реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Физиология (ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

реферат

Физиология (ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формы поведения.

Мы начинаем изучение нового раздела физиологии,посвящен-

ного основам поведения человека.Что же такое поведение инди-

видуума? Под поведением понимают,во-первых,генетически детер-

минированную программу,характерную для данного биологического

вида,а во-вторых,достаточно лабильную систему конкретных

адаптаций к изменяющимся условиям среды.В эволюционном про-

цессе поведение играет роль одного из важнейших факторов вы-

живания и биологического прогресса вида.В процессе формирова-

ния различных видов жестко закреплялись и наследовались те

программы поведения,которые в наибольшей степени способство-

вали выживанию отдельной особи и росту численности популя-

ции.Такие жестко фиксированные в наследственном коде формы

поведения получили название инстинктов.Однако генетически де-

терминированные формы поведения,отражающие видовой опыт пред-

шествующих поколений,оказываются недостаточными,чтобы обеспе-

чить активное существование особи в быстро изменяющемся ми-

ре.Чем более быстро и качественно изменяются условия сущест-

вования,тем меньше помогает наследственно закрепленный опыт

поколения и тем более ценным становится индивидуальный

опыт.Последний приобретается различными путями,в основе кото-

рых лежит общая способность организмов к обучению.

Таким образом ,на данной лекции мы остановимся на проб-

лемах наследственно детерминированных и приобретенных форм

поведения.По И.П.Павлову ,жестко закрепленные,наследуемые

простые и сложные безусловные рефлексы (инстинкты) составляют

низшую нервную деятельность,а совокупность приобретенных в

процессе индивидуального обучения поведенческих реакций й (в

том числе - условных рефлексов ) - высшую нервную деятель-

ность.

Итак ,важнейшая составляющая поведения человека и живот-

ных - инстинкты.Само слово "инстинкт" в переводе с латинского

означает внутреннее побуждение.Однако наряду с побуждением к

каким-то действиям инстинктом стали называть и сами

действия.Немецкий зоолог Циглер предложил ряд критериев

инстинктивного действия:

1. - побуждение и способность к данному действию явля-

ется наследственным свойством вида;

2. - действие не требует предварительного обучения;

3. - действие выполняется одинаково,стереотипно у всех

нормальных представителей данного вида;

4. - оно соответствует анатомо-физиологическим особен-

ностям и экологическим условиям обитания данного вида.

Для проявления того или иного инстинкта необходим ряд

условий или факторов.К внутренним факторам следует отнести

эндокринные сдвиги в организме.Например,введение половых гор-

монов лабораторным крысам вызывает у них появление гнездост-

роительного инстинкта даже при отсутствии беременности.Однако

в процессе эволюции у высокоорганизованных животных роль гор-

монального компонента в регуляции полового поведения снижа-

ется,а роль нервно-рефлекторных факторов возрастает.В естест-

венных условиях для осуществления инстинкта помимо внутренних

факторов необходимы и внешние пусковые стимулы.Если внешние

стимулы отсутствуют (например,особь противоположного пола

,объект для охоты и тд.),то вначале запускается поисковая

программа,и только в случае ее успешного осуществления реали-

зуется собственно инстинкт.Таким образом,инстинкт развивается

в две фазы.Первая - предварительная,поисковая.Она наиболее

пластична,изменчива,требует учета конкретных условий обста-

новки и некоторого индивидуального опыта.Вторая - завершаю-

щая,наиболее стабильная и жестко фиксированная в генотипе.Не-

обходимо учитывать,что даже при наличии внутренних и внешних

факторов инстинкт у высших животных и,в особенности,у челове-

ка может и не проявляться.Это связано с тем,что нейронные це-

пи подкорковых структур,"запускающие" инстинкты ,находятся

под достаточно сильным тормозным влиянием со стороны коры,на-

шего сознания,т.е. ,используя терминологию Фрейда,"запреще-

ны".

Существует ряд классификаций инстинктов животных и чело-

века.Одной из наиболее полных можно считать классифика-

цию,предложенную П.В.Симоновым (1986).Согласно данной класси-

фикации,различают три группы инстинктов или безусловных реф-

лексов:

1. Витальные (жизненные). Инстинкты данной группы

обеспечивают сохранение жизни

индивидуума.Для них характерны следующие признаки:

а) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к

гибели особи;и

б) для удовлетворения той или иной потребности не нужна

никакая другая особь данного вида.

К витальным инстинктам относят:

- пищевой ,

- питьевой ,

- оборонительный,

- регуляции сна-бодрствования,

- рефлекс экономии сил.

2. Зоосоциальные (ролевые). Рефлексы данной группы воз-

никают только при взаимо-

действии с особями своего вида.К ним относят:

- половой,

- родительский,

- рефлекс эмоционального резонанса (сопереживания),

- территориальный ,

- иерархический (рефлексы доминирования или подчинения).

3. Рефлексы саморазвития (удовлетворения идеальных пот-

ребностей).

Данные рефлексы не связаны с индивидуальной или видовой

адаптацией к существующей ситуации.Они обращены в будущее.Эти

рефлексы не могут быть выведены из других потреб-

ностей,рассматриваемых в предыдущих группах;это самостоятель-

ные рефлексы.К рефлексам саморазвития относят:

- исследовательский

- имитационный и игровой

- рефлекс преодоления (сопротивления,свободы ). Исследо-

вательский инстинкт формирует постоянный сенсорный,информаци-

онный "голод" (вспомним требование хлеба и зрелищ в Риме),ко-

торый определяет постоянный поиск информации как фактор раз-

вития нервной системы.Большая роль в эволюции принадлежит

рефлексу преодоления или свободы.На существование этого реф-

лекса впервые указал И.П.Павлов.Без рефлекса свободы было бы

невозможно добиваться удовлетворения той или иной потребности

при наличии внешних препятствий .Воля к преодолению пре-

пятствий,стремление к свободному проявлению различных форм

поведения,к достижению поставленной цели,несомненно,явилась

полезной для индивидуума и вида реакцией,и поэтому закрепи-

лась наследственно.

Все рассмотренные инстинкты не только способствуют са-

мосохранению или сохранению вида ,но и являются мотивационной

основой материальных,эмоциональных и информационных потреб-

ностей человека.В этой связи И.П.Павлов писал:"Нет никакого

сомнения,что систематическое изучение фонда прирожденных ре-

акций животного чрезвычайно будет способствовать пониманию

нас самих и развитию в нас способности к личному самоуправле-

нию."

Рассмотрим теперь закономерности образования индивиду-

ального опыта,т.е. формирования приобретенных форм поведе-

ния.Проследим различные этапы развития различных форм обуче-

ния в онтогенезе животных и человека.Начиная с первых дней

постнатального развития у детенышей животных и человека раз-

вивается так называемое стимулзависимое поведение.Ответная

реакция организма возникает в ответ на какой-либо стимул,ко-

торый никак на связан с целостной деятельностью организма в

данный момент времени.К стимулзависимому обучению у человека

относится,в частности,имитационное (подражательное) обуче-

ние.В результате имитации (подражания) животное или человек

выполняет типичные действия,обучаясь путем непосредственного

наблюдения за поведением других ,взрослых представителей сво-

его вида.Имитация основана на принципе " Делай как я".Имита-

ционное поведение не дает обучаемому никакого ощутимого ре-

зультата - поощрения или наказания,т.е. такая форма обучения

не связана с каким-либо эффектом от ее применения.

Позже ,по мере созревания нервной системы,развиваются

более сложные формы обучения - т.н.эффектзависимое обучение.К

эффектзависимому обучению относят выработку классических

(павловских) условных рефлексов и инструментальных (оперант-

ных) условных рефлексов .Термин "эффектзависимое" показыва-

ет,что в результате обучения приобретается такой опыт,такие

ответные реакции,которые принося индивиду какую-то пользу

(поощрение),либо позволяют избежать вредоносного воздействия

(наказания).Условные рефлексы,таким образам,носят сигнальный

,приспособительный характер,позволяют изменить свое поведение

в зависимости от конкретной обстановки.

Кратко остановимся на методике выработки классических и

оперантных условных рефлексов.

И.П.Павлов вырабатывал у собаки условный слюноотдели-

телльный рефлекс,например,на звук звонка.Подопытную собаку

фиксировали в специальном станке и помещали в эксперименталь-

ную камеру ,тщательно изолированную от посторонних раздражи-

телей.После адаптации животного к условиям камеры подавали

сигнал - звонок.Собака поворачивала голову в сторону звука -

возникал безусловный исследовательский рефлекс "Что та-

кое?".Через короткий промежуток времени ( 5 -15 секунд) соба-

ке давали пищу.После нескольких сочетаний звонка (сигнального

раздражителя) и пищи (безусловного раздражителя) у собаки вы-

рабатывался условный слюноотделительный рефлекс :на звук

звонка:выделялась слюна без какого-либо пищевого подкрепле-

ния.Звонок ,таким образом из простого сигнального раздражите-

ля стал условным раздражителем,вызывающим условный рефлекс.

Методика выработки оперантных условных рефлексов ,кото-

рая была предложена Скиннером и другими исследователя-

ми,несколько отличалась от классической.Заключалась она в

следующем .Животное ,например,крысу помещали в специальный

ящик (скинеровский ящик)с прозрачной передней стенкой для

наблюдения.В ящике находилось много всяческих кнопок ,рычагов

и других устройств.Крыса ,помещенная в столь необычную обста-

новку,тщательно все обнюхивает,пробует взобраться или нажать

на рычаги,кое-что грызет и т.д.,т.е. животное активно иссле-

дует окружающею ее среду.Случайно крыса нажимает на один из

рычагов,вмонтированных в стенку ящика ,и сразу же из специ-

ального отверстия выпадает пища,например ,кусочек сыра или

сала.При повторном нажатии на тот же рычаг крыса вновь полу-

чает еду (вознаграждение).Через довольно короткое время крыса

обучается таким способом добывать себе пищу.В другом опыте

,например,случайное нажатие на один из рычагов или кнопок

приводит к удару током.Как правило,условный рефлекс на боль

вырабатывается в первой,максимум - со второй попытки.В даль-

нейшем крыса тщательнейшим образом избегает данного рыча-

га("наказания") и активно сопротивляется,если экспериментатор

пытается заставить ее нажать на этот рычаг.Скиннеровские

условные рефлексы закрепляются методом "проб и ошибок",позво-

ляя человеку или животному активно исследовать окружающий мир

и вырабатывать полезные для себя поведенческие реакции.

И,наконец.у человека получили наибольшее развитие высшие

формы обучения - когнитивное (познавательное ) обучение.К

когнитивным формам обучения относят в частности,рассудочную

деятельность,позволяющую понимать различные эмпирические за-

коны,связывающие предметы и явления окружающей среды и опери-

ровать этими законами для выработки программы поведения в

конкретных условиях;большое значение имеет и инсайт-обучение

(интуиция,догадка),когда какое-то решение приходит без пред-

варительного обучения в новой для человека ситуации :если та-

кое решение верно ,оно закрепляется.Одна из самых важных форм

познавательного обучения - вероятностное прогнозирование.Че-

ловек способен прогнозировать развитие не зависящих от него

событий,результаты своей деятельности,наиболее вероятные

действия своих партнеров и т.д. Обучение вероятностному прог-

нозированию представляет собой наиболее сложную задачу,кото-

рая требует от обучаемого высокой степени развития интегра-

тивных систем мозга.

В заключение данного раздела можно привести высказывание

одного из выдающихся философов древности Конфуция,который

писал следующее:"Три пути ведут к знанию:путь размышления -

это самый благородный,путь подражания - это самый легкий и

путь опыта - это путь самый тяжелый."

Рассмотрев развитие форм обучения,мы должны отметить,что

условные рефлексы являются частным случаем приобретенной фор-

мы поведения .Тем не менее важно на примере образования

условного рефлекса попытаться понять некоторые механизмы

сложного процесса обучения .Для этого более подробно разберем

закономерности и условия выработки классического условного

рефлекса.

1). Первым,наиболее важным условием является то ,что ин-

дифферентный (сигнальный) раздражитель должен предшествовать

действию безусловного раздражитель (подкрепления).Оптимальная

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.