефицит становления возрастных навыков или,

наоборот, имеет тенденцию к сокращения и исчезновению.

К наиболее информативным характеристикам, оцениваемым при

обследовании новорожденного и грудного ребенка, относятся: поза, мышечный

тонус, тонические рефлекторные реакции, безусловные рефлексы, реакции

выпрямления и равновесия, речь, эмоциональные и психические реакции.

Таблица 1

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Первый период (до 1 месяца)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Характерна флексорная |Повышение мышечного тонуса|

|мышечный| |симметричная поза. Голова |(поза эмбриона). При |

|тонус | |иногда слегка разогнута. |пассивных движениях |

| | |Спонтанная двигательная |ощущается повышенное |

| | |активность больше выражена |сопротивление разгибанию и|

| | |в ногах. При пассивных |сгибанию конечностей. |

| | |движениях флексорная |При мышечной гипотонии |

| | |гипертония преодолевается |ребенок лежит с |

| | |без особого труда. |разогнутыми во всех |

| | | |суставах конечностями |

| | | |(поза лягушки). |

| |Тракция за|Голова свисает кзади, руки |Голова запрокинута назад и|

| |руки |полусогнуты, ноги слегка |не подтягивается вслед за |

| | |согнуты и отведены |руками и туловищем. При |

| | | |гемипарезе пораженная рука|

| | | |разогнута больше здоровой.|

| |На животе |Не резко выраженная |Отрицательный защитный |

| | |флексорная поза. Руки под |рефлекс. При мышечной |

| | |грудной клеткой. Голова |гипотонии конечности |

| | |повернута в сторону |разогнуты. |

| | |(защитный рефлекс). Ноги | |

| | |совершают попеременные | |

| | |альтернирующие движения. | |

|Поза и |Горизонтал|Рефлекс Ландау |При удержании ребенка в |

|мышечный|ьное и |отрицательный. Поставленный|воздухе лицом вниз |

|тонус |вертикальн|на опору, ребенок |отмечается выраженное |

| |ое |выпрямляет туловище и стоит|сгибание рук и в меньшей |

| |подвешиван|на полусогнутых во всех |степени ног. Голова |

| |ие |суставах ногах, опираясь на|опущена. При мышечной |

| | |полную стопу. В |гипотонии голова, руки и |

| | |вертикальном положении |ноги свисают как плети. |

| | |контроль головы слабый. |Поставленный на опору, |

| | | |ребенок резко разгибает |

| | | |ноги, иногда запрокидывает|

| | | |голову. Если мышечный |

| | | |тонус снижен, опорная |

| | | |реакция отсутствует или |

| | | |ослаблена. |

|Тонические шейные и|АШТ рефлекс (15% случаев) |АШТ рефлекс вызывает |

|лабиринтный |не выражен |асимметрию мышечного |

|рефлексы | |тонуса и позы |

|Безусловные |Поисковый, сосательный, |Чаще угнетены, могут быть |

|рефлексы |хоботковый, рефлекс |усилены, особенно рефлекс |

| |Бабкина, хватательный, |Моро. |

| |Моро, автоматической | |

| |ходьбы, защитный, ползания,| |

| |Галанта, Переса — | |

| |вызываются после | |

| |кратковременного латентного| |

| |периода, симметричны. | |

|Реакции выпрямления|К концу 3 недели ребенок в |К концу 1 месяца жизни не |

|и равновесия |положении на животе делает |формируется лабиринтный |

| |попытки поднять голову. |установочный рефлекс на |

| |Реакции равновесия еще не |голову. |

| |формируются. | |

|Голосовые реакции |Ребенок издает отдельные |Крик тихий слабый или |

| |гласные звуки, крик |пронзительный, болезненный|

| |громкий, без интонационной |или вместо крика гримаса |

| |выразительности. |на лице. |

|Эмоциональные и |Слуховое и зрительное |К концу 1 месяца нет |

|психические реакции|сосредоточение появляются к|зрительного и слухового |

| |3 недели жизни |сосредоточения, выражение |

| | |лица не довольное. |

Таблица 2

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Второй период (1-3 месяца)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Уменьшение мышечного |Нарастает гипертония мышц |

|мышечный | |тонуса в сгибателях. |флексоров или экстензоров.|

|тонус | |Флексорная поза |Объем активных движений |

| | |сохраняется, нарастает |снижен, особенно в руках. |

| | |объем движений в |Мышечная гипотония |

| | |конечностях, особенно в |проявляется разгибательной|

| | |руках. |позой. |

| |Тракция за |Ребенок сгибает голову и |Голова запрокинута, |

| |руки |пытается подтянутся к |сопротивление разгибанию |

| | |рукам, ноги также слегка |рук усилено при |

| | |сгибаются |спастичности и снижено при|

| | | |гипотонии. |

| | | |Отрицательный защитный |

| | | |рефлекс. При мышечной |

| | | |гипотонии конечности |

| | | |разогнуты. При гемипарезе |

| | | |на стороне поражения рука |

| | | |больше разогнута или |

| | | |согнута в зависимости от |

| | | |тонуса. |

| |На животе |Умеренная флексорная |Выражена флексорная поза, |

| | |поза. Голова поднята над |Руки под грудью, ноги |

| | |поверхностью и активно |согнуты, таз приподнят. |

| | |поворачивается в сторону,|При преобладании |

| | |ноги полусогнуты, |экстензорного тонуса |

| | |совершают альтернирующие |ребенок резко |

| | |движения. |запрокидывает голову, не |

| | | |разгибая рук. При мышечной|

| | | |гипотонии ребенок |

| | | |распластан. |

|Поза и |Горизонталь|На втором месяце ребенок |В горизонтальном положении|

|мышечный |ное и |некоторое время |голова опущена. В |

|тонус |вертикально|удерживает голову в |вертикальном плохой |

| |е |вертикальном положении. |контроль головы (опущена |

| |подвешивани|Устойчивое удержание |вперед или запрокинута |

| |е |головы отмечается к концу|назад). При опоре |

| | |периода. Рефлекс Ландау |перекрест на уровне |

| | |положительный. После |голеней. При мышечной |

| | |1.5-2 месяца поставленный|гипотонии опора |

| | |на опору ребенок, |недостаточна, ребенок |

| | |выпрямляя туловище, |провисает. |

| | |поднимает голову. | |

|Тонические шейные и |В положении на спине |Если мышечный тонус |

|лабиринтный рефлексы |тенденции к |повышен, активируется АШТ |

| |разгибательному тонусу, |– рефлекс и является |

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.