реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Образ медсестры в отечеcтвенной литературе

реферат

Образ медсестры в отечеcтвенной литературе

Но надо жить без самозванства.

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства.

Услышать будущего зов.

Б. Пастернак

Эти пастернаковские строки выглядят эпиграфом к роману “Доктор

Живаго”, над которым Борис Леонидович работал около четверти века. Роман

как бы вобрал его самые сокровенные мысли и чувства. И вот на склоне лет

роман завершен, окончательный вариант подготовлен к печати, но опубликован

роман был только за границей. В 1958 г. за него Пастернаку была присуждена

Нобелевская премия. На Родине же Бориса Леонидовича не признавали. В газете

“Правда” была опубликована статья Заславского “Шумиха реакционной

пропаганды вокруг литературного сорняка”. Автор статьи утверждал, что

Пастернак якобы никогда не был “подлинно советским писателем” и даже в свое

золотое время “не числился в мастерах первого класса”. Поэта называли

“предателем”, “внутренним эмигрантом”. Он был исключен из Союза писателей.

Пастернак заявил, что отказывается от премии и ни при каких условиях не

покинет Советского Союза. Он тяжело переживает обрушившиеся на него

огульные обвинения и измену некоторых друзей.

Эти события ускорили его кончину.

А вот проводить поэта в последний путь пришли многие лучшие

представители советской интеллигенции. Твардовский на встрече с Хрущевым

сказал: “Так вот по сравнению с Пастернаком я не слишком крупный поэт”.

Мировой известностью Пастернак пользовался всегда. Роман, ходивший

тридцать лет в самиздатовских экземплярах, наконец опубликовали.

В произведениях Пастернака главный герой — человек, его душа, его

судьба, сочувствие и понимание. Академик Д. С. Лихачев считает, что “Доктор

Живаго” даже не роман, а род автобиографии, и убедительно обосновывает, что

это биография времени. “В романе главная действующая сила — стихия

революции”. Глазами героя мы видим разгул убийства и беззакония, разруху и

голод, воодушевление простых людей, их надежду на лучшую жизнь и кровь,

кровь, кровь. Герой бежит от этой вакханалии насилия. Ему хочется покоя,

обычной жизни в кругу семьи, примитивнейшего счастья. Но и на это у него

нет права. Господствуют только два цвета времени. Третьего не дано. Этот

путь ведет в тупик. А почему надо выбирать? Почему нельзя просто жить,

радоваться солнцу и любви, покою и бесконечному счастью? Всегда находятся

люди, которым дана власть, некое право вмешиваться в чужую жизнь и кроить

ее по неким стандартам, в угоду себе, времени, обстоятельствам.

Философский итог всему подводит героиня романа. “Лара шла вдоль

полотна по тропинке, протоптанной странниками, и сворачивала на луговую

стежку, ведшую к лесу. На одномгновение смысл существования опять

открывался Ларе. Она тут,— постигала она,— для того, чтобы разобраться в

сумасшедшей прелести земли и все назвать по имени, а если это будет ей не

по силам, то, из любви к жизни, родить себе преемников, которые сделают

это”.

Роман “Доктор Живаго” в девяностые годы был опубликован в России, и

читатели его приняли восторженно. Многие находили его стиль похожим на

тургеневский или даже бунинский с подробным и многословным описанием. Да,

безусловно, Пастернак — наследник традиций русской классики, и не только

внешне: в лексике, манере излагать свои мысли. Эта связь намного сложнее,

чем может показаться на первый взгляд. Пастернак — писатель-гуманист,

продолжающий традиции русской литературы в главном: нести людям добро,

любовь, справедливость. Будучи гениальным поэтом, он прекрасно чувствует

слово. Отсюда отточенность его фраз, их лаконизм и неподражаемая красота

богатейшего русского языка.

И прекрасно, что это произведение вернулось в Россию, оно помогает понять

происходящее сегодня, так как не потеряло актуальности в настоящие дни. Не

об этом ли мечтал Пастернак, работая над романом, он хотел быть полезным

Родине, быть читаемым, популярным. Все это пришло, к сожалению, поздно, но

пришло. И это главное!

Герой романа Пастернака "с гимназических лет мечтал о прозе, о

книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог

вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидеть и передумать.

Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался

вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к

большой задуманной картине".

Это описание мечты Юрия Живаго, как и многое другое в романе,

замешено на автобиографических "дрожжах" и может быть отнесено к

творческому опыту самого автора. Состояние "физической мечты о

книге", которая "есть кубический кусок горячей, дымящейся совести --

и больше ничего", владело Пастернаком с первых шагов в литературе,

сопровождаясь ясным пониманием того, что "неумение найти и сказать

правду - недостаток, которого никаким умением говорить неправду не

покрыть".

В рукописном отделе Института мировой литературы

сохранилась обложка предложенного к печати фрагмента романа с двумя

зачеркнутыми названиями -- "Когда мальчики выросли" и "Записки Живульта".

Смысловое тождество фамилий Живульт и Живаго очевидно и само

по себе свидетельствует об их несомненной эмблематичности, а

не случайном происхождении. Еще большее значение для осмысления

единства всего творческого пути Пастернака приобретает это тождество,

если учесть, что в рукописях ранних набросков прозы начала 10-х

годов, во фрагменте, носящем заглавие "Смерть Реликвимини", встречается

вариант его имени -- П_у_р_в_и_т (от искаженного французского pour vie --

ради жизни), образующего вместе с двумя другими -- Живульт и Живаго --

триаду тождественных по смыслу имен-эмблем. В тройственной форме

этого по существу единого имени заключена центральная интуиция всего

пастернаковского творчества -- интуиция бессмертия жизни. Его герои –

поэт Реликвимини-Пурвит, возникший в самом начале творческого пути

Пастернака, и поэт Юрий Живаго, этот путь увенчивающий, -- страдают и

умирают, чтобы чудо жизни обрело бессмертие в и слове. Можно

предположить, что та же тема лежала в основе неоконченных "Записок

Патрикия Живульта". Имя героя -- Патрикий -- как и большинство

имен персонажей будущего "Доктора Живаго" -- тоже выбрано не

случайно, и этот выбор может быть объяснен сопоставлением его значимой

"внутренней

формы" с одним из ранних вариантов заглавия "Доктора Живаго" -- "Нормы

нового б_л_а_г_о_р_о_д_с_т_в_а". Таким образом, смысл словосочетания

"Патрикий Живульт" приблизительно может быть передан как "рыцарь жизни".

"Записки Патрикия Живульта" -- "генеральная" проза астернака 30-х

годов -- были несомненно важнейшим звеном, сязующим воедино все

прежние попытки "большого романа" с амыслом "Доктора Живаго". Целый ряд

мотивов, положений, имен топонимов в дошедшей до нас части ("Начало

прозы 36 года") казывают на это с полной ясностью. Композиция этой

части оспроизводит композицию "Повести" (действие начинается на урале

во время первой мировой войны и затем переносится в начало 1900-х

годов). Явная претендентка на роль героини

Евгения Викентьевна Истомина -- это выросшая Женя Люверс, хотя

обстоятельства ее детства изложены иначе, чем в ранней повести. Ее

муж, "физик и математик" в гимназии уральского города Юрятина, ушел на

войну добровольцем и, как Стрельников, пропал без вести. Облик

Истоминой в "романе о Патрике" предвосхищает некоторые черты будущей

Лары Антиповой. Как и героиня "Доктора Живаго", Истомина одна воспитывает

дочь Катю.

В образе Патрикия, от имени которого ведется повествование, легко

опознаются автобиографические черты, с одной стороны, и признаки,

сближающие его с Юрием Живаго, -- с другой.

Настоящее воспитание Патрик получает в доме Александра

Александровича и Анны Губертовны (в "Докторе Живаго" – Анны Ивановны)

Громеко вместе с их дочерью Тоней, которая впоследствии становится

его женой и матерью его сына Шуры. Мотивы влечения Патрика к

Истоминой предвосхищают описания чувств Юры к "девочке из другого

круга": "Истомина единственная из нас была человеком с откровенно

разбитой жизнью. Она всех полнее отвечала моему чувству конца. Не

посвященный в подробности ее истории, я в ней угадывал улику времени,

человека в неволе, помещенного во всем бессмертии его задатков в грязную

клетку каких-то закабаляющих обстоятельств.

И прежде всякой тяги к ней самой меня потянуло к ней именно в эту

клетку".

Образ "человека в неволе, в клетке" поясняет происхождение еще

одной "говорящей" фамилии в романе "Доктор Живаго" -- Гишар (от

французского guichet -- тюремное окошко) и, в сочетании с русским

значением имени Лариса (чайка), делает понятным обилие "птичьих"

ассоциаций в описаниях героини романа. Сближению Патрикия и

Истоминой, фабульно не завершенному, предшествует отъезд семьи

первого с Урала.

Внимательный читатель, потрудившись сравнить оба текста, сможет

обнаружить еще немало признаков их преемственной связи.

Спустя год после опубликования романа "Доктор Живаго" миланским

издательством Фельтринелли (1957), приведшего к скандально известной

травле Пастернака на родине (ее история заслуживает отдельного

описания), в письме к известному музыковеду П. П. Сувчинскому

Пастернак сказал о своем романе слова, которые могут служить опорой для

его неискаженной интерпретации:

"...Потребовалась целая жизнь, ушедшая на то, что

называлось модернизмом, на фрагментаризм, на ф_о_р_м_ы:

политические, эстетические, мировоззрительные формы, на направления,

левые и правые, на споры направлений...

А жизнь тем временем (войны, владычество кретинических теорий,

гекатомбы человеческих существовании, вступление новых поколений), жизнь

тем временем шла своим чередом и накопила множество полувекового

материала, горы нового неназванного содержания, из которого не все

охватывается старыми формами (политическими, эстетическими, левыми, правыми

и пр. и пр.), а часть, самая живая, остается еще без обозначения; как

сознание ребенка. И жалки те, кто хранит верность бесполезной косности

старых определившихся принципов, соперничеству идей и велениям былой, на

пустяки растраченной новизны, а не смиряется перед простодушием и

младенческой неиспорченностью свежего, едва народившегося, векового

содержания. Надо было именно перестать принимать во внимание привычное,

установившееся и в своем значении сплошь такое фальшивое, надо было душе

с ее совестью, способностями познания, страстью, любовью и нелюбовью

дать право на полный, давно назревший переворот, который перевел бы ее из

ее неудобной, вынужденной скрюченности в более свойственное ей,

свободное, естественное положение.

Вот в чем, собственно говоря, вся суть и значение "Доктора

Живаго"".

Герой - Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками,

творческой и художественной складки, умирает в 1929 году.

После него остаются записки и среди других бумаг написанные в

молодые годы отделанные стихи, часть которых здесь предлагается

и которые во всей совокупности составляют последнюю, заключительную

главу романа. Автор".

Знаменательно, что Пастернак относит смерть главного героя к 1929

году, времени слома образа жизни страны, кануну самоубийства

Маяковского, году, который в "Охранной грамоте" назван последним годом

поэта.

Роман о докторе Живаго и стихи, написанные от его имени, стали

выражением радости, превозмогающей страх смерти. "По наполнению, по

ясности, по поглощенности любимой работой жизнь последних лет почти

сплошной праздник души для меня. Я более чем доволен ею, я ею счастлив,

и роман есть выход и выражение этого счастья", -- писал Пастернак в 1955

году. Послевоенная одинокая и независимая жизнь была каждодневным

преодолением смертной тяжести, светлым ощущением бессмертия, верностью ему.

Он по собственному опыту говорил, что бессмертие -- это другое имя

жизни, немного усиленное. Духовное преодоление смерти Пастернак считал

основой своего понимания новой христианской истории человечества.

"Века и поколения только после Христа вздохнули свободно. Только

после него началась жизнь в потомстве, и человек умирает не на улице

под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных

преодолению смерти, умирает, сам посвященный этой теме", -- говорит в

романе Веденяпин.

В свете этой исторической традиции жизнь отдельного

человека, социально не выделенного, не претендующего на привилегии,

на то, чтобы с ним считались больше, чем с другими, более того --

общественно лишнего, становится Божьей повестью. Вечной темой искусства.

Творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом,

и его взгляд становится, силою обстоятельств, мерой и трагической оценкой

событий века, а стихотворения -- поддержкой и подтверждением

надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение, предвестие

которых составляет историческое содержание всех послевоенных лет.

Читая и перечитывая роман, приходишь к мысли, что главное в нем

скорее показано читателю, чем сказано ему в жесткой, настоятельной

форме. Любовь к жизни, чуткость к ее голосу,доверие к ее

неискаженным проявлениям -- первейшая забота автора. Это проявляется

всего сильнее в речи и действиях главного, -- лирического героя --

Юрия Живаго. Он ценит чувство меры и знает, к каким гибельным

последствиям приводит насильственное вмешательство человека в природу и

историю.

В первую очередь ему с детства ненавистны те, кто

себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит

власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Эти

отвратительные черты воплощены для Юрия в адвокате Комаровском, сыгравшем

трагическую роль в его судьбе.

Живаго склонен сочувствовать нравственным идеалам

революции, восхищаться ее героями, людьми прямых действий, как Антипов-

Стрельников. Но он ясно видит и то, к чему неизменно приводят эти

действия. Насилие, по его наблюдениям, ни к чему, кроме насилия, не

ведет. Общий производительный ход жизни нарушается, уступая место разрухе

и бессмысленным, повторяющим прежние, призывам и приказам. Он

видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачиваясь

трагедией и для того, кто ее исповедует и применяет. Есть основания

считать, что именно эта убежденность отличает "Доктора Живаго" от

прозы, над которой Пастернак работал до войны.

Юрию Андреевичу кажется дикой сама идея переделывать жизнь,

поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности

намного превосходящее возможности человека.

Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей

соответствует его благим намерениям. Фанатизм губителен.

В одном из черновых вариантов романа отношению Живаго к

Стрельникову давалось такое объяснение:

"Как он любил всегда этих людей убеждения и дела, фанатиков

революции и религии! Как поклонялся им, каким стыдом покрывался,

каким немужественным казался себе всегда перед лицом их. И как

никогда, никогда не задавался целью уподобиться им и последовать

за ними. Совсем в другом направлении шла его работа над собой.

Голой правоты, голой истины, голой святости неба не любил он. И голоса

евангелистов и пророков не покоряли бы его своей все вытесняющей глубиной,

если бы в них не узнавал он голоса земли, голоса улицы, голоса

современности, которую во все века выражали наследник учителей --

художники. Вот перед кем по совести благоговел он, а не перед героями, и

почитал совершенство творения, вышедшего из несовершенных рук, выше

бесплодного самоусовершенствования человека".

Список литературы.

1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Материалы для биографии. М., 1989.

2. Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.

3. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой биографии романа

Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. 1998. № 6. С. 205–249.

4. Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

// Пастернак Б. Доктор Живаго // Избранные произведения: В 2 т. СПб.,

1998. Т. 2.

5. Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. 1988. № 5.

6. Колобаева Л.А. “Живая жизнь” в образной структуре романа «Доктор

Живаго» Б.Пастернака // Русская словесность. 1999. № 3.


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.