реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Питание с учетом различных вероисповеданий

реферат

Питание с учетом различных вероисповеданий

Министерство Здравоохранения РФ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ПИТАНИЕ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ»

Реферат по дисциплине философии Курановой Алины.

2003г. | |

ПИТАНИЕ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ.

Питание как культ и как основа жизни.

В настоящее время на земном шаре проживает более 6 миллиардов человек,

и все они отличаются друг от друга не только языком, цветом кожи,

национальностью, но и вероисповеданием. Слово религия происходит от лат.

геligio, что означает «набожность», «святыня», «благочестие».

Определений религии существует более 200, из которых удачным можно

назвать данное американским исследователем Б. Иэрхартом: «Религия подобна

времени; все чувствуют, что это такое, но не так-то легко ухватить его суть

и дать ему точное определение».

Атеисты любую религию определяют как «опиум для народа». Люди верующие

считают, что религия — это взаимоотношения между богом и человеком, и само

существование бога не обсуждается. Существует третий подход, когда религия

рассматривается как историческое и социальное явление, как система

объединения людей церковью. Религия в современном обществе объективно

представляет собой одну из важнейших составляющих культуры народов.

Первым и центральным вопросом любой религии является вопрос веры. Это

понятие нематериальное. Вера эмоциональна, интуитивна, предполагает

религиозное чувство. Религия же представляет собой сложившуюся систему,

существующую на основе теории (религиозного вероучения) и практической

деятельности. Вероучением занимается теология (от греческого theos — бог и

logos — учение); в русском языке этому слову соответствует понятие

«богословие». Существование религии невозможно без практики, основным и

обязательным элементом которой является культ (от латинского — уход,

почитание).

Вопросы питания в большей или меньшей степени как элементы культа

присутствуют во всех религиях. Это пищевые запреты и ограничения (посты),

обычаи, традиции и другие предписания.

По вопросам бытия, жизни и ее происхождения существует две

принципиальных точки зрения: религиозная позиция называется креационизмом,

согласно которому, жизнь была создана Творцом в определенное время, и

вторая, объясняющая процессы мироздания с научной точки зрения (основных

теорий тут несколько):

• самопроизвольное зарождение, т. е. все произошло само собой, что и

следует из названия;

• теория стационарного состояния означает, что жизнь существовала

всегда;

-согласно теории панспермии, жизнь на планету Земля была занесена

извне;

-теория биохимической эволюции — постепенное возникновение жизни и ее

последующее развитие от простого к сложному.

Верующим человеком религиозные предписания не обсуждаются, чего бы они

ни касались. Атеисты (от греч. а — отрицание и theos — бог) возникновение

постов и других пищевых религиозных предписаний объясняют следующим

образом: древние люди еще во времена родового строя, когда основным

источником пищи были охота и собирательство, из-за суеверий стали

использовать различные обряды (просьба удачной охоты и т. д.). Обряды

касались многих сторон жизни, но поскольку наличие или отсутствие пищи

имело первостепенное значение для выживания, обряды, прямо или косвенно

связанные с питанием, стали наиболее важными. Со временем эти обряды

закрепились в сознании древних людей и в практической жизни, приобрели

культовую окраску. Пищевые предписания в своей основе имели не только

суеверия, но и чисто экономическую основу — необходимость бережного

расходования пищевых припасов; соблюдение постепенно вырабатываемых

элементарных гигиенические правил имело жизненное значение.

Так постепенно жизнь первобытной общины регламентировалась системой

различных запретов. Впоследствии по мере развития общества эти культы

приобретали

религиозную окраску. В итоге постам церковью было придано, по существу,

новое содержание — не только и не столько физическое, но, прежде всего

нравственное очищение.

Все религии подразделяются на две большие группы: монотеистические (от

греч. monos — один, и theos — бог), признающие существование одного бога, и

политеистические (роlу — много и theos - бог), поклоняющиеся множеству

богов. Русский термин «многобожие» является аналогом термина «политеизм».

Мировые религии.

Существует множество религий — от совсем малочисленных до национально-

государственных (например, индуизм в Индии составляет основу религиозной

жизни нации) и даже мировых, распространившихся за пределы культурно-

национального очага, в котором они возникли, и имеющих огромное число

приверженцев во всем мире. Мировыми религиями считаются буддизм,

христианство и ислам. По данным журнала «World Аlmanac» (1994 г.), в мире

насчитывалось 1833 млн. христиан; 971 млн. мусульман; 732,8 млн. индуистов;

314,9 млн. буддистов (эти данные нельзя считать очень точными, т. к. в

некоторых странах проводить опрос считается неэтичным).

Христианство.

Христианство (от греческого Christos — «помазанник», «мессия»),

зародившись как единая религия, со временем разделилось (в 1054г. произошел

окончательный раскол католической и православной церкви), а после эпохи

жестоких религиозных войн XVI века выделяется протестантизм, и

конфессиональное разделение Европы становится стабильным. Католицизм или

католичество (означает «всеобщий», «вселенский») наиболее массовая

христианская конфессия (от лат. confessionalis — церковный). Католиков

насчитывается до 800 млн. Католичество преобладает в романских странах

(кроме Румынии) и в Ирландии. Православие (от греческого - ортодоксия)

исторически сложилось как восточная ветвь христианства, преобладает в

славянских странах (кроме католических Польши и Хорватии), Греции и

Румынии. Православных порядка 100 млн. человек.

Протестантизм распространен в германо-скандинавских странах (кроме

католических Австрии, Баварии). В середине 90-х г.г. общее число людей,

склоняющихся к протестантизму, определялось в 585 млн. человек; примерно

412 млн. из них — представители европейского протестантизма, ведущего

начало непосредственно от реформации, и 173 млн. верующих приняли учение в

результате миссионерской деятельности — «неевропейские независимые

христиане».

Ислам.

Самая молодая из мировых религий — ислам (от арабского «покорность» или

от слова «салям» — мир); второе название религии— мусульманство.

Исповедующих ислам сейчас в мире — около одного миллиарда человек.

Священной книгой мусульман является Коран, ниспосланный людям в виде стихов

через пророка Мухаммеда в Мекке. Ислам также неоднороден, два основные его

течения называются суннизм («сунна» в переводе с арабского означает

«образец», «пример») и шиизм («шиа» с арабского — «приверженцы»).

Буддизм и индуизм.

Исповедующих индуизм приблизительно в 2 раза больше, чем буддистов.

Религиозная история питания.

Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На

протяжении длительного времени у разных народов формировались не только

навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности

складывались под влиянием многих факторов: географическое положение,

климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и

другое. В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов,

естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы)

питались тем, что могло дать животноводство,

т.е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты

животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления

пищи применяли большое количество овощей и фруктов. Таким образом,

определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи. Другой

важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, —

это технология приготовления пищи, способ ее обработки.

Определяющим было использование огня, т. е. устройство очага.

Географическое положение и климат имели первостепенное значение и в этом

вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником

тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. Южане использовали

открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья. В свою очередь,

устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее

всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить

(на вертеле, решетке).

Вкусовые предпочтения и режим питания складывались также в зависимости

от климатических и географических особенностей: южные народы при

приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и

приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду. У большинства

народов сложилась традиция питаться три раза в день. У южан завтрак, как

правило, легкий, обед и ужин обильные.

Степень влияния религий на особенности национального питания у разных

народов различна. Чаще всего церковные предписания и запреты органично

вписывались в систему уже сложившихся кулинарных традиций. Однако влияние

церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и

значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая

свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм (их в стране

подавляющее большинство), вообще не употребляют в пищу мясо животных,

многие индуисты — строгие вегерианцы. В результате у каждого народа

кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались

национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени

являются религиозные предписания.

В Китае удивительным образом сложилась система религиозной практики. На

равных в стране существуют буддизм, даосизм, конфуцианство. Если буддизм

является одной из мировых религий, то две последние преимущественно

распространены в Китае.

Жители Японии также исповедуют одновременно буддизм и синтоизм

(национальная японская религия). Аналогичное положение существует во многих

странах мира. Кроме того, внутри конфессий строгого единства нет. Христиане

давно разделены на католиков, протестантов и православных, мусульмане — на

суннитов и шиитов, внутри буддизма имеется несколько направлений и даже

индуизм не однороден. Также можно наблюдать сочетание религиозного и

национального в жизни людей, в том числе и в вопросах кулинарии.

Взаимопроникновение национального и религиозного привело к своеобразию и

неповторимости народов и особенностей их питания.

Зороастризм.

Зороастризм относят к древним религиям. Примерно с 1500 по 1200 г. до

н. э. жил наделенный даром предвидения пророк Зороастр (3аратуштра, или

Заратустра), основатель этой религии. И в настоящее время 130—150 тыс.

человек в Иране, Пакистане, Индии и некоторых других странах считают себя

приверженцами зороастризма. Где эта религия возникла, точно неизвестно; по

мнению английской исследовательницы М. Бойс, «пророк Зороастр жил в

азиатских степях, к востоку от Волги». Уже тогда вопросам питания уделялось

большое внимание: религией предписывалось не употреблять в пищу мясо,

предварительно не удалив из него кровь. Регламентировалось праздничное меню

— при встрече Нового года (Ноуруза) на праздничном столе обязательно должны

находиться семь блюд (составляющих так называемую лорку) из миндаля,

фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов.

Даосизм.

Основателем даосизма считают мудреца Лао-цзы, хотя о нем самом почти

ничего достоверно неизвестно. Учение возникло в VI—V веках до н. э. в

Китае, и до настоящего времени многие китайцы исповедуют даосизм, хотя нет

точных данных, сколько в современном Китае проживает последователей этой

религии в настоящее время. Даосизм не относится к мировым религиям и

распространен только в Китае. Современной китайской медициной используются

принципы даосской диеты с лечебной и профилактической целями, а также для

оздоровления организма. Важнейшее место в этом занимает пост (чжай).

Отличительной особенностью поста даосизма является отсутствие единых,

строго расписанных правил. Пост — это система самых различных предписаний и

ограничений, касающихся не только пищи; это строгое соблюдение ритуалов,

сдерживание эмоций и страстей («ограничения сердца») и воздержание от

многих мыслей, желаний, слов, действий.

Чрезвычайно своеобразным является метод «девяти форм пищевого поста». В

целом метод представляет собой путь совершенствования даоса (исповедующего

даосизм), состоящий из 9 этапов. Общее правило питания, относящееся к его

количеству, — непереедание, ненасыщение до конца, следование «золотой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.