кад-
рами специалистов, медицинское, информационное и мат~риально-техническое
обеспечение, отражение физической культуры в произведениях искусства и т.
д.
Наиболее же сущсственным выражением результативной стороны физической
кчльтуры являюгся: общий уровень физической подготовленыости и физического
развития людей, а также высшие спортивные достижения и другие показатели,
свидетельствующие о фактических результатах внедрения физической культуры в
жизнь народа Эти две стороны физической культуры едины, но между ними
бывают и несоответствия. Первая сторона как бы: переходит во вторую на
основе
системы физического воспитания прежде всего благодаря практической деятель-
ности по физическому воспитанию.
Физическая культура, как и культура в целом, -- продукт сози-
дательной деятельности общества. На каждом историческом этапе
она изменяется в зависимости от возможностей, предоставляемых
для ее развития той или иной общественной формацией, и в то же
время наследует непреходящие культурные ценности, созданные
человечеством на предыдущих этапах (научные знания о законо-
мерностях физического совершенствования человека, объективно
оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, про-
изведения искусства, отражающие эстетические ценности физиче-
ско~'; культуры, материально-технические достижения и т. п.). Физи-
ческая культура советского общества воплощает в себе, по общему
признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой
культуры. Ярким свидетельством ее расцвета является невиданный
в истории размах советского физкультурного движения, охватив-.
шего десятки миллионов людей, высокий общий уровень всесторон-
ней физической подготовленности, выраженный прежде всего в мас-
совом овладении нормативами физкультурного комплекса , победное шествие советских спортсменов
на международной арене, передовой характер всей советской систе-
мы физического воспитания.
Наряду со своей ролыо в физическом совершенствовании чело-
века физическая культура может оказывать существенное влияние
и на его духовный мир -- мир эмоций, эстетических вкусов, эти-
ческих и мировоззренческих представлений. Однако какие именно
взгляды, убеждения и принципы паведения формируются при этом --
зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурно-
го движения, от того, какие социальные силы его организуют и на-
правляют. Прогрессивный характер советской физической культуры
определяется не только материальными условиями ее развития, но
и высокой идейностью физкультурной практики, которая вместе со
всей культурно-воспитательной практикой в нашей стране направ-
ляется Коммунистической партией по пути воплощения гуманней-
ших идей коммунизма.
Для уточнения представлений о соотношении физической куль-
туры и физического воспитания следует отметить, что при всем ор-
ганическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу.
Соответствующие им понятия тождественны только в определенноъ~
отношении, а именно: в отношении той ценности, какую представля-
ют собой физическое воспитание и его результаты для общества.
Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям куль-
туры постольку, поскольку в нем реализуются достигнутые или до-
стигаются новые культурные ценности (отрицательные и быстро
преходящие явления практики физического воспитания по существу
с понятием культуры). Социальная практика физиче-
ского воспитания в этом отношении является как бы каналом, по
которому идет передача ценностей физической культуры от старших
поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения
культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто вос-
принимают прежние достижения, но и приумножают их.
1.4. Физическое воспитание и спорт
В современных системах физического воспитанил
все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом
причин, но прежде всего особой действенностью спорта, как средст-
ва и метода физического воспитания, его популярностью, широчай-
шим развитием в последние десятилетия международных спортив-
ных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной
значимостью спорта в современном мире.
Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическал
соревновательная деятельность, т. е. деятельность, характерной фор-
мой котсрой является система состязаний, исторически сложившая-
ся преимущественно в области физической культуры общества как
особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения
человеческих возможностей (сил, способностей, умения рациональ-
но пользогаться ими). В отличие от других форм деятельности че-
ловека, включаюших соревнование лишь как один из своих момен-
тов или методов (в сфере производства, искусства и т. д.), сорев-
новательная деятельность в спорте строится прежде всего по логике
состязания, в форме состязания. При этом ее характеризуют осо-
бый тип отношений соперничества, свободный в принципе от антаго-
низма, четкая регламентация взаимодействий соревнующихся, а
также унификация состава действий, условий их выполнения и спо-
собов оценки достижений по установленным правилам, которые в
настоящее время приобрели значение международных или относи-
тельно локальных, но достаточно широко признанных норм состя-
зания.
Непосредственная цель соревновательной деятельности в спор-
те -- достижение возможно высокого результата, выраженного в ус-
ловных показателях победы над соперником либо в иных показате-
лях, принимаемых условно за критерий достижений. Но ее суть
никогда не сводится к достижению лишь чисто спортивных результа-
тов. Как деятельность, воздействующая на самого человека, и как
сфера своеобразных межчеловеческих контактов, она имеет и более
глубокий смысл, обусловленный в конечном счете совокупностью
основных общественных отношений, в которые она включена и ко-
торые определяют ее социальную направленность в конкретных ус-
ловиях того или иного общества. В своем жизненном воплощении
спорт -- это и неуклонное стремление человека к расширению своих возможностей, реализуемое через специальную подготов-
ку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодоле-
нием возрастающих трудностей, и делый мир эмоций, порождаемых
успехами и неудачами на этом пути, и сложный комплекс межчело-
веческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее
массовых социальных движений современности, и многое другое.
Спорт, таким образом, -- многогранное общественное явление.
В процессе своего исторического развития он занял видное место
как в физлческой, так и в духовной культуре общества, причем его
социальная значимость продолжает стремительно возрастать.
В широком понимании -- это собственно соревнователь-
ная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические
межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятель-
ности, ее общественно значимьсе результаты, взятые в целом *. Со-
циальная ценность спорта заключается более всего в том, что он
представляет собой совокупность наиболее действенных средств и
методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки
неловека к трудовой и другим общественно необходимым видам дея-
тельности, а наряду с этим -- и одно из важных средств этического
и эстетического воспитания, ддовлетворения духовнык запросов об-
щества, упрочения и расширения интернациональных связей, спо-
собствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе междд
народами .
Особая действенность спорта как средства и метода физическо-
го воспитания обусловлена соревновательным характером спортив-
ной деятельности, присущей ей направленностью к возможно
высоким результатам и объективнымизакономерностями их дости-
жения в процессе специальной подготовки (необходимость углуб-
ленной специализации, связанной с использованием функциональ-
ных нагрузок, возрастающих вплоть до предельных и др.), а также
особенностями организации и стимулирования спорта в обществе
(специфическая система поощрений за спортивные достижения --
от квалификационных значков и званий до высших правительствен-
ных наград). В силу этого спорт по сравнению с другими средства-
ми и методами физического воспитания позволяет обеспечить наи-
высшую степень специализированного развития определенных спо-
собностей, умений и навыков.
В интересах конкретизации представлений о соотношении физи-
ческого воспитания и спорта важно наряду с изложенным учиты-
вать, что спорт не сводится лишь к физическому воспитанию. Как
уже отмечалось, он многогранное общественное явление, имеющее
самостоя гельное общекультурное, педагогическое, эстетическое,
престижное и другие значения. В особой мере это относится к спор-
ту высших достижений (так называемому ) . Кро-
ме того, ряд видов спорта вообще не является действенным средст-
вом физического воспитания или имеет к нему косвенное отношение
(шахматный, авиамодельиый спорт и некоторые другие виды спор-
та, прямо не связанные с высокоактивной двигательной деятельно-
стью) .
С другой стороны, физическое воспитание не может ограничи-
ваться только спортом. Те же самые особенности, какие придают
действенность спорту, не позволяют рассматривать его как универ-
сальное средство физического воспитания. В связи с повышенными,
нередко предельными .требованиями к функциональным возможно-
стям организма и прочими специфическими особенностями спор-
тивной деятельности включение последней в педагогический процесс
лимитируется определенным возрастом, состоянием здоровья и
уровнем предварительной подготовленности воспитуемых. Система
физического воспитания включает в себя кроме спорта и другие
средства, лредоставляющие возможности для менее , бо-
лее регулируемого и избирательного воздействия (строго регламен-
тированные физические упражнения, относящиеся к основной гимна-
стике, относительно простые подвижные игры, регламентированный
туризм и др.) . С началом специализированных занятий спортом про-
цесс физического воспитания приобретает ряд особенностей, харак-
теризующих его как процесс саортивной тренировки. Наряду с ши-
рокой общей физической подготовкой и профессионально приклад-
ными формами физической подготовки спортивная тренировка
относится к числу основных направлений системы физического вос-
питания.
1.3. Резюме
Изложенные понятия дают общее представление о физическом
воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими
явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физиче-
ское воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь
неотъемлемым
компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет
существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических
образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества
в
целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки
его
к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое
содержание физического воспитания составляют физическое образование и еоспи-
тание физических качеств человека. Первое осуществляется путем обучения и
свя-
зано преимущественно с формированием двигагельных умений, навыков и специ-
альных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств челове-
ческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые
лежат
в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости,
и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физическсй
работоспособности.
В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача
накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных
возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той
или
иной мере направленное физическое развитие людей. Общим прикладным резуль-
татом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой
и
других видов практической деятельности людей, является физическая
подготовлен-
ность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и
на-
выках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как проце "с
физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.
Страницы: 1, 2
|