реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психиатрия (неврозы)

реферат

Психиатрия (неврозы)

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И.

Мечникова.

Кафедра психиатрии и наркологии.

Реферат на тему: Неврозы

Учение о неврозах исторически характеризуется двумя тенденциями. Одни

исследователи исходят из признания детерминированности невротических

феноменов определенными патологическими механизмами биологической природы,

хотя и не отрицают роли психической травмы в качестве пускового механизма и

возможного условия возникновения заболевания. Однако сама психотравма при

этом выступает как одна из возможных и равноценных экзогений, нарушающих

гомеостаз.

Вторая тенденция в изучении природы неврозов заключается в

предположении о том, что вся клиническая картина невроза может быть

выведена из одних лишь психологических механизмов. Сторонники этого

направления считают, что информация соматического характера является

принципиально несущественной для понимания клиники, генеза и терапии

невротических состояний.

Понятие позитивной диагностики неврозов представлено в трудах

В.Н.Мясищева. позитивная диагностика вытекает из признания содержательной

природы категории “психогенного”. Она включает в себя следующие основные

положения:

1. Психогения связана с личностью больного, с психотравмирующей ситуацией,

с неспособностью личности в данных конкретных условиях самостоятельно

разрешить ее;

2. Возникновение и течение невроза связаны с патогенной ситуацией и

переживаниями личности, наблюдается определенное соответствие между

динамикой состояний больного и изменениями психотравмирующей ситуации;

3. Клинические проявления невроза по своему содержанию в определенной

степени связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с

основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя

аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний;

4. отмечается более высокая эффективность психотерапевтических методов по

отношению ко всему заболеванию и отдельным его клиническим проявлениям по

сравнению с биологическими воздействиями.

Невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-

психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо

значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических

клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Для невроза характерно:

1. обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности;

2. психогенная природа заболевания, которая определяется существованием

содержательной связи между клинической картиной невроза, особенностями

системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного;

3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании

эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

В настоящее время в мировой литературе наибольшее распространение

получают концепции полифакторной этиологии неврозов. Признается единство

биологических, психологических и социальных механизмов. При оценке роли

того или иного этиологического фактора при неврозах возникают существенные

трудности. Психотравматизация является ведущей причиной невроза, но ее

патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством

других предрасполагающих условий (генетически обусловленная “почва” и

“приобретенное предрасположение), которые являются результатом всей жизни

человека, истории формирования его организма и личности. Трудно учесть все

врожденные и прижизненные обстоятельства, получить валидные данные, ведь

для этого необходимо провести сравнение с аналогичными характеристиками у

здоровых людей. Кроме того, в происхождении невроза у конкретного больного

соотношение этиологических факторов имеет неповторимое своеобразие, и

усреднение этиологических показателей нередко приводит к противоположному

результату.

Неврозы могут возникать у лиц, не страдающих психопатиями, а также

без психопатических черт характера. Сверхсильный психотравмирующий фактор

может привести к невротическому срыву у любого человека, а характер и форма

его зависят не только от патогенного фактора, но и от индивидуального

предрасположения и особенности данной социальной среды.

Остановимся на преморбидных особенностях больных неврозом. Для

больных неврастенией были характерны повышенная ответственность и

добросовестность, высокая чувствительность к критике. Они отличались

хорошей работоспособностью и активностью при наличии высокой интенсивности

и продолжительности эмоций и достаточно выраженной тревожности. Кроме

того, наблюдались низкие показатели уступчивости при средней степени

выраженности таких качеств, как решительность, фрустрационная толерантность

и адаптивность. Сочетание этих характерологических особенностей наряду со

стремлением к чрезмерным, превышающим реальные возможности, усилиям в

основных видах деятельности, чаще всего способствовали развитию

психологического конфликта неврастенического типа.

Больные истерией в преморбиде отличались завышенной самооценкой,

эгоистичностью и эгоцентричностью, относительно высокой активностью, низкой

степенью решительности и целенаправленности, значительной степенью

внушаемости и самовнушаемости. У них часто выявлялись сочетание выраженной

сенситивности и тревожности с лабильностью и импульсивностью, причем

потребность в контактах и стремление к лидерству сочетались ос средней

степенью уступчивости и ответственности. Наряду с отдельными чертами

психастенического типа, указанными выше, у ряда больных этой группы в

преморбидном периоде отмечались проявления некоторой шизоидности, которая

выступала в виде высокой сенситивности, сочетающейся с эмоциональной

холодностью и трудностью контакта.

В преморбидном периоде больных неврозом навязчивых состояний обращали

на себя внимание прежде всего низкая степень активности, уверенности в

себе, решительности, целенаправленности в сочетании с выраженной

тревожностью и мнительностью, т.е. черты, свойственные психастеническому

типу. Для части больных характерным было сочетание повышенной

впечатлительности и чрезмерной чувствительности при склонности к задержке

внешних проявлений эмоциональных реакций и в связи с этим постоянной

фиксацией больных на значимых для них сложных жизненных обстоятельствах,

чему способствовала также склонность их к самовнушению. С учетом высокой

степени ответственности и добросовестности, высокой чувствительности к

критике и средней степени способности к избеганию конфликта более вероятной

становится возможность формирования психологического конфликта обсессивно-

фобического типа, чаще в области морально-этических установок больного.

Одним из основных этиологических факторов социальной природы является

неправильное воспитание в семье. У больных с истерическим неврозом

характерной была обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания

беспринципной уступчивости больному, неоправданное подчеркивание

существующих и несуществующих достоинств, положительных качеств, что

приводит к неадекватному завышению уровня притязаний. Особенности

характера, присущие истерии, могут формироваться, с другой стороны, при

безразличном отношении по типу “отвержения”, а также в обстановке грубо-

деспотического подавляющего воспитания.

Формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза

навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке

чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и

лишения собственной инициативы. Особое значение имеет предъявление

противоречивых требований.

Преморбидные особенности личности больных неврастенией формируются

прежде всего в условиях, когда стимулируется нездоровое стремление к успеху

без реального учета сил и возможностей индивида.

В генезе психогенных расстройств особое место занимает

психологический конфликт (внешний или внутренний), патогенность которого

обусловливается неспособностью больного разрешить его. Внешний конфликт

определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями

окружающей среды. Внутренний (внутриличностный) конфликт определяется

существованием противоречивых желаний , тенденций, мотивов и позиций

личности. Разделение психологических конфликтов на внешние и внутренние

носит условный характер, так как нередко они взаимосвязаны. Возможны

следующие конфликтные ситуации: 1. Необходимость выбора в случае одинаково

желаемых целей;

2. вынужденный выбор при одинаково нежелаемых целях;

3. выбор цели, имеющей желаемые и нежелаемые стороны.

Психологический конфликт, в понимании В.Н.Мясищева, отражает

столкновение противоречивых отношений личности, неспособной найти

продуктивное решение трудностей. Как правило, речь идет о значимых,

доминирующих отношениях личности. Большое клинико-психологическое значение

имеют выделяемые В.Н.Мясищевым основные виды патогенных личностных

конфликтов. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-

психастенического и неврастенического типов.

Истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными

претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием

объективных реальных условий или требований окружающих. Его отличают

превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и

отсутствие критического отношения к своему поведению. В силу неправильного

воспитания у таких лиц ослабляются способности тормозить свои желания,

противоречащие общественным требованиям и нормам.

Обсессивро-психастенический тип невротического конфликта обусловлен

прежде всего противоречивыми собственными внутренними тенденциями и

потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами

и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится

доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой,

создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-

психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.

Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности,

что способствует формированию чувства собственной неполноценности,

противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению

нереальных, далеких от действительности установок.

Неврастенический тип конфликта представляет собой противоречие между

возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными

требованиями к себе, с другой.

Указанные типы невротических конфликтов в определенной степени

соответствуют трем основным формам - истерии, неврозу навязчивых состояний

и неврастении.

Для больных неврозами характерны такие особенности личности, как

слабость, нерешительность, склонность к рефлексии, зависимости от

окружения, поиски одобрения, стремление к нормативности.

Психологический конфликт обусловливается пересечением значимых для

личности потребностей, причем их значимость может быть понятна лишь из

жизненной истории развития личности. Патогенными психологические конфликты

становятся лишь при неадекватной направленности отношений личности и, тем

самым, ее неспособностью разрешить конфликтные ситуации. Наиболее часто в

качестве неудовлетворенных потребностей, обусловливающих конфликт,

выступают потребности:

1. адекватной социальной оценки (трудовой деятельности и личных

достоинств);

2. любовно-эротические;

3. дружественного общения;

4. самовыражения и самоутверждения и др.

Для больного неврозом характерно не наличие одного или двух ведущих,

наиболее значимых конфликтов, а существование широкого их спектра,

обусловленное нарушениями системы отношений, среди которых эмоционально-

неблагоприятное, неадекватное отношение к себе выступает в качестве

наиболее патогенного, обусловливающего множество субъективно неразрешимых

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.