реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Лечебная физкультура (Теория физического воспитания)

реферат

кад-

рами специалистов, медицинское, информационное и мат~риально-техническое

обеспечение, отражение физической культуры в произведениях искусства и т.

д.

Наиболее же сущсственным выражением результативной стороны физической

кчльтуры являюгся: общий уровень физической подготовленыости и физического

развития людей, а также высшие спортивные достижения и другие показатели,

свидетельствующие о фактических результатах внедрения физической культуры в

жизнь народа Эти две стороны физической культуры едины, но между ними

бывают и несоответствия. Первая сторона как бы: переходит во вторую на

основе

системы физического воспитания прежде всего благодаря практической деятель-

ности по физическому воспитанию.

Физическая культура, как и культура в целом, -- продукт сози-

дательной деятельности общества. На каждом историческом этапе

она изменяется в зависимости от возможностей, предоставляемых

для ее развития той или иной общественной формацией, и в то же

время наследует непреходящие культурные ценности, созданные

человечеством на предыдущих этапах (научные знания о законо-

мерностях физического совершенствования человека, объективно

оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, про-

изведения искусства, отражающие эстетические ценности физиче-

ско~'; культуры, материально-технические достижения и т. п.). Физи-

ческая культура советского общества воплощает в себе, по общему

признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой

культуры. Ярким свидетельством ее расцвета является невиданный

в истории размах советского физкультурного движения, охватив-.

шего десятки миллионов людей, высокий общий уровень всесторон-

ней физической подготовленности, выраженный прежде всего в мас-

совом овладении нормативами физкультурного комплекса , победное шествие советских спортсменов

на международной арене, передовой характер всей советской систе-

мы физического воспитания.

Наряду со своей ролыо в физическом совершенствовании чело-

века физическая культура может оказывать существенное влияние

и на его духовный мир -- мир эмоций, эстетических вкусов, эти-

ческих и мировоззренческих представлений. Однако какие именно

взгляды, убеждения и принципы паведения формируются при этом --

зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурно-

го движения, от того, какие социальные силы его организуют и на-

правляют. Прогрессивный характер советской физической культуры

определяется не только материальными условиями ее развития, но

и высокой идейностью физкультурной практики, которая вместе со

всей культурно-воспитательной практикой в нашей стране направ-

ляется Коммунистической партией по пути воплощения гуманней-

ших идей коммунизма.

Для уточнения представлений о соотношении физической куль-

туры и физического воспитания следует отметить, что при всем ор-

ганическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу.

Соответствующие им понятия тождественны только в определенноъ~

отношении, а именно: в отношении той ценности, какую представля-

ют собой физическое воспитание и его результаты для общества.

Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям куль-

туры постольку, поскольку в нем реализуются достигнутые или до-

стигаются новые культурные ценности (отрицательные и быстро

преходящие явления практики физического воспитания по существу

с понятием культуры). Социальная практика физиче-

ского воспитания в этом отношении является как бы каналом, по

которому идет передача ценностей физической культуры от старших

поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения

культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто вос-

принимают прежние достижения, но и приумножают их.

1.4. Физическое воспитание и спорт

В современных системах физического воспитанил

все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом

причин, но прежде всего особой действенностью спорта, как средст-

ва и метода физического воспитания, его популярностью, широчай-

шим развитием в последние десятилетия международных спортив-

ных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной

значимостью спорта в современном мире.

Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическал

соревновательная деятельность, т. е. деятельность, характерной фор-

мой котсрой является система состязаний, исторически сложившая-

ся преимущественно в области физической культуры общества как

особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения

человеческих возможностей (сил, способностей, умения рациональ-

но пользогаться ими). В отличие от других форм деятельности че-

ловека, включаюших соревнование лишь как один из своих момен-

тов или методов (в сфере производства, искусства и т. д.), сорев-

новательная деятельность в спорте строится прежде всего по логике

состязания, в форме состязания. При этом ее характеризуют осо-

бый тип отношений соперничества, свободный в принципе от антаго-

низма, четкая регламентация взаимодействий соревнующихся, а

также унификация состава действий, условий их выполнения и спо-

собов оценки достижений по установленным правилам, которые в

настоящее время приобрели значение международных или относи-

тельно локальных, но достаточно широко признанных норм состя-

зания.

Непосредственная цель соревновательной деятельности в спор-

те -- достижение возможно высокого результата, выраженного в ус-

ловных показателях победы над соперником либо в иных показате-

лях, принимаемых условно за критерий достижений. Но ее суть

никогда не сводится к достижению лишь чисто спортивных результа-

тов. Как деятельность, воздействующая на самого человека, и как

сфера своеобразных межчеловеческих контактов, она имеет и более

глубокий смысл, обусловленный в конечном счете совокупностью

основных общественных отношений, в которые она включена и ко-

торые определяют ее социальную направленность в конкретных ус-

ловиях того или иного общества. В своем жизненном воплощении

спорт -- это и неуклонное стремление человека к расширению своих возможностей, реализуемое через специальную подготов-

ку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодоле-

нием возрастающих трудностей, и делый мир эмоций, порождаемых

успехами и неудачами на этом пути, и сложный комплекс межчело-

веческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее

массовых социальных движений современности, и многое другое.

Спорт, таким образом, -- многогранное общественное явление.

В процессе своего исторического развития он занял видное место

как в физлческой, так и в духовной культуре общества, причем его

социальная значимость продолжает стремительно возрастать.

В широком понимании -- это собственно соревнователь-

ная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические

межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятель-

ности, ее общественно значимьсе результаты, взятые в целом *. Со-

циальная ценность спорта заключается более всего в том, что он

представляет собой совокупность наиболее действенных средств и

методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки

неловека к трудовой и другим общественно необходимым видам дея-

тельности, а наряду с этим -- и одно из важных средств этического

и эстетического воспитания, ддовлетворения духовнык запросов об-

щества, упрочения и расширения интернациональных связей, спо-

собствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе междд

народами .

Особая действенность спорта как средства и метода физическо-

го воспитания обусловлена соревновательным характером спортив-

ной деятельности, присущей ей направленностью к возможно

высоким результатам и объективнымизакономерностями их дости-

жения в процессе специальной подготовки (необходимость углуб-

ленной специализации, связанной с использованием функциональ-

ных нагрузок, возрастающих вплоть до предельных и др.), а также

особенностями организации и стимулирования спорта в обществе

(специфическая система поощрений за спортивные достижения --

от квалификационных значков и званий до высших правительствен-

ных наград). В силу этого спорт по сравнению с другими средства-

ми и методами физического воспитания позволяет обеспечить наи-

высшую степень специализированного развития определенных спо-

собностей, умений и навыков.

В интересах конкретизации представлений о соотношении физи-

ческого воспитания и спорта важно наряду с изложенным учиты-

вать, что спорт не сводится лишь к физическому воспитанию. Как

уже отмечалось, он многогранное общественное явление, имеющее

самостоя гельное общекультурное, педагогическое, эстетическое,

престижное и другие значения. В особой мере это относится к спор-

ту высших достижений (так называемому ) . Кро-

ме того, ряд видов спорта вообще не является действенным средст-

вом физического воспитания или имеет к нему косвенное отношение

(шахматный, авиамодельиый спорт и некоторые другие виды спор-

та, прямо не связанные с высокоактивной двигательной деятельно-

стью) .

С другой стороны, физическое воспитание не может ограничи-

ваться только спортом. Те же самые особенности, какие придают

действенность спорту, не позволяют рассматривать его как универ-

сальное средство физического воспитания. В связи с повышенными,

нередко предельными .требованиями к функциональным возможно-

стям организма и прочими специфическими особенностями спор-

тивной деятельности включение последней в педагогический процесс

лимитируется определенным возрастом, состоянием здоровья и

уровнем предварительной подготовленности воспитуемых. Система

физического воспитания включает в себя кроме спорта и другие

средства, лредоставляющие возможности для менее , бо-

лее регулируемого и избирательного воздействия (строго регламен-

тированные физические упражнения, относящиеся к основной гимна-

стике, относительно простые подвижные игры, регламентированный

туризм и др.) . С началом специализированных занятий спортом про-

цесс физического воспитания приобретает ряд особенностей, харак-

теризующих его как процесс саортивной тренировки. Наряду с ши-

рокой общей физической подготовкой и профессионально приклад-

ными формами физической подготовки спортивная тренировка

относится к числу основных направлений системы физического вос-

питания.

1.3. Резюме

Изложенные понятия дают общее представление о физическом

воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими

явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физиче-

ское воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь

неотъемлемым

компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет

существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических

образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества

в

целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки

его

к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое

содержание физического воспитания составляют физическое образование и еоспи-

тание физических качеств человека. Первое осуществляется путем обучения и

свя-

зано преимущественно с формированием двигагельных умений, навыков и специ-

альных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств челове-

ческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые

лежат

в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости,

и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физическсй

работоспособности.

В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача

накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных

возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той

или

иной мере направленное физическое развитие людей. Общим прикладным резуль-

татом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой

и

других видов практической деятельности людей, является физическая

подготовлен-

ность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и

на-

выках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как проце "с

физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.