реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История скорой помощи

реферат

Бахрушиных. В этом же году прогрессивными московскими врачами делается

попытка организовать «неотложную» помощь на дому в связи с надвигавшейся

эпидемией холеры. Но этой идее так и не суждено было осуществиться.

Москва продолжала расти, появилось большое количество многоэтажных

домов, росло население, увеличивался общественный транспорт, открывались

новые заводы и фабрики. В Москве участились несчастные случаи. Карет скорой

помощи, которыми располагало полицейское управление, уже не хватало. Надо

было искать выход из создавшегося положения. С предложениями изменить

статус скорой помощи, выделив ее из ведомства полиции, выступил губернский

врачебный инспектор Владимир Петрович Поморцов. Аналогичные предложения

звучали и из уст других видных общественных деятелей.

Профессор Московского университета Петр Иванович Дьяконов (1855—1908)

предложил создать добровольное общество скорой медицинской помощи с

привлечением частного капитала. С большим энтузиазмом взялся он за дело

создания общества, но преждевременная смерть помешала его завершить. Но

труды П. И. Дьяконова нашли своих последователей и в мае 1908 года

состоялось учредительное собрание общества, на котором был утвержден устав

и избрано его правление. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную

медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев на улицах, в

общественных местах, на фабриках, железных дорогах и прочих местах.

Председателем правления общества был избран Сулима, секретарем —

Меленевский. Общество, состоявшее из энтузиастов, преданных делу людей, в

своей деятельности решило применить все самое передовое, что было в мире в

то время в области оказания экстренной медицинской помощи. Секретарь

общества, Меленевский, был командирован на конгресс скорой помощи во

Франкфурт-на-Майне. Кроме Франкфурта он посетил Вену, Одессу и ряд других

городов, имевших станции скорой помощи. Вернувшись из командировки,

Меленевский сделал доклад, выводы которого было решено использовать при

организации скорой помощи в Москве.

Вскоре членами общества Варнеком, Меленевским и Остроуховым была

выпущена брошюра «Несчастные случаи и подача помощи потерпевшим при них.

Станции скорой медицинской помощи, их задачи, устройства и деятельность».

По существу, это был первый сборник инструкций для практических врачей как

по оказанию экстренной медицинской помощи больным, так и по организации

работы станций. Большую помощь в создании этого труда оказала Одесская

станция скорой помощи, поделившаяся своим опытом организации работы.

В 1908 году исполнилось десять лет существования в Москве карет скорой

помощи. Отдавая должное уважение заслугам А. И. Кузнецовой, Общество скорой

медицинской помощи направило ей приветствие, в котором подчеркивались ее

благородная роль в создании столь важной службы для родного города, ее

большой вклад в дело оказания первой помощи пострадавшим. В этом же

приветствии члены Общества выразили свою озабоченность тем положением,

которое создалось к тому времени в Москве. В нем указывалось, что «... в

настоящее время, в связи с быстрым ростом населения Москвы, с развитием

городских путей сообщения и осложнением жизни во всех ее отношениях, число

несчастных случаев в домах и на улицах увеличилось в таких размерах, что

скорая, находящаяся у нас в заведывании полиции, уже совершенно

недостаточна сравнительно с запросами на нее». Понимая, что скорая при

полиции не может обеспечить потребности города, общество всеми силами

старается создать в Москве службу, способную удовлетворить запросы

растущего города, вырвать ее из подчинения полицейскому ведомству и

передать Обществу скорой медицинской помощи. Но это оказалось трудной

задачей и встретило много препятствий со стороны городских властей.

В апреле 1909 года члены Общества организовали медицинское

обслуживание массового мероприятия, посвященного открытию памятника Н. В.

Гоголю. На призыв Общества откликнулось много врачей и студентов-медиков,

которые активно поработали, оказывая первую помощь участникам празднеств.

Хорошая организованная Обществом работа заслужила самые лестные отзывы в

московской печати. Вдохновленный этим успехом Сулима еще раз подтвердил

свою уверенность в необходимости создания в Москве самостоятельной станции

скорой медицинской помощи. В мае 1909 года он заявил на годичном собрании

Общества: «Мы пришли к такому заключению, что при осуществлении нашего дела

в Москве на первых порах необходимо учредить одну центральную станцию, а

впоследствии по мере развития дела возможно будет учреждать филиальные

станции в различных частях города». В его планы входила закупка шести

карет, лошадей и весь необходимый для этого инвентарь. По приблизительным

подсчетам, на это требовалось около 30 тысяч рублей, а годичное содержание

такой Станции с персоналом составляло 25 тысяч рублей. Такими средствами

Общество не располагало. Планам Сулимы не суждено было осуществиться.

Отсутствие финансовых средств, а также уход с поста председателя

Сулимы, в связи с его переводом в Петербург, сильно пошатнули деятельность

Общества. Финансовое положение Общества нельзя было назвать

удовлетворительным. Только в 1912 году за счет частных пожертвований

удалось сколотить необходимую сумму денег для создания станции и

оборудования санитарного автомобиля. Станция эта была открыта на

Долгоруковской улице и работали на ней врачи — члены Общества и студенты

медицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах и на

улицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади.

По мнению членов Общества, деятельность Долгоруковской станции должна

поддержать их в упорной борьбе, начатой Сулимой, за передачу всех имеющихся

карет в ведение Общества, окончательно разорвав узы, связующие их с

полицией. Но Городская управа всячески препятствовала этим действиям.

Приглашенный на одно из заседаний Общества член управы Малинин заявил:

«Пусть Общество скорой помощи покажет свою деятельность, тогда управа,

может быть, пойдет навстречу этой организации».

В 1912 году доктором В. П. Поморцовым была разработана конструкция

городской кареты скорой медицинской помощи. Это был комбинированный тип

экипажа как для скорой, так и для обслуживания хирургической помощи в

армейских условиях, в качестве подвижного лазарета. Этот труд положил

начало созданию отечественного санитарного транспорта.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила многое в судьбе

развития скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы были

переориентированы на фронт. Из полицейских участков исчезли кареты А. И.

Кузнецовой, Долгоруковская станция прекратила свое существование, а

единственный в Москве санитарный автомобиль, принадлежавший Обществу скорой

помощи, был мобилизован для перевозки раненых. Прекратили также свою работу

станции Петрограда и многих других крупных городов России.

В середине 1917 года, после Февральской революции, вновь поднимается

вопрос о создании в Москве скорой помощи. В городском самоуправлении

выступает с докладом о необходимости организовать скорую медицинскую помощь

в городе доктор В. П. Поморцов. На страницах периодической печати

появляется статья доктора С. М. Швайцара с предложением открыть четыре

подстанции скорой помощи при Старо-Екатерининской, Бахрушинской. Яузской и

I Градской больницах. Но вопрос этот так и не был решен. Москва оставалась

без скорой помощи.

МОСКОВСКАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ ЗА 75 ЛЕТ

Октябрьские события 1917 года не решили проблемы: Москва еще целых два

года продолжала существовать без скорой помощи. Медицинская помощь

пострадавшим и внезапно заболевшим оказывалась больницами, существовавшими

еще до революции, но, как и в древние времена, «больного доставляли к

врачу», а не «врача к больному». Сама жизнь диктовала о необходимости

существования службы скорой помощи как службы города, способной оказывать

экстренную медицинскую помощь в любом месте и своевременно.

В периодической и медицинской печати стали появляться статьи бывших

членов бывшего Добровольного общества скорой помощи с настоятельными

требованиями: «... организовать в Москве станцию скорой медицинской

помощи!» Бывший губернский врачебный инспектор доктор В. П. Поморцов,

работавший в то время врачом почтамта, в специальной записке, поданной им в

Московский Совет, изложил свои предложения по созданию службы экстренной

помощи. Предложения были рассмотрены 18 июля 1919 года на заседании

Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского Совета рабочих депутатов,

проходившем под председательством Н. А. Семашко. Присутствовавшие на

заседании В. А. Обух, В. С. Вейсборд, В. П. Неёлов, С. С. Молоденков, С. М.

Щвайцар с пониманием отнеслись к предложениям В. П. Поморцова и вынесли

следующее постановление:

«Организовать в Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передать

кареты бывшей скорой помощи. В первую очередь организовать скорую помощь

при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в

общественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией,

коему и поручается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания

Станции — 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-

гинекологи, затем санитары и прочий персонал».

Доктор В. П. Поморцов, приглашенный на должность заведующего Станцией,

оказался в тяжелой ситуации: надо было найти транспорт, кадры, помещение. В

те трудные годы эта задача была не из простых. В одной кустарной мастерской

взялись переделать старый трофейный автомобиль под карету скорой помощи.

Здесь помогла разработанная В. П. Поморцовым еще в 1913 году конструкция

«Городской кареты скорой помощи», по чертежам которой был создан работавший

на Долгоруковской станции санитарный автомобиль. Помещение для Станции было

предоставлено бывшей Шереметьевской больницей на Б. Сухаревской (ныне

Институт имени Н. В. Склифосовского).

В левом крыле этого подковообразного дома были выделены три небольшие

комнаты. Долго пришлось ждать, когда отремонтируют помещение и проведут

телефоны. Гараж для единственной машины отвели на Миусской площади.

15 октября 1919 года Московская станция скорой медицинской помощи

начала работать. Первый вызов был выполнен врачом Леонидом Григорьевичем

Овосаповым, и с тех пор Станция не прекращала ни на минуту своей

деятельности, всегда готовая оказать помощь больному или пострадавшему.

Как и было указано в постановлении врачебной коллегии, помощь

оказывалась преимущественно в несчастных случаях. Работа шла в трудных

условиях. Тяжело было выезжать на полуразбитой машине. После поступления

вызова приходилось ждать этот автомобиль, пока приедет с Миусской площади

из гаража. После принятия вызова врач звонил в гараж, и машина направлялась

на Б. Сухаревскую, чтобы взять врача. Но тогда это считалось достижением,

так как доезд до больного на лошади потребовал бы значительно большего

времени. Несколькими месяцами позже автомашине нашли место в старом

деревянном сарае, находившемся во дворе больницы. Но машина была до того

изношенной, что то и дело ремонтировалась.

В 1920 году В. П. Поморцов заболел и через некоторое время был

вынужден оставить работу на Станции. Руководство скорой помощи стало

осуществляться главным врачом Шереметьевской больницы Г. М. Герштейном, где

Станция была на правах отделения. Деятельность же Станции начала расти,

увеличивалось число выездов. Она уже не могла довольствоваться только общим

руководством текущей работы. Ей требовался руководитель, способный видеть

перспективы развития этой службы, заниматься ею каждодневно. На тот момент

необходимо было не улучшать организационные формы работы, а создавать их.

Нужны были правила, инструкции и другие документы, регламентирующие

деятельность городской Станции, а их не существовало. Человеку,

руководившему больницей, было не под силу поднимать эту целину. Жизнь

ставила вопрос о руководстве Станции скорой помощи.

В то тяжелое время в Москве разразилась эпидемия сыпного тифа,

принявшая грандиозные размеры. Эпидемическая обстановка осложнялась с

каждым днем. В борьбе с инфекцией нужно было принимать самые интенсивные и

решительные меры. Наскоро строились сыпнотифозные бараки, развертывались

койки, перепрофилировались некоторые больницы. Были выделены машины, чтобы

перевозить больных. Для организации борьбы с сыпнотифозной эпидемией

специальным приказом по военному ведомству были отозваны с фронтов

гражданской войны врачи-организаторы и направлены в распоряжение

Московского отдела здравоохранения. Это были В. В. Крылов, И. А. Арутюнян,

Гительзон, С. М. Кабачник, Т. Ю. Маркович и А. С. Пучков. Врачам было

поручено организовать эвакуационную службу, способную осуществлять

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.