реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики

реферат

памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ

по памяти о расположении предметов в пространстве. Тренировка следовых проб

конструктивного праксиса.

Управления по развитию осязания.

1. Тренировка по определению фактуры предмета. Узнавание на ощупь

фактуры при предварительном показе.

2. Определение фактуры и форм реальных предметов без предварительного

показа.

3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел:

а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные);

б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и

маленькие);

в) одинаковой величины и толщины, но разной формы. Развитие этой

способности формируется поэтапно:

/ этап – узнавание объемных фигур на ощупь после предварительного

зрительного ознакомления с фигурой;

// этап – узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без

предварительного показа;

IIIэтап – узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного

ознакомления;

IV этап – узнавание плоских фигур на ощупь без показа;

V этап – узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по

фактуре после предварительного их осмотра;

VI этап – узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без

предварительного осмотра;

VII этап – различение предметов одинаковой формы и фактуры по величине

на ощупь.

Развитие временных представлений.

1. Определение последовательности времени года, уточнение на картинках

и при словесном описании отличительных признаков каждого сезона.

2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах.

3. Отработка понятий «старше — младше».

Для формирования обобщений проводятся упражнения по развитию обобщения

методом исключения (игра «Четвертый лишний»).

/ этап – перед ребенком раскладываются 4 предмета, объединенные между

собой определенными свойствами.

// этап – исключение лишних предметов по картине.

Для развития понимания причинно-следственных отношений используется

игра — отгадывание. В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения

и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные

связи.

Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции

позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить

ребенка к восприятию программы общеобразовательной школы.

Программа коррекционной работы с подгтовительного по 3 класс специальных

школ для детей, страдающих церебральным параличом

Первые годы функционирования школ для детей с церебральным параличом

показали, что учащиеся, страдающие этим заболеванием, встречаются с

серьезными трудностями при овладении программным материалом, причем эти

затруднения качественно отличаются от тех, с которыми сталкиваются здоровые

дети.

В основу восстановительной работы были положены следующие принципы:

1) соблюдение последовательного стадийного развития процессов

познавательной деятельности, наблюдаемого в онтогенезе;

2) опора на комплексную работу анализаторных систем, так при

воспитании фонематического слуха, кроме слухового, опирались на

речедвигательный, кинестетический и зрительный анализаторы;

3) использование в процессе занятий сохранной или уже восстановленной

функции;

4) словесный анализ предметов, явлений и действий.

Коррекционная программа рассчитана на 4 года начальной школы

(подготовительный класс, 1, 2 и 3).

Данная программа по коррекции нарушенных функций у детей с

церебральными параличами включает следующие разделы:

1) развитие зрительного восприятия формы и цвета;

2) коррекция пространственных представлений;

3) компенсация временных представлений;

4) воспитание фонематического слуха и анализа;

5) обучение способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с

развитием устной речи.

В каждом разделе выделяются: название темы, содержание работы, виды

коррекции, знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при

прохождении данной темы.

В подготовительном классе учащихся следует научить дифференцировать

основные цвета спектра и их оттенки и подбирать идентичные геометрические

фигуры.., учитывая признак формы, цвета, величины.

В 1-ом классе дети должны дифференцировать эти фигуры и различные типы

многоугольников и различать тела по принципу объемности.

Во 2-ом классе приводится анализ различий при сопоставлении по

признаку величины и объемности и занятия по построению различных

геометрических фигур.

В 3-ем классе у учащихся вырабатывается умение построить с помощью

линейки и угольника четырехугольник и углы различного типа.

При развитии пространственных представлений в подготовительном классе

обращается внимание на умение ученика ориентироваться в схеме собственного

тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в

окружающем пространстве.

Большое внимание уделяется развитию конструктивного праксиса и

тренировке памяти на пространственные представления.

В 1-ом классе продолжается работа по развитию конструктивного праксиса

и тренировки памяти на пространственные представления; кроме того,

уделяется внимание синтезированию целого из частей и устному описанию

различных планов и схем пути.

Во 2-ом классе проводятся упражнения по развитию конструктивного

праксиса и конструированию.

В 3-ем классе — черчение различных планов и схем пути.

В тему «Временные представления» в подготовительном классе входит

уточнение и расширение представлений о временах года, времени суток, их

признаках и порядке следования. Учат определять на циферблате время (только

круглый час).

В 1-ом классе дети должны уметь узнавать время на циферблате и

правильно соотносить общественные события с фактами своей биографии и жизни

родителей.

Во 2-ом классе требуется умение определять на циферблате время с

точностью до минут, секунд; дается представление о веке – столетии.

В 3-ем классе при занятиях по этой схеме перед учениками ставится

задача: уметь определять временную последовательность при чтении статей по

истории.

В разделе «Развитие фонематического слуха и анализа» программа

подготовительного класса построена таким образом, чтобы подготовить ребенка

к овладению навыками письма и чтения, особое внимание уделяется анализу

предложения, слова, слога и выделению звука. Коррекционная работа

начинается с развития фонематического слуха, проводится целый ряд

упражнений по выделению и дифференцировке звуковых параллелей на слух:

гласные-согласные, шипящие-свистящие, звонкие-глухие.

В 1-ом классе продолжается анализ предложений, слов и слогов, а также

обращается внимание на выделение ударного слога и на интонационное

оформление предложений в зависимости от их типа.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках, на уроках коррекции

особое внимание уделяется расширению пассивного и активного словаря, умению

определить логические связи, пониманию фраз с переносным смыслом,

составлению рассказа.

В подготовительном классе уделяется внимание развитию навыков

обобщения, дифференцирования и расширению словаря, связанного с

пространственными и временными представлениями.

В 1-ом классе выполняются упражнения по определению логических связей

в прочитанном тексте, анализируется смысл пословиц и поговорок, подбираются

оценочные эпитеты к указанным предметам и явлениям и проводятся творческие

работы.

Во 2-ом классе идет обогащение словаря, связанного с эмоциональным

состоянием людей и явлениями природы. Новым видом работы является

знакомство с многозначностью слов: синонимы, омонимы, антонимы и знакомство

с образными выражениями, метафорами, а также различение жанров (проза и

стихи, сказка и рассказ).

В 3-ем классе проводится также много творческих работ (описание

виденного или слышанного, самостоятельное придумывание сказок, рассказов на

заданную тему).

Проведение коррекционной работы по этой программе позволяет

скомпенсировать нарушенные процессы познавательной деятельности у детей с

церебральным параличом и дает возможность учащимся успешно овладеть учебным

материалом.

Вывод

Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов,

возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений

мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических

нарушений.

Детские церебральные параличи возникают в результате:

1) инфекционных заболеваний матери во время беременности (краснуха,

цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.),

сердечно сосудистых и эндокринных нарушений у матери,

токсикозов беременности,

иммунологической несовместимости крови матери и плода,

перенесенных во время беременности психические и физические травмы,

асфиксии,

внутриутробной травмы;

2) менингита;

энцефалита;

менингоэнцефалита;

черепно-мозговых травм.

Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период

развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изменения в

оболочках и веществе мозга, которые в дальнейшем нарушают их нормальное

развитие.

В клинической картине детских церебральных параличей ведущими являются

двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами

определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами.

Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими

расстройствами, эпилептиформными припадками.

Важно вовремя определить, диагностировать заболевание и как можно

раньше начать лечение. Раннее лечение – один из залогов успеха в лечении

детских церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение

детских церебральных параличей. Оно должно основываться на следующих

принципах: раннее начало, этапность, преемственность и комплексность.

Этапность в лечении детских церебральных параличей означает лечение на

разных этапах: родильный дом – больница – санаторий для детей с

двигательными нарушениями – дома ребенка – детские сады –

специализированные школы и интернаты для детей с последствиями полиомиелита

и церебральными параличами.

Между этими учреждениями должна быть преемственная связь, что делает

лечение более адекватным и успешным. Комплексность лечения означает, что

должна проводиться различная восстановительно-коррекционная работа: лечение

движениями (лечебная физкультура), массаж, физиотерапевтические

воздействия, ортопедическое и медикаментозное лечение, медико-

педагогическая коррекция.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадалян Л. О. Невропатология. – М., 2000.

2. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.

3. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей

с церебральным параличом. – Л., 1977.

4. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным

параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.

5. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. –

М., 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.