реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)

реферат

Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

по сестринскому делу на тему

Биомедицинская этика

(этика и деонтология в работе медицинской сестры)

Выполнила студентка ЗФВМСО

группы 59-04

Слесарева С.В.

Томск

2001

Содержание:

|Становление биомедицинской этики |3 |

|Характеристика деятельности медицинской сестры |12 |

|Отношения: медсестра - пациент |15 |

|Психотерапевтическая роль медсестры |16 |

|Вербальный способ общения |19 |

|Функции общения |23 |

|Инвазивные методы в практике медсестры |27 |

|Список использованной литературы |32 |

| | |

Становление биомедицинской этики

Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из

глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание

жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и

справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным,

доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять

самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об

улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен

отстаивать жизнь и здоровье больного.

Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко

представлена в клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей

древности была направлена против стяжателей, шарлатанов, вымогателей,

стремящихся нажиться за счет больного человека. Клятва Гиппократа оказала

большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии

студенты, оканчивающие медицинские учебные заведения, подписывали

«факультетское обещание», в основу которого были положены нравственные

заповеди Гиппократа.

Характерной особенностью развития медицинской этики в эпоху

капитализма является скрупулезная детализация норм поведения медицинских

работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе,

утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых

уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача,

сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.

В капиталистических странах медицина по существу превращена в объект

торговли, где медицинский работник выступает в качестве предпринимателя. С

развитием империализма медицинская этика в капиталистических странах

становится еще более реакционной в связи с применением новых средств

уничтожения людей, оставляющих тяжелые последствия в будущем (удушающие

газы, атомная бомба, напалм, бактериологическое оружие и др.). Небывалого

масштаба достигли геноцид и расовая дискриминация. Важно отметить, что во

все эти античеловеческие мероприятия вовлекаются медицинские работники.

Медицинская промышленность принимает монополистический характер.

Медицинская этика по существу вырождается в корпоративную мораль

медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы

частнопрактикующих медицинских работников.

Профессионально-корпоративные организации медицинских работников

активно действовали и во многих губерниях России в XIX—начале XX вв. и

имели свои кодексы.

Многие выдающиеся отечественные медики оказали большое влияние на

развитие медицинской этики в нашей стране. Так, М. Я. Мудров считал, что

нужно воспитывать медицинских работников в духе гуманизма, честности и

бескорыстия. Он писал, что приобретение врачебной профессии должно быть

делом не случая, а призвания. Вопросы медицинской этики получили дальнейшее

развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина, И. П. Павлова и многих

других ученых. Развитие революционно-демократических идей в России в начале

XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской этики. Это касалось

понимания врачебного долга. Врач—общественный деятель, по словам В. В.

Вересаева, должен не только указывать, он должен бороться и искать пути,

как провести свои указания в жизнь.

Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Искусство медицины

включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со

времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е —

медсестра.

"Врач — служитель искусства и больной должен бороться с болезнью с

самого ее начала на стороне врача", — считал Гиппократ. Очевидно, что и

медсестра вправе ожидать, чтобы больной видел в ней своего союзника в

борьбе за здоровье.

Историко-этимологический анализ древнерусского (славянского) слова

"врачь" свидетельствует, что так называли людей, умеющих "врать", т. е.

заговаривать боль, колдовать, предсказывать судьбу.

В современном русском языке врачом называют человека, окончившего

высшее медицинское учебное заведение. После введения высшего сестринского

образования адекватного названия новой профессии еще не придумали. В связи

с тем что на факультетах высшего сестринского образования стали в первую

очередь готовить руководителей, организаторов сестринских служб, пока

ограничились заимствованием из английского термина "менеджер сестринского

дела".

В статье 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране

здоровья граждан" (1993) указывается, что право на занятие медицинской и

фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие медицинское и

фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание

(выделено мной, — М. Я.), а на занятие определенными видами деятельности,

перечень которых устанавливается Минздравмедпромом РФ, — также сертификат

специальности и лицензию.

В "Основах законодательства" имеется также статья 60 "Клятва врача",

гласящая: "Лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения РФ и

получившие диплом врача, дают Клятву врача. Текст Клятвы врача утверждается

Верховным Советом Российской Федерации. Врачи за нарушение Клятвы врача

несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской

Федерации".

Следует сразу отметить, что в указанных статьях ни слова не говорится

о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда утверждались "Основы

законодательства РФ об охране здоровья граждан", факультеты высшего

сестринского образования уже существовали в России.

Клятва врача — моральное обязательство, принимаемое перед

государством. Во времена Гиппократа клялись перед богами: "Клянусь

Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями,

призывая их в свидетели...".

В 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане впервые давали

"Клятву Флоренс Найтингейл", названную именем основоположницы научного

сестринского дела. Ее текст был сформулирован комитетом под

председательством медсестры Листры Гриттер. В клятве говорилось: "Перед

Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь,

исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда

сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить

вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень

моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая

окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными.

Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной

заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов".

Если сравнить текст этой клятвы с Клятвой Гиппократа, то нетрудно

обнаружить много схожего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же

схожи по сути клятвы врачей Древней Индии и средневековые факультетские

обещания. Присяга врача Российской империи и Женевская декларация Всемирной

медицинской ассоциации, которая гласит: "Здоровье моего пациента — моя

первейшая забота". Так было во все времена, сколько существует медицина.

Этический кодекс врачей Древнего Тибета, изложенный в трактате "Жуд-

ши", переведенный на русский язык в конце прошлого века врачом П.

Бадмаевым, выдвигал следующие положения. "Традиции врачебного сословия

требуют соблюдения 6 условий: 1) быть способным к врачебной деятельности;

2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанности; 4) быть приятным для

больных и не отталкивать их своим обхождением; 5) быть старательным; 6)

быть ознакомленным с науками".

Эти требования в одинаковой степени могут быть предъявлены и врачу, и

медсестре, и в конце 20 века они столь же значимы, как и 2000—3000 лет

назад.

В настоящее время в России работает более 800 000 врачей 81

специальности (по номенклатуре Минздравмедпрома РФ). Остаются верными слова

Гиппократа о том, что "многие себя называют врачами, но немногие ими

являются в действительности... Лучшие из врачей те, которые причиняют

меньше зла . В наши дни мы можем убедиться в справедливости слов М. Я.

Мудрова: "Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку... Врач

посредственный более вреден, чем полезен".

В 1803 г. английский врач Т. Персиваль издал книгу "Медицинская

этика, или свод установленных правил применительно к профессиональному

поведению врачей и хирургов" (хирурги в те времена к врачам не относились).

Если познакомиться с этими правилами, то можно убедиться, что их вполне

можно использовать для служебных инструкций врачам и медсестрам XX века.

"Больничные врачи и хирурги должны так оказывать помощь больным, чтобы у

них создалось, впечатление важности их службы; что покой, здоровье и жизнь

тех, кто вверен их заботам, зависят от их умения, внимания и преданности.

Они должны усвоить также, что в их манере держаться следует соединить

нежность с твердостью, снисходительность с авторитетом, чтобы пробудить в

умах своих пациентов чувства благодарности, уважения и доверия... Чувства и

эмоции больных в критических обстоятельствах следует знать и принимать во

внимание не в меньшей степени, чем симптомы их болезни... Поскольку

неправильная оценка может усилить реальное зло (болезнь) или создать

воображаемое, никакие обсуждения по поводу существа заболевания не

допустимы в присутствии больных ни с врачом (хирургом), ни с учениками

больницы или другим медиком, приглашенным в больницу... В больших палатах

больницы с пациентами следует говорить об их жалобах таким тоном голоса,

чтобы не было слышно окружающим. Тайна, когда того требуют особые

обстоятельства, должна быть строго соблюдена. А к женщинам следует

относиться с самой скрупулезной деликатностью. Пренебрегать или смеяться

над их чувствами жестоко... Никакие предосторожности при приеме больных,

страдающих неизлечимыми болезнями, или заразными по своей природе, или

имеющих тенденцию усугубляться в нечистой атмосфере, — не могут устранить

то зло, которое приносят тесные палаты и ложная экономия... Разграничение

болезней, с которыми принимают в больницу, состояние воздуха, питание,

чистота, лекарства — все это следует подвергать внимательной проверке в

определенные периоды времени...".

В системе взаимоотношений медицинский работник — больной последнему

принадлежит такая же важная роль, как и первому. Слово "больной" понятно

каждому. Следует отметить, что в русском языке использовалось немало слов,

означавших не только боль у человека, обратившегося за медицинской помощью,

но и качественное состояние его здоровья, а иногда и происхождение болезни:

"калека", "калековатый", "блаженный" (сумасшедший), "недвижье", "хилый",

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.