холерический, черной желчи — меланхолический. Темперамент каждого человека
определяется преобладанием у него соответствующего сока. Образование
определенных темпераментов у людей, типов людей, Гиппократ связывал с
физико-географическими условиями разных местностей и подчеркивал этим, что
природа, окружающая человека, действует на него. Классификация Гиппократом
«темпераментов» человека, как и лежащие в ее основе гуморальные
представления, конечно, далеки от современных представлений. И. П. Павлов в
своем учении о типах высшей, нервной деятельности животных и человека
указал, что Гиппократ, в общем, правильно уловил капитальные черты основных
типов.
Гиппократ знал систему органов движения — кости, суставы, связки,
мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов
(закрытых и открытых), растяжений, вывихов. Об этом свидетельствует и
«скамья Гиппократа» — применявшийся им станок для вытяжения и других
ортопедических процедур. Много рационального содержится и в указаниях
Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.
Сочинения Гиппократа свидетельствуют о его богатом опыте и
наблюдательности, что подтверждают его меткие сравнения. Так,
мелкопузырчатые хрипы в легких он сравнивал с кипением уксуса. Самому
Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении
частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О
ранах головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в
«Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в
частности сыном и зятем Гиппократа. Гиппократ имел единомышленников,
учеников и последователей. Большая часть произведений, включенных в
«Гиппократов сборник», передает взгляды всей Косской школы. Он явился
энциклопедией периода расцвета греческой медицины V—IV веков до и. э.
Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлении
он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой философии—
материализм Демокрита и диалектику Гераклита и дал им материалистическое
толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь —
проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата,
а не проявление божественной воли, злого духа. Этим он отвергал положения
жреческой медицины.
Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, ее
обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Он считал, что каждая
болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без
естественной причины. Естественные причины болезни лежат, прежде всего, в
окружающей человека внешней среде. Общими причинами болезни Гиппократ
считал такие, которые своим действием вызывают заболевание у ряда людей.
Сюда Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства
почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наряду с этим Гиппократ
отмечал во многих случаях индивидуальные причины болезней отдельных людей,
относя сюда образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и
наклонность к определенным страданиям.
В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ требовал,
чтобы врач, прибывший в новый для него город, изучил его климат, почву,
образ жизни населения и т. п. Только тот, кто предварительно исследует
условия жизни в городе, сможет успешно работать в нем в качестве врача.
В сочинении «О древней медицине» Гиппократ объяснил возникновение
медицины из материальных условий первобытного общества, в первую очередь ее
связи с заботами о питании, об использовании продуктов.
Гиппократ понимал болезнь как общий процесс всего организма. По
принятым Гиппократом гуморальным представлениям, жизнь организма
определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма),
желчь желтая и желчь черная. В основе этих соков лежат различные сочетания
четырех первичных начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому
из четырех соков соответствует определенный «темперамент»:
крови—сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи —
холерический, черной желчи — меланхолический. Темперамент каждого человека
определяется преобладанием у него соответствующего сока. Образование
определенных темпераментов у людей, типов людей, Гиппократ связывал с
физико-географическими условиями разных местностей и подчеркивал этим, что
природа, окружающая человека, действует на него. Классификация Гиппократом
«темпераментов» человека, как и лежащие в ее основе гуморальные
представления, конечно, далеки от современных представлений. И. П. Павлов в
своем учении о типах высшей, нервной деятельности животных и человека
указал, что Гиппократ, в общем, правильно уловил капитальные черты основных
типов.
Гиппократ знал систему органов движения — кости, суставы, связки,
мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов
(закрытых и открытых), растяжений, вывихов. Об этом свидетельствует и
«скамья Гиппократа» — применявшийся им станок для вытяжения и других
ортопедических процедур. Много рационального содержится и в указаниях
Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.
Многие «Афоризмы» Гиппократа свидетельствуют о ряде догадок,
приближавшихся к верному пониманию сущности и причин некоторых страданий.
Наряду с этим в «Афоризмах» и других произведениях встречаются и суждения,
отражающие общий невысокий уровень анатомо-физиологических и медицинских
представлений древнего мира.
Для косской школы характерен отказ от систематизации болезней на
группы и виды и, в сущности, отказ от диагноза: после внимательного
наблюдения врачи косской школы переходили непосредственно к прогнозу на
основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Прогноз
занимал большое место в медицинской системе этой школы. Соседняя с косской,
но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное
место уделяла подведению данной болезни под одну из установленных
многочисленных рубрик. Книдская школа в значительной мере схематизировала
лечение, в то время как косская индивидуализировала его.
В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и
внешней среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учитывать в
первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать
«естественные способности» организма. Он остерегался насильственно
вмешиваться в «естественный» ход патологических процессов, призывая, прежде
всего «не вредить».
Признавая, что причины болезней всегда естественны, Гиппократ основу
излечения больного видел в использовании врачом природных свойств
организма. Задача врача, учитывая особенности организма больного, помочь
силам природы. Основа терапии Гиппократа — вера в целительные свойства
природы. «Природа—врач болезней», поэтому врач должен придерживаться пути,
начертанного природой.
Гиппократ рекомендовал наблюдать больного в различное время суток, во
время сна и бодрствования, в самых различных состояниях. Гиппократ смотрел
на болезнь как на явление изменяющееся. Болезнь имеет начало, середину и
конец, три стадии: а) сырости, б) сварения и в) извержения.
Наблюдательность Гиппократа позволила ему точно описать некоторые болезни и
симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного, утолщение концевых фаланг
пальцев рук («пальцы Гиппократа») «шум плеска.
Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался болезнями детей. Он
дал описание свинки. Особое внимание уделял заболеваниям новорожденных и
грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое
влияние на последующие работы врачей древностей (Сорана Эфесского,
Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы),
представителей медицины народов Востока (Ар-Разп, Ибн-Сина и др.) и врачей
эпохи Возрождения.
Значительное место в лечении Гиппократ уделял диете, которую он
понимал расширенно в смысле не только пищевого, но и общегигиенического
режима. Он не пренебрегал и лекарственным лечением, широко пользовался
опытом народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250
растительных и 50 животных средств, используемых в качестве лекарств:
потогонных, слабительных, рвотных, мочегонных и т. п. В лекарствах для
наружного применения использовались соли металлов. Гиппократ назначал
банки, делал кровопускания. Он рекомендовал соблюдать осторожность,
учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно
лекарство другим.
Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы
магического. Он считал, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а
хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и
числа.
Гиппократ применял метод лечения «противоположного противоположным»:
«Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение... труд
врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть
лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие:
отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это
наилучше делает, тот наилучший врач»... Такой взгляд в последующем
историческом развитии медицины сыграл положительную роль, служа
материалистическим противопоставлениям концепции идеалистической, в
частности витализму и гомеопатии.
Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для остановки
кровотечения рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение,
применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижигания, при ранении
рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки. В ряде
случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни. «В сильных
болезнях нужны и лекарства самые сильные».
Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию,
предвидению врачом дальнейшего хода болезни. Этому вопросу Гиппократ
посвятил особое сочинение «Прогностика».
В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача
и больного, а также врачей между собой. «Клятва» не представляла
оригинального произведения Гиппократа или его современников: весьма
сходного содержания профессиональные обязательства врачей встречались и в
более ранних источниках Египта и Индии. Позднее она вошла во врачебную
практику ряда стран, в том числе и в России. В несколько измененном виде
обязательство это сохранилось и до настоящего времени во многих странах как
присяга или торжественное обязательство оканчивающих медицинские факультеты
врачей.
Правила поведения врача по отношению к больному, указываемые
Гиппократом, отражали противоречивость положения врача в условиях
рабовладельческого, как и вообще эксплуататорского строя. Он осуждал
врачей, начинающих посещение с требования оплаты и установления ее размера.
В течение долгого времени представители медицины в своей деятельности
исходили из наследства Гиппократа, а основные идеи Гиппократа — наблюдение
у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней
среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-
диететические методы лечения, очищенные от идеалистической шелухи и
схоластической переработки последующих веков, сохранили свое значение до
настоящего времени.
Развитие греческой медицины после Гиппократа. В древнегреческой
медицине после Гиппократа продолжалась борьба материализма с идеализмом.
Идеологом реакционной рабовладельческой аристократии Древней Греции с ее
идеалистической философией был философ Платон (428—374 гг. до н. э.).
Платон отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального
мира, по учению Платона, несовершенны и преходящи, они только тени мира
идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков,
составляющие сверхчувствительные прообразы вещей. Материальный мир — не
настоящий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей.
Страницы: 1, 2, 3
|