Питание с учетом различных вероисповеданий
Министерство Здравоохранения РФ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ПИТАНИЕ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ»
Реферат по дисциплине философии Курановой Алины.
2003г. | |
ПИТАНИЕ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ.
Питание как культ и как основа жизни.
В настоящее время на земном шаре проживает более 6 миллиардов человек,
и все они отличаются друг от друга не только языком, цветом кожи,
национальностью, но и вероисповеданием. Слово религия происходит от лат.
геligio, что означает «набожность», «святыня», «благочестие».
Определений религии существует более 200, из которых удачным можно
назвать данное американским исследователем Б. Иэрхартом: «Религия подобна
времени; все чувствуют, что это такое, но не так-то легко ухватить его суть
и дать ему точное определение».
Атеисты любую религию определяют как «опиум для народа». Люди верующие
считают, что религия — это взаимоотношения между богом и человеком, и само
существование бога не обсуждается. Существует третий подход, когда религия
рассматривается как историческое и социальное явление, как система
объединения людей церковью. Религия в современном обществе объективно
представляет собой одну из важнейших составляющих культуры народов.
Первым и центральным вопросом любой религии является вопрос веры. Это
понятие нематериальное. Вера эмоциональна, интуитивна, предполагает
религиозное чувство. Религия же представляет собой сложившуюся систему,
существующую на основе теории (религиозного вероучения) и практической
деятельности. Вероучением занимается теология (от греческого theos — бог и
logos — учение); в русском языке этому слову соответствует понятие
«богословие». Существование религии невозможно без практики, основным и
обязательным элементом которой является культ (от латинского — уход,
почитание).
Вопросы питания в большей или меньшей степени как элементы культа
присутствуют во всех религиях. Это пищевые запреты и ограничения (посты),
обычаи, традиции и другие предписания.
По вопросам бытия, жизни и ее происхождения существует две
принципиальных точки зрения: религиозная позиция называется креационизмом,
согласно которому, жизнь была создана Творцом в определенное время, и
вторая, объясняющая процессы мироздания с научной точки зрения (основных
теорий тут несколько):
• самопроизвольное зарождение, т. е. все произошло само собой, что и
следует из названия;
• теория стационарного состояния означает, что жизнь существовала
всегда;
-согласно теории панспермии, жизнь на планету Земля была занесена
извне;
-теория биохимической эволюции — постепенное возникновение жизни и ее
последующее развитие от простого к сложному.
Верующим человеком религиозные предписания не обсуждаются, чего бы они
ни касались. Атеисты (от греч. а — отрицание и theos — бог) возникновение
постов и других пищевых религиозных предписаний объясняют следующим
образом: древние люди еще во времена родового строя, когда основным
источником пищи были охота и собирательство, из-за суеверий стали
использовать различные обряды (просьба удачной охоты и т. д.). Обряды
касались многих сторон жизни, но поскольку наличие или отсутствие пищи
имело первостепенное значение для выживания, обряды, прямо или косвенно
связанные с питанием, стали наиболее важными. Со временем эти обряды
закрепились в сознании древних людей и в практической жизни, приобрели
культовую окраску. Пищевые предписания в своей основе имели не только
суеверия, но и чисто экономическую основу — необходимость бережного
расходования пищевых припасов; соблюдение постепенно вырабатываемых
элементарных гигиенические правил имело жизненное значение.
Так постепенно жизнь первобытной общины регламентировалась системой
различных запретов. Впоследствии по мере развития общества эти культы
приобретали
религиозную окраску. В итоге постам церковью было придано, по существу,
новое содержание — не только и не столько физическое, но, прежде всего
нравственное очищение.
Все религии подразделяются на две большие группы: монотеистические (от
греч. monos — один, и theos — бог), признающие существование одного бога, и
политеистические (роlу — много и theos - бог), поклоняющиеся множеству
богов. Русский термин «многобожие» является аналогом термина «политеизм».
Мировые религии.
Существует множество религий — от совсем малочисленных до национально-
государственных (например, индуизм в Индии составляет основу религиозной
жизни нации) и даже мировых, распространившихся за пределы культурно-
национального очага, в котором они возникли, и имеющих огромное число
приверженцев во всем мире. Мировыми религиями считаются буддизм,
христианство и ислам. По данным журнала «World Аlmanac» (1994 г.), в мире
насчитывалось 1833 млн. христиан; 971 млн. мусульман; 732,8 млн. индуистов;
314,9 млн. буддистов (эти данные нельзя считать очень точными, т. к. в
некоторых странах проводить опрос считается неэтичным).
Христианство.
Христианство (от греческого Christos — «помазанник», «мессия»),
зародившись как единая религия, со временем разделилось (в 1054г. произошел
окончательный раскол католической и православной церкви), а после эпохи
жестоких религиозных войн XVI века выделяется протестантизм, и
конфессиональное разделение Европы становится стабильным. Католицизм или
католичество (означает «всеобщий», «вселенский») наиболее массовая
христианская конфессия (от лат. confessionalis — церковный). Католиков
насчитывается до 800 млн. Католичество преобладает в романских странах
(кроме Румынии) и в Ирландии. Православие (от греческого - ортодоксия)
исторически сложилось как восточная ветвь христианства, преобладает в
славянских странах (кроме католических Польши и Хорватии), Греции и
Румынии. Православных порядка 100 млн. человек.
Протестантизм распространен в германо-скандинавских странах (кроме
католических Австрии, Баварии). В середине 90-х г.г. общее число людей,
склоняющихся к протестантизму, определялось в 585 млн. человек; примерно
412 млн. из них — представители европейского протестантизма, ведущего
начало непосредственно от реформации, и 173 млн. верующих приняли учение в
результате миссионерской деятельности — «неевропейские независимые
христиане».
Ислам.
Самая молодая из мировых религий — ислам (от арабского «покорность» или
от слова «салям» — мир); второе название религии— мусульманство.
Исповедующих ислам сейчас в мире — около одного миллиарда человек.
Священной книгой мусульман является Коран, ниспосланный людям в виде стихов
через пророка Мухаммеда в Мекке. Ислам также неоднороден, два основные его
течения называются суннизм («сунна» в переводе с арабского означает
«образец», «пример») и шиизм («шиа» с арабского — «приверженцы»).
Буддизм и индуизм.
Исповедующих индуизм приблизительно в 2 раза больше, чем буддистов.
Религиозная история питания.
Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На
протяжении длительного времени у разных народов формировались не только
навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности
складывались под влиянием многих факторов: географическое положение,
климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и
другое. В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов,
естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы)
питались тем, что могло дать животноводство,
т.е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты
животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления
пищи применяли большое количество овощей и фруктов. Таким образом,
определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи. Другой
важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, —
это технология приготовления пищи, способ ее обработки.
Определяющим было использование огня, т. е. устройство очага.
Географическое положение и климат имели первостепенное значение и в этом
вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником
тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. Южане использовали
открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья. В свою очередь,
устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее
всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить
(на вертеле, решетке).
Вкусовые предпочтения и режим питания складывались также в зависимости
от климатических и географических особенностей: южные народы при
приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и
приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду. У большинства
народов сложилась традиция питаться три раза в день. У южан завтрак, как
правило, легкий, обед и ужин обильные.
Степень влияния религий на особенности национального питания у разных
народов различна. Чаще всего церковные предписания и запреты органично
вписывались в систему уже сложившихся кулинарных традиций. Однако влияние
церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и
значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая
свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм (их в стране
подавляющее большинство), вообще не употребляют в пищу мясо животных,
многие индуисты — строгие вегерианцы. В результате у каждого народа
кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались
национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени
являются религиозные предписания.
В Китае удивительным образом сложилась система религиозной практики. На
равных в стране существуют буддизм, даосизм, конфуцианство. Если буддизм
является одной из мировых религий, то две последние преимущественно
распространены в Китае.
Жители Японии также исповедуют одновременно буддизм и синтоизм
(национальная японская религия). Аналогичное положение существует во многих
странах мира. Кроме того, внутри конфессий строгого единства нет. Христиане
давно разделены на католиков, протестантов и православных, мусульмане — на
суннитов и шиитов, внутри буддизма имеется несколько направлений и даже
индуизм не однороден. Также можно наблюдать сочетание религиозного и
национального в жизни людей, в том числе и в вопросах кулинарии.
Взаимопроникновение национального и религиозного привело к своеобразию и
неповторимости народов и особенностей их питания.
Зороастризм.
Зороастризм относят к древним религиям. Примерно с 1500 по 1200 г. до
н. э. жил наделенный даром предвидения пророк Зороастр (3аратуштра, или
Заратустра), основатель этой религии. И в настоящее время 130—150 тыс.
человек в Иране, Пакистане, Индии и некоторых других странах считают себя
приверженцами зороастризма. Где эта религия возникла, точно неизвестно; по
мнению английской исследовательницы М. Бойс, «пророк Зороастр жил в
азиатских степях, к востоку от Волги». Уже тогда вопросам питания уделялось
большое внимание: религией предписывалось не употреблять в пищу мясо,
предварительно не удалив из него кровь. Регламентировалось праздничное меню
— при встрече Нового года (Ноуруза) на праздничном столе обязательно должны
находиться семь блюд (составляющих так называемую лорку) из миндаля,
фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов.
Даосизм.
Основателем даосизма считают мудреца Лао-цзы, хотя о нем самом почти
ничего достоверно неизвестно. Учение возникло в VI—V веках до н. э. в
Китае, и до настоящего времени многие китайцы исповедуют даосизм, хотя нет
точных данных, сколько в современном Китае проживает последователей этой
религии в настоящее время. Даосизм не относится к мировым религиям и
распространен только в Китае. Современной китайской медициной используются
принципы даосской диеты с лечебной и профилактической целями, а также для
оздоровления организма. Важнейшее место в этом занимает пост (чжай).
Отличительной особенностью поста даосизма является отсутствие единых,
строго расписанных правил. Пост — это система самых различных предписаний и
ограничений, касающихся не только пищи; это строгое соблюдение ритуалов,
сдерживание эмоций и страстей («ограничения сердца») и воздержание от
многих мыслей, желаний, слов, действий.
Чрезвычайно своеобразным является метод «девяти форм пищевого поста». В
целом метод представляет собой путь совершенствования даоса (исповедующего
даосизм), состоящий из 9 этапов. Общее правило питания, относящееся к его
количеству, — непереедание, ненасыщение до конца, следование «золотой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|