реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Профессиональная мораль

реферат

Профессиональная мораль

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа по биоэтике

Тема: «Профессиональная мораль»

Исполнитель:

студентка

факультета

ВСО, 187 гр.

Баринова Ю.Ю.

Проверила:

Кичатова Е.Ю.

Сызрань 2000 год

План:

1. Деонтологические основы медицины.

2. Профессиональная мораль врачей

3. Общие обязанности врача

4. Взаимоотношения врача и пациента

5. Деонтология в деятельности среднего медицинского персонала

6. Медицинская сестра и больной

7. Международный кодекс медицинской этики.

Деонтологические основы медицины.

Нравы и обычаи людей начали формироваться еще в доисторические времена.

Они служили как бы основными правилами, регулирующими отношения между

людьми. И хотя представления их о добре и зле многократно изменялись от

народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречило друг другу,

тем не менее они способствовали формированию общечеловеческих ценностей,

которые в течение веков выкристаллизировались в высокогуманные принципы. Не

все они являются однозначными для различных государств, особенно тех,

которые отличаются по своему социальному устройству. И тем не менее между

ними находятся такие, которые являются приемлемыми для каждого человека.

Есть и в медицине такие обязательные правила, сформулированные еще во

времена Гиппократа, дожившие до наших дней. И их можно назвать вечными

истинами. Особый вклад в медицинскую нравственность внес английский

правовед И.Бентам, активная деятельность которого приходится на рубеж между

XVIII и XIX веками. Его "правила" должных отношений врача к больному, а

также отношений врача к врачу, названные деонтологией, не утратили своей

значимости и в наши дни, как в России, так и во всех зарубежных странах.

Труд врача является весьма сложным. Недаром А.П. Чехов в письме к

А.С.Суворову писал: "У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог

никому этого... Те отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают

только у врачей'. Работа врача весьма нервная, и недаром при обследовании

состояния их здоровья в начале 70-х годов было установлено. что неврозами

они страдают в два раза больше, чем инженеры.

По зарубежным данным, врачи от кардиосклероза умирают в два раза чаще,

чем другие специалисты. И это не от того, что они предрасположены к

указанной болезни, это результат их напряженной работы с психологической

точки зрения. Такова их участь заботиться о больных, не уделяя должного

внимания своему здоровью. Недаром еще в XVII веке известный голландский

врач Николаас ван Тульпа, который одновременно был бургомистром г.

Амстердама, в результате своей напряженной врачебной работы высказал мысль,

которая стала для врачей неумирающим афоризмом - 'Светя другим, сгораю

caм."(Allis inserviend consumora).

Ныне нравы людей в значительной степени упростились и теперь в

медицинских учреждениях можно увидеть врачей и средних медицинских

работников в затертых джинсах, плохо выбритых, не причесанных, без

галстуков, в мятых халатах и т.д. Конечно, мода распространяется и на

медицинских работников, но в таких случаях они не являются носителями

санитарно-гигиенической культуры, не несут ее в народ, не влияют на их

сознание. В затертых джинсах можно, конечно, ходить во дворе, сходить в

магазин и на стадион, но в медицинских учреждениях врачи должны быть

носителями самой высокой культуры, примером опрятности, вежливости,

интеллигентности и высокой нравственности.

Нормальными этическими отношениями между врачами можно считать лишь

такие, когда между ними существует подлинное взаимоуважение. Это означает,

что каждый врач должен уважать своих коллег и не подрывать их авторитет. От

этого во многом зависит в большинстве случаев успех лечения больных. Ведь

если один врач дискредитирует своих товарищей по профессии, рассказывает

пациентам о неправильных их действиях в процессе лечения, то тем самым он

создает такую обстановку, когда больной теряет веру к своему врачу, что

отражается на его здоровье. Это вызывает у больных и ятрогенные

заболевания, которые часто протекают очень тяжело и в значительной степени

отражаются на соматическом состоянии человека. Ведь согласно народной

мудрости "если врачу не веришь, болезни не одолеешь".

Конечно, в жизни бывают такие случаи, когда врач, который начинает

лечение больного, что-то делает не так. Может быть, не совсем удачно

назначает лекарства и когда по каким-то причинам, но чаще всего в связи с

консультацией у более высококвалифицированного специалиста, другой врач

замечает это, то его задача заключается в том, чтобы исправить допущенные

ошибки в предельно корректной форме. В таких случаях врач не должен

выставлять своего предшественника, первым начавшим лечение, как неуча,

ничего не понимающего в медицине, а внести при этом необходимые изменения.

К сожалению, нередко врачи нарушают данное этическое правило и своих

менее квалифицированных коллег пытаются представить в предельно

неприглядном виде, как несведущих в лечении данной болезни. Особенно такое

поведение врачей практикуется в тех странах, где существует частная

практика и из-за погони за большим количеством пациентов, а следовательно и

за получением более значительных гонораров, один врач дискредитирует

другого. Но подобного рода случаи отмечаются и в нашей действительности,

где вся основная медицинская помощь осуществляется врачами государственных

медицинских учреждений. В таких случаях нарушение элементарных этических

норм объясняется эгоистическим поведением таких врачей, жаждущих в какой-то

степени возвыситься над своими товарищами и тем самым создать себе больший

авторитет.

С подобным явлением в медицинской практике истинные врачи уже давно ведут

борьбу. Известный русский ученый С П. Боткин еще в прошлом веке по данному

вопросу писал: "Каждая наша диагностика есть в сущности только гипотеза, то

более, то менее вероятная гипотеза, и мы не можем отказаться от построения

ее. каким бы запутанным ни был данный случай". Исходя из этого, он считал,

что к каждому врачу нужно относиться с уважением. Распознавание болезни -

сложный вопрос, и поэтому ошибаться может каждый врач, и нужно к нему

относиться с уважением. А если он и ошибся, то без оскорблений его ему

нужно помочь.

Однако отношения между врачами не ограничиваются лишь указанными

примерами. Весьма важны их отношения не только при подобных ситуациях, а в

их повседневной работе. Нормальным этическим состоянием врачебного

коллектива должна быть единая целеустремленность, постоянное взаимоуважение

друг к другу. Только в таких случаях может сохраняться высокий авторитет

каждого врача и вместе с тем всего коллектива. Если же кто-либо из

врачебного коллектива ради своего престижа будет клеветать на своих коллег,

распространять слухи об их низкой квалификации, то не может быть

элементарного этического порядка в таком коллективе.

Неправильным остается на протяжении длительного периода времени

неправильное поведение врачей, отрицательно влияющее на психологическое

состояние больного, когда приглашенный на консультацию врач, после осмотра

больного, в его присутствии отвергает ранее поставленный диагноз. Желая

показать свою большую осведомленность, эрудицию и знания перед другими

врачами и больными, он совершенно не думает о том, какое смятение он вносит

в душу больного, который начинает в возбужденном состоянии осознавать свою

"новую" болезнь со всеми ее угрозами и последствиями, что ни в коей мере не

способствует улучшению общего состояния больного. В принципе случаи могут

быть, когда врач-консультант действительно может поставить другой, истинный

диагноз, Но это должно быть сделано более тактично в кабинете врача без

присутствия больного. В таких условиях врач-консультант может не только

высказать свое предположение о диагнозе, но и убедить лечащих врачей в

этом, одновременно ответив и на их возражения, если они имеются. Врачи же

позже в спокойной обстановке без излишнего возбуждения больного могли бы

рассказать ему, в чем заключаются его страдания. Нельзя сказать, что эта

обыденная истина неизвестна врачам. Здесь "работают" другие факторы. Либо

врач некритически относится к своим действиям, либо он "опьянен" своим

превосходством над другими врачами и пытается показать себя во всем своем

величии. В подобном случае слово врача-консультанта носит явно негативную

реакцию. Оно не мобилизует больного на выздоровление, а наоборот, вносит в

процесс выздоровления деструктивную реакцию через психологическое волнение.

Аналогичное положение возникает в том случае, когда консультант не отменяет

диагноз, а также в присутствии больного ту же болезнь называет по-иному,

другим синонимом, неизвестным больному. Так, вместо ранее установленного

диагноза - неврастения - консультант может назвать ту же болезнь

гипостенией, гиперастенией, вегетоневрозом и т.д. Такие поправки или

уточнения вполне закономерны, однако не в присутствии больного. То же самое

касается и назначения консультантом новых лекарственных средств, название

которых может вызвать у больного неоднозначную реакцию. Консультант вправе

это сделать, но опять-таки тактично, в кабинете врача при записи в истории

болезни больного результатов своей консультации. В жизни почти не бывает

таких моментов, чтобы консультант, посмотрев больного, сказал - диагноз

правильный, лечение правильное и ушел. Чаще всего консультант хоть что-то

крохотное, незначительное даже при правильном диагнозе и лечении внесет

свое. Поэтому при всех таких случаях должна быть соблюдена тактичность,

этические правила и по отношению к своим коллегам, и по отношению к

больному.

К этическим правилам поведения врача следует отнести его настроение и

связанное с ним поведение. Независимо от своих душевных переживаний,

вызванных семейными неурядицами и конфликтами в трудовом коллективе, врач

по отношению к больному должен быть внимательным, серьезно относящимся к

его страданиям. Он всегда должен быть оптимистом. вселяющим веру больному в

его быстрейшее выздоровление. Иначе говоря, чувство уверенности врача

должно стать и психологией больного. Этим принципом давно руководствовались

русские корифеи медицины. Назначая то или иное лекарство больному,

профессор М.Я. Мудров считал, что следует ему рассказать о высокой

эффективности его. Тогда, говорил он: "Больной будет принимать его с

восхищением, а сие восхищение, радость и уверенность бывают иногда полезнее

самого лекарства. Больной считает часы и минуты, ожидает действия от

лекарства и думает более о выздоровлении, нежели о болезнях" (Мудров М.Я.

Избр. произведения.- М., 1949.- с.240). Это означает, что

психотерапевтическое воздействие на больного дает, несомненно, свой

результат, повышая эффективность лечения. Большое значение психологическому

воздействию на больного придавал и В.В. Вересаев, утверждая, что "Бодрая и

верящая душа - громадная сила в борьбе с болезнью" (Вересаев В. Собр.

сочинений в пяти томах.- М., 1961.-T.I.- с.36О).

Но в процессе психологического воздействия на больного нельзя все сводить

только к лекарственным средствам. Врач должен рассказать и о режиме

больного, его диете, отдыхе и физической нагрузке.

Главная обязанность врача при этом - проникнуть в душу больного, даже в

том случае, когда он не очень расположен к откровенности. Врач должен

обязательно "включиться" в мир его переживаний, вселив в него надежду на

выздоровление, как бы тяжело он ни был болен. Особенно этого важно

добиваться, когда у больного имеется страх перед болезнью. У таких больных

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.