Профессиональная мораль
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа по биоэтике
Тема: «Профессиональная мораль»
Исполнитель:
студентка
факультета
ВСО, 187 гр.
Баринова Ю.Ю.
Проверила:
Кичатова Е.Ю.
Сызрань 2000 год
План:
1. Деонтологические основы медицины.
2. Профессиональная мораль врачей
3. Общие обязанности врача
4. Взаимоотношения врача и пациента
5. Деонтология в деятельности среднего медицинского персонала
6. Медицинская сестра и больной
7. Международный кодекс медицинской этики.
Деонтологические основы медицины.
Нравы и обычаи людей начали формироваться еще в доисторические времена.
Они служили как бы основными правилами, регулирующими отношения между
людьми. И хотя представления их о добре и зле многократно изменялись от
народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречило друг другу,
тем не менее они способствовали формированию общечеловеческих ценностей,
которые в течение веков выкристаллизировались в высокогуманные принципы. Не
все они являются однозначными для различных государств, особенно тех,
которые отличаются по своему социальному устройству. И тем не менее между
ними находятся такие, которые являются приемлемыми для каждого человека.
Есть и в медицине такие обязательные правила, сформулированные еще во
времена Гиппократа, дожившие до наших дней. И их можно назвать вечными
истинами. Особый вклад в медицинскую нравственность внес английский
правовед И.Бентам, активная деятельность которого приходится на рубеж между
XVIII и XIX веками. Его "правила" должных отношений врача к больному, а
также отношений врача к врачу, названные деонтологией, не утратили своей
значимости и в наши дни, как в России, так и во всех зарубежных странах.
Труд врача является весьма сложным. Недаром А.П. Чехов в письме к
А.С.Суворову писал: "У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог
никому этого... Те отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают
только у врачей'. Работа врача весьма нервная, и недаром при обследовании
состояния их здоровья в начале 70-х годов было установлено. что неврозами
они страдают в два раза больше, чем инженеры.
По зарубежным данным, врачи от кардиосклероза умирают в два раза чаще,
чем другие специалисты. И это не от того, что они предрасположены к
указанной болезни, это результат их напряженной работы с психологической
точки зрения. Такова их участь заботиться о больных, не уделяя должного
внимания своему здоровью. Недаром еще в XVII веке известный голландский
врач Николаас ван Тульпа, который одновременно был бургомистром г.
Амстердама, в результате своей напряженной врачебной работы высказал мысль,
которая стала для врачей неумирающим афоризмом - 'Светя другим, сгораю
caм."(Allis inserviend consumora).
Ныне нравы людей в значительной степени упростились и теперь в
медицинских учреждениях можно увидеть врачей и средних медицинских
работников в затертых джинсах, плохо выбритых, не причесанных, без
галстуков, в мятых халатах и т.д. Конечно, мода распространяется и на
медицинских работников, но в таких случаях они не являются носителями
санитарно-гигиенической культуры, не несут ее в народ, не влияют на их
сознание. В затертых джинсах можно, конечно, ходить во дворе, сходить в
магазин и на стадион, но в медицинских учреждениях врачи должны быть
носителями самой высокой культуры, примером опрятности, вежливости,
интеллигентности и высокой нравственности.
Нормальными этическими отношениями между врачами можно считать лишь
такие, когда между ними существует подлинное взаимоуважение. Это означает,
что каждый врач должен уважать своих коллег и не подрывать их авторитет. От
этого во многом зависит в большинстве случаев успех лечения больных. Ведь
если один врач дискредитирует своих товарищей по профессии, рассказывает
пациентам о неправильных их действиях в процессе лечения, то тем самым он
создает такую обстановку, когда больной теряет веру к своему врачу, что
отражается на его здоровье. Это вызывает у больных и ятрогенные
заболевания, которые часто протекают очень тяжело и в значительной степени
отражаются на соматическом состоянии человека. Ведь согласно народной
мудрости "если врачу не веришь, болезни не одолеешь".
Конечно, в жизни бывают такие случаи, когда врач, который начинает
лечение больного, что-то делает не так. Может быть, не совсем удачно
назначает лекарства и когда по каким-то причинам, но чаще всего в связи с
консультацией у более высококвалифицированного специалиста, другой врач
замечает это, то его задача заключается в том, чтобы исправить допущенные
ошибки в предельно корректной форме. В таких случаях врач не должен
выставлять своего предшественника, первым начавшим лечение, как неуча,
ничего не понимающего в медицине, а внести при этом необходимые изменения.
К сожалению, нередко врачи нарушают данное этическое правило и своих
менее квалифицированных коллег пытаются представить в предельно
неприглядном виде, как несведущих в лечении данной болезни. Особенно такое
поведение врачей практикуется в тех странах, где существует частная
практика и из-за погони за большим количеством пациентов, а следовательно и
за получением более значительных гонораров, один врач дискредитирует
другого. Но подобного рода случаи отмечаются и в нашей действительности,
где вся основная медицинская помощь осуществляется врачами государственных
медицинских учреждений. В таких случаях нарушение элементарных этических
норм объясняется эгоистическим поведением таких врачей, жаждущих в какой-то
степени возвыситься над своими товарищами и тем самым создать себе больший
авторитет.
С подобным явлением в медицинской практике истинные врачи уже давно ведут
борьбу. Известный русский ученый С П. Боткин еще в прошлом веке по данному
вопросу писал: "Каждая наша диагностика есть в сущности только гипотеза, то
более, то менее вероятная гипотеза, и мы не можем отказаться от построения
ее. каким бы запутанным ни был данный случай". Исходя из этого, он считал,
что к каждому врачу нужно относиться с уважением. Распознавание болезни -
сложный вопрос, и поэтому ошибаться может каждый врач, и нужно к нему
относиться с уважением. А если он и ошибся, то без оскорблений его ему
нужно помочь.
Однако отношения между врачами не ограничиваются лишь указанными
примерами. Весьма важны их отношения не только при подобных ситуациях, а в
их повседневной работе. Нормальным этическим состоянием врачебного
коллектива должна быть единая целеустремленность, постоянное взаимоуважение
друг к другу. Только в таких случаях может сохраняться высокий авторитет
каждого врача и вместе с тем всего коллектива. Если же кто-либо из
врачебного коллектива ради своего престижа будет клеветать на своих коллег,
распространять слухи об их низкой квалификации, то не может быть
элементарного этического порядка в таком коллективе.
Неправильным остается на протяжении длительного периода времени
неправильное поведение врачей, отрицательно влияющее на психологическое
состояние больного, когда приглашенный на консультацию врач, после осмотра
больного, в его присутствии отвергает ранее поставленный диагноз. Желая
показать свою большую осведомленность, эрудицию и знания перед другими
врачами и больными, он совершенно не думает о том, какое смятение он вносит
в душу больного, который начинает в возбужденном состоянии осознавать свою
"новую" болезнь со всеми ее угрозами и последствиями, что ни в коей мере не
способствует улучшению общего состояния больного. В принципе случаи могут
быть, когда врач-консультант действительно может поставить другой, истинный
диагноз, Но это должно быть сделано более тактично в кабинете врача без
присутствия больного. В таких условиях врач-консультант может не только
высказать свое предположение о диагнозе, но и убедить лечащих врачей в
этом, одновременно ответив и на их возражения, если они имеются. Врачи же
позже в спокойной обстановке без излишнего возбуждения больного могли бы
рассказать ему, в чем заключаются его страдания. Нельзя сказать, что эта
обыденная истина неизвестна врачам. Здесь "работают" другие факторы. Либо
врач некритически относится к своим действиям, либо он "опьянен" своим
превосходством над другими врачами и пытается показать себя во всем своем
величии. В подобном случае слово врача-консультанта носит явно негативную
реакцию. Оно не мобилизует больного на выздоровление, а наоборот, вносит в
процесс выздоровления деструктивную реакцию через психологическое волнение.
Аналогичное положение возникает в том случае, когда консультант не отменяет
диагноз, а также в присутствии больного ту же болезнь называет по-иному,
другим синонимом, неизвестным больному. Так, вместо ранее установленного
диагноза - неврастения - консультант может назвать ту же болезнь
гипостенией, гиперастенией, вегетоневрозом и т.д. Такие поправки или
уточнения вполне закономерны, однако не в присутствии больного. То же самое
касается и назначения консультантом новых лекарственных средств, название
которых может вызвать у больного неоднозначную реакцию. Консультант вправе
это сделать, но опять-таки тактично, в кабинете врача при записи в истории
болезни больного результатов своей консультации. В жизни почти не бывает
таких моментов, чтобы консультант, посмотрев больного, сказал - диагноз
правильный, лечение правильное и ушел. Чаще всего консультант хоть что-то
крохотное, незначительное даже при правильном диагнозе и лечении внесет
свое. Поэтому при всех таких случаях должна быть соблюдена тактичность,
этические правила и по отношению к своим коллегам, и по отношению к
больному.
К этическим правилам поведения врача следует отнести его настроение и
связанное с ним поведение. Независимо от своих душевных переживаний,
вызванных семейными неурядицами и конфликтами в трудовом коллективе, врач
по отношению к больному должен быть внимательным, серьезно относящимся к
его страданиям. Он всегда должен быть оптимистом. вселяющим веру больному в
его быстрейшее выздоровление. Иначе говоря, чувство уверенности врача
должно стать и психологией больного. Этим принципом давно руководствовались
русские корифеи медицины. Назначая то или иное лекарство больному,
профессор М.Я. Мудров считал, что следует ему рассказать о высокой
эффективности его. Тогда, говорил он: "Больной будет принимать его с
восхищением, а сие восхищение, радость и уверенность бывают иногда полезнее
самого лекарства. Больной считает часы и минуты, ожидает действия от
лекарства и думает более о выздоровлении, нежели о болезнях" (Мудров М.Я.
Избр. произведения.- М., 1949.- с.240). Это означает, что
психотерапевтическое воздействие на больного дает, несомненно, свой
результат, повышая эффективность лечения. Большое значение психологическому
воздействию на больного придавал и В.В. Вересаев, утверждая, что "Бодрая и
верящая душа - громадная сила в борьбе с болезнью" (Вересаев В. Собр.
сочинений в пяти томах.- М., 1961.-T.I.- с.36О).
Но в процессе психологического воздействия на больного нельзя все сводить
только к лекарственным средствам. Врач должен рассказать и о режиме
больного, его диете, отдыхе и физической нагрузке.
Главная обязанность врача при этом - проникнуть в душу больного, даже в
том случае, когда он не очень расположен к откровенности. Врач должен
обязательно "включиться" в мир его переживаний, вселив в него надежду на
выздоровление, как бы тяжело он ни был болен. Особенно этого важно
добиваться, когда у больного имеется страх перед болезнью. У таких больных
Страницы: 1, 2
|