реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

реферат

выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со

взрослыми: у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В

результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают

резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью

подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы

против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду

гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как,

по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70

% «познакомились» с алкоголем в 10 — 11 лет и в большинстве случаев это

была вина родителей.

Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые

напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12—14 лет —в 40 %, в

возрасте 15—16 лет — в 32%.

Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и

подростков.

К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует

относить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны

как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с

функциональными расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства

высшей нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональные

нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в

органические, структурные.

Учитель или воспитатель нередко встречаются в своей работе с

различными проявлениями невротических реакций у детей и подростков и потому

должны иметь представления о природе неврозов и особенностях их протекания

у детей различного возраста. Эти знания помогут им вовремя заметить

появление невротических расстройств высшей нервной деятельности у ребенка,

и после консультации с врачом организовать оптимальную педагогическую

коррекцию этих нарушений.

В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии

различают три основные формы неврозов:

. неврастению,

. невроз навязчивых состояний

. истерию.

. психастению.

Неврастения - характеризуется перенапряжением тормозного или

возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при

неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений

могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные

травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным:

наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения,

головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся

раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость

движений.

Неврозы навязчивых состояний - характеризуются навязчивыми мыслями,

страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана с

переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.

Истерия - связана с патологическим преобладанием первой сигнальной

системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в

значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз

характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением,

чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны

случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются

истерические припадки.

Психастения - характеризуется преобладанием второй сигнальной системы

и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и

эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному

мудрствованию.

Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15

лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервная

анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничении

себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое

интеллектуальное развитие, но страдающих повышенной самооценкой.

Особенно часто невротические расстройства и различные психические

заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатный

период (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемые

кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно

осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или

критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.

Вывод.

Таким образом, для нормального развития детей и подростков на каждом

отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий. Решить

эту первостепенную задачу возможно только при тесном содружестве

специалистов разных профилей: педагогов, психологов, физиологов, медиков и

гигиенистов.

Практическая работа №1 Вариант №2 тема: "Функционирование рецепторов".

План:

. Ознакомление с теорией построения опытов.

. Подготовка необходимых материалов согласно каждого эксперимента.

. Выполнение и анализ результата эксперимента.

. Описание результата эксперимента.

. Сделать заключение, выводы.

Введение.

Результаты экспериментов послужат для детального представления работы

рецепторов человека в разных частях его тела.

В ходе работы попробуем проанализировать чувствительность рецепторов

на разных участках тела.

Эксперимент №1. Острота осязания.

Оборудование, инструмент:

Линейка.

Циркуль - измеритель.

Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах

проведения эксперимента, физический здоровый.

Условия работы:

1. Температура циркуля - измерителя постоянна на протяжении

всего эксперимента.

2. Иголки циркуля - измерителя одинаковой длины.

3. Линейка с миллиметровой шкалой и с четкими делениями.

Ход работы:

При прикосновении циркуля - измерителя к участку тела должно быть

явное различие двух "уколов".

Опыт повторяем дважды на одном и том же участке тела во избежании

недоразумений.

Результат рассчитываем как среднее арифметическое из этих двух

измерений.

Для эксперимента выберем три участка тела:

. Язык.

. Плечо.

. Палец на руке.

Постепенно сужая циркуль - измеритель добиваемся того, что вместо двух

уколов ощущаем один или точно не можем проанализировать количество

раздражителей.

|Язык |Плечо |Палец на руке|

|0,9 мм |48 мм |4 мм |

Подождем некоторое время и проведем эксперимент заново.

|Язык |Плечо |Палец на руке|

|0,8 мм |43 мм |4 мм |

Рассчитаем среднее арифметическое значение по полученным данным.

|Язык |Плечо |Палец на руке|

|0,85 мм |45,5 мм |4 мм |

Выводы:

В результате эксперимента мы удостоверились и подтвердили что на

различных участках тела острота осязания разная. Язык более чувствителен к

прикосновению, чем палец или плечо.

Острота осязания - величина обратная порогу различия, т.е.

минимальному расстоянию между двумя раздражаемыми одновременно точками

кожи, которое сопровождается ощущениями прикосновения в двух точках

(двойственным ощущением).

Эксперимент №2. Адаптация терморецепторов.

Оборудование, инструмент:

Три тазика с водой:

первый - температура воды равно 100 С.

второй - температура воды равно 250 С.

третий- температура воды равно 400 С.

Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах

проведения эксперимента, физический здоровый.

Условия работы:

1. Температура в помещении постоянная.

2. На момент эксперимента температура воды в тазиках

контролируется термометрами.

Ход работы:

При проведении опыта испытуемому предварительно не охлаждали и не

нагревали руки.

Проведение опыта достаточно единожды т.к. результаты эксперимента

будут на лицо при соблюдении условий работы.

Итак, левая рука помещена в тазик с температурой воды равной 100 С -

прохладно, правая помещена в тазик с температурой воды равной 400 С -

тепло.

Подождем пять минут.

Поместим обе руки в тазик с температурой воды 250 С:

Ощущения:

Левая рука - ощущение тепла.

Правая рука - ощущение холода.

Подождем 2 - 10 минут - эффект адаптации, обе руки воспринимают

температуру воды в тазике как нормальную температуру.

Адаптация - (от lat. adaptatoi - прилаживание, приноравливание) в

широком смысле слова свойство организма приспосабливаться к действию

факторов окружающей среды.

При необходимости эксперимент можно повторить несколько раз с

увеличением времени ожидания.

Выводы:

В результате эксперимента подтвердили, что человеку свойственно

адаптироваться к условиям, в которых ему необходимо, в частном случае, к

температурным условиям.

Эксперимент №3. Температурные, последовательные образы.

Оборудование, инструмент:

Колба. (Стакан)

В первом случае наполненная холодной водой

Во втором случае наполненная горячей водой.

Секундомер.

Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах

проведения эксперимента, физический здоровый.

Условия работы:

Температура в помещении постоянная.

Ход работы:

Проведем двойной анализ действия холодного и теплого (горячего)

предмета на кожу человека.

Первый анализ - длительное прикосновение.

Второй анализ - кратковременное, частое прикосновение.

Приложим колбу наполненную холодной водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убрав

ее мы будем продолжать ощущать чувство холода, но это чувство со временем

проходит. Изменим условия проведения, колбу будем ритмично подносить ко лбу

на протяжении 2 - 5 минут, с частотой 1 - 3 секунды. В результате ощущения

холода остается на протяжении всего опыта постоянным, а вот ощущения

прикосновения мы ощущаем согласно своей частоте прикосновения.

Проделаем эти опыты с теплой (горячей) водой.

Приложим колбу наполненную теплой водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убрав

ее мы будем продолжать ощущать чувство тепла. Но ощущение тепла пропадает

гораздо быстрее, чем в предыдущем опыте - чувство холода.

Условия прикосновения изменим согласно вышеприведенного эксперимента.

Частота прикосновения 1 - 3 сек, на протяжении 2 - 5 минут. Ощущения тепла

исчезает при отводе колбы. Последовательные прикосновения и ощущения тепла

носят прерывистый характер.

Выводы:

В результате этого эксперимента мы делаем вывод, что последствия

холодного раздражителя выражено отчетливее, чем теплого.

Заключение:

В ходе выполнения этого практического задания выяснили, что рецепторы

человека выполняют огромную роль. В зависимости от назначения органов

человеку свойственны, усиленное или уменьшенное действие рецепторов.

Список литературы.

1. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384

с., ил.

2. Пробуждающее мышление / Ф. Кликс. - М.: Прогресс. 1983.

3. Физиология ВНД / Л. Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 1979

4. Физиология человека / под. ред. Г. И. Косицкого. - Ф50 3-е изд.,

перераб. и доп., - М.: Медицина, 1985. 544с., ил.

5. Физиология человека / под. ред. Н. В. Зимкина. - 3-е изд. -

М.: Физкультура и спорт. 1964.

-----------------------

[pic]

[pic]

Рисунок 1. Изменения интегративных показателей ВНД у детей и подростков в

процессе развития.

Рисунок 2. Образование условного рефлекса на речевой (1) и непосредственный

раздражитель (2) у детей и подростков. А - девочки, Б - мальчики.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.