реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Физическое развитие ребенка

реферат

Физическое развитие ребенка

Якутский государственный университет

им.М.К.Аммосова

Медицинский институт

Педиатрический факультет

Кафедра общественного здоровья

Курс общей гигиены

РЕФЕРАТ на тему:

Физическое развитие ребенка.

Выполнила: ст.гр.ПФ-305-1

Анисимова.А.А.

Проверила: Маркова.Н.Н.

Якутск-2004г.

Оглавление:

1) Введение.

2) Физическое развитие.

3) Индексы.

4) Индивидуальная оценка физического развития

5) Половое развитие.

6) Литература.

Введение.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела,

который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных

систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические

системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит

замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты

(эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального

развития, включая последовательность переключения и депрессии генов,

контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни

ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной

регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами

физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма

заключается в наличии "критических периодов развития", когда диапазон

адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к

экзогенным воздействиям повышается .

Термин "критические периоды развития" введен П. Г. Светловым для

характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно

чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных

пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды

организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более

высокому риску развития пограничных и патологических состояний при

воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей

(инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая

радиация и др.).

Физическое развитие.

Под физическим развитием человека понимается совокупность

морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма

определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На

физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-

бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные

заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные

факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон

организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать

достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей

учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной

клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила

кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-

двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по

сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп

роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

|Возраст, |Прибавка |Прибавка |Прибавка |Прибавка |

|мес |длины тела |длины тела |массы тела |массы тела |

| |за 1 мес, см|за истекший |за 1 мес, г |за истекший |

| | |период, см | |период, г |

|1 |3 |3 |600 |600 |

|2 |3 |6 |800 |1400 |

|3 |2,5 |8,5 |800 |2200 |

|4 |2,5 |11 |750 |2950 |

|5 |2 |13 |700 |3650 |

|6 |2 |15 |650 |4300 |

|7 |2 |17 |600 |4900 |

|8 |2 |19 |550 |5450 |

|9 |1,5 |20,5 |500 |5950 |

|10 |1,5 |22 |450 |6400 |

|11 |1,5 |23,5 |400 |6800 |

|12 |1,5 |25 |350 |7150 |

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может

колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет

11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам

рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно

пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П —

число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее

интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового

созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под

влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических

нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом

году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г.

Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый

месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму

прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий

месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г,

или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная

прибавка массы тела, П — число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем

составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р =

масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П —

число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью

формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 +

последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у

доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной

клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка

составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48

см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в

год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам

она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная

прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году

окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность

нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность

грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в

год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных

новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого

года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма

грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е.

уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно

использовать некоторые антропометрические индексы.

Индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность

голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20

см, в 6—7 лет — 15—10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей

до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в

8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальная оценка физического развития

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления

антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами,

разработанными специально для данного региона с учетом этнической

принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие

нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны

(1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов

математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью

предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может

быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы

регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие

физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития

у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде

соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью

сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом,

что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских

учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического

развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание

этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена

универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности

грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек

близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей

степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Таблица 2

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет

|Длина |Масса тела,|Окружность грудной |

|тела, см |кг (М ± а) |клетки, |

| | |см (М ± а)) |

| | |мальчики |девочки |

|75 |9,2-11,5 |46,9-51,1 |45,8-50,0 |

|80 |10,0-12,2 |47,9-52,0 |46,7-51,0 |

|85 |10,7-13,1 |48,8-53,0 |47,7-51,9 |

|90 |12,1-14,4 |49,7-54,2 |48,6-52,9 |

Продолжение табл. 2

|Длина |Масса тела, |Окружность грудной |

|тела, см |кг (М ± о) |клетки, |

| | |см (М ± ст) |

| | |девочки | |

|95 |13,3-15,8 |50,6-55,2 |49,5-53,9 |

|100 |14,3-17,1 |51,8-56,3 |50,6-55,1 |

|105 |15,8-18,6 |53,0-57,8 |51,8-56,7 |

|ПО |17,2-20,1 |54,5-59,0 |52,8-58,1 |

|115 |18,8-21,7 |55,7-60,6 |54,1-59,6 |

|120 |20,5-24,2 |57,3-62,4 |55,4-61,1 |

|125 |22,4-26,8 |58,9-64,3 |56,8-62,9 |

|130 |24,6-29,8 |60,4-66,4 |58,5-65,1 |

|135 |26,9-32,8 |62,4-68,7 |60,4-67,4 |

|140 |29,4-36,3 |64,2-71,0 |62,4-70,1 |

|145 |32,4-40,2 |66,8-73,5 |64,1-72,4 |

1. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела,

который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных

систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические

системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит

замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты

(эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального

развития, включая последовательность переключения и депрессии генов,

контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни

ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной

регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами

физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма

заключается в наличии "критических периодов развития", когда диапазон

адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к

экзогенным воздействиям повышается .

Термин "критические периоды развития" введен П. Г. Светловым для

характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно

чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных

пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды

организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более

высокому риску развития пограничных и патологических состояний при

воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей

(инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая

радиация и др.).

Половое развитие.

Половые различия в показателях физического развития значительно

выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда

растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется

пубертатным и характеризуется появлением

вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния

здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У

девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет,

у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).

Таблица 3

Сроки появления вторичных половых признаков

|Возраст, |Девочки |Мальчики |

|годы | | |

|8-9 |Округление бедер, |- |

| |широкий таз | |

|9-10 |Mai |Складчатость мошонки |

|10-11 |Pi Ai |Увеличение размеров |

| | |яичек (3x1,5 см) |

|11-12 |Появление первой |Пигментация мошонки Ai |

| |менструации |Pi |

|12-13 |Увеличение размеров |Увеличение размеров |

| |клитора Ма2 |яичек (3x1,5 см) и |

| | |полового члена (7x2,5) |

|13-14 |Установление |Оволосение над верхней |

| |регулярных менструаций|губой. Увеличение силы |

| | |мышц. Строение тела по |

| | |мужскому типу |

|14-15 |Маз, А2-з, Р2-з |А2 Р2 — по мужскому |

| | |типу |

|15-16 | |Оволосение щек, |

| | |подбородка, бедер, |

| | |мутация голоса |

|16-18 |Остановка роста |Увеличение размеров |

| | |яичек (3x2,5 см) и |

| | |полового члена (10x3 |

| | |см) |

|18-20 | |Оволосение голеней, |

| | |рук, груди. Остановка |

| | |роста |

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai

(стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с

соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок

сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа

принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра,

густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые

волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в

направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней

поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI —

отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое

оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Литература:


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.