реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Защита прав потребителей при продаже товаров

реферат
p align="left">Возможно, что при рассмотрении требования о возмещении расходов будет решаться вопрос о необходимости и целесообразности понесенных расходов. В этом случае потребителю придется доказывать, что понесенные расходы соответствуют действующим ценам на ремонтные работы (запчасти, материалы), либо были действительно необходимы в конкретной ситуации.

Требование о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента его предъявления (ст. 22 Закона).

Типичным нарушением является установление продавцом (изготовителем) условий о том, что гарантийные обязательства утрачивают силу при совершении потребителем определенных действий, в том числе самостоятельного ремонта, разборки товара. В данном случае продавец (изготовитель) нарушает нормы п. 1 ст. 18 Закона. Законодательство о защите прав потребителей не предусматривает возможности отказа от исполнения гарантийных обязательств до истечения гарантийного срока, а лишь перечисляет основания освобождения продавца (изготовителя) от ответственности за недостатки, возникшие в товаре (например, если они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения, транспортировки товара, действия непреодолимой силы и т.д. и т.п.). В месте с тем необходимо учитывать, что Закон предоставляет потребителю возможность самостоятельно (или с помощью третьих лиц) устранять недостатки в товаре и требовать от продавца (изготовителя) возмещения расходов на их исправление (п. 1 ст. 18 Закона).

Такое требование, как соразмерное уменьшение покупной цены, потребитель вправе предъявить продавцу (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю). При удовлетворении требования о соразмерном уменьшении покупной цены может возникнуть вопрос: что значит соразмерное уменьшение, какая сумма должна быть выплачена потребителю? Как выяснилось, возможны три варианта:

1. Потребителю может быть выплачена среднерыночная стоимость устранения недостатков товара, которая определяется экспертами либо сторонами путем исследования цен в местности, в которой проживает потребитель;

2. Выплате подлежит сумма, соответствующая проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При исчислении суммы, подлежащий выплате в соответствии с установленным процентом, за основу расчетов берется цена товара на момент удовлетворения требования (ст. 24 Закона).

3. Любая сумма, которую продавец и потребитель считают соответствующей компенсацией за недостатки товара по обоюдному согласию. Требование потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены должно быть удовлетворено в течение 10 дней со дня предъявления требования (ст.22 Закона). За просрочку удовлетворения этого требования предусмотрена неустойка (ст.23 Закона).

Потребитель вправе предъявить требование о замене товара на аналогичный, что не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на такой же. Товар, представляемый для замены может быть другого цвета и даже быть другой марки или модели. Самое главное, товар должен быть аналогичным, иметь те же потребительские свойства, что и товар, требующий замены, но, разумеется, качественный. Если это бытовая техника, то оно должно быть такого же класса, поколения, если это пальто, то оно должно быть такого же размера, как и пальто, приобретенное потребителем; а также пальто должно быть изготовлено из однородного материала.

Законодатель подразумевает, что и цены заменяемого товара и товара, на который производится замена, одинаковы, и никакого перерасчета не производится.

Как показывает практика, в большинстве случаев при предъявлении требования о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) некачественный товар меняется на товар той же марки (модели, артикула).

Требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) может быть предъявлено и продавцу (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю).

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении. При этом, согласно п.1 ст.504 ГК РФ, потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при его покупке и ценой на день замены.

Требования потребителя о замене товара должны быть удовлетворены в соответствии со ст.21 Закона в течение 7 дней со дня предъявления требования. Однако при необходимости дополнительной проверки качества товара срок увеличивается до 20 дней. Под дополнительной проверкой качества подразумевается определение причин возникновения неисправности. Закон устанавливает, что продавец обязан провести проверку качества товара за свой счет. В то же время у продавца нет обязанности привлечь для проверки качества товара независимых экспертов. Определить причину неисправности могут собственные специалисты магазина. У потребителя есть право присутствовать при проверке качества товара и не согласиться с заключением специалистов и обжаловать его в судебном порядке. Если же экспертиза установит вину потребителя в возникновении недостатков, то все расходы по проведению экспертизы будут возложены на него.

Если необходимый для выполнения требования потребителя товар отсутствует в день его обращения, товар должен быть заменен в течение одного месяца. Факт отсутствия товара для замены в день обращения потребителя должен доказываться продавцом (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем).

Для районов Крайнего Севера и других регионов сезонного завоза товаров требование потребителя подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, но только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя. В остальных случаях применяются вышеизложенные сроки.

За просрочку выполнения требований потребителя о замене товара предусмотрена неустойка (ст. 23 Закона).

Согласно п. 2 ст. 21 Закона при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Что же касается возврата качественного товара по причине того, что он не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, цвету, размерам или комплектации, то такой товар нужно заменить в течение 14 дней с момента покупки.

Согласно Закону обмену подлежат не все товары надлежащего качества. Такое правило распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые входят в специальный Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (с изменениями от 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.): 1) товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; 2) предметы личной гигиены; 3) парфюмерно-косметические товары; 4) текстильные товары; кабельная продукция; строительные и отделочные материалы и др. товары, отпускаемые на метраж; 5) швейные и трикотажные изделия; 6) изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования; 7) товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты; 8) мебель бытовая; 9) изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни; 10) автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения; 11) технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки; 12) гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему; 13) животные и растения; 14) непериодические издания Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // «Российская газета» от 4 февраля 1998 г..

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Течение установленного для обмена срока прерывается обращением потребителя в торговое предприятие. Поэтому в случае отсутствия товара в продаже факт обращения потребителя должен быть письменно зафиксирован. После обмена товара течение срока для нового обмена товара надлежащего качества начинается заново со дня обмена, поскольку Закон не ограничивает количество таких обменов.

Если продавец не сообщит потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу, он вправе предъявить в суд иск о понуждении продавца обменять товар и взыскании причиненных убытков. Поскольку факт поступления товара нетрудно установить, сообщение потребителю о его поступлении должно быть направлено незамедлительно и для продавца наиболее целесообразно делать это заказным письмом с уведомлением о вручении.

Замена товара на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены предполагает замену товара на такой же товар, т.е. автомобиль на автомобиль, холодильник на холодильник, но другой, не аналогичной модели, марки, артикула. Например, автомобиль «ВАЗ-21063» на автомобиль «ВАЗ-21099» или холодильник «Минск» на холодильник «Стинол». Потребительские свойства этих товаров существенно отличаются от их цены. Поэтому при такой замене производится перерасчет стоимости товаров.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула) или на такие же товары другой марки (модели, артикула) недостаточно наличия простого недостатка, необходимо, чтобы недостаток, имеющийся в товаре, носил характер существенного (п. 1 ст. 18).

Например, при обнаружении в автомобиле такого несущественного недостатка как нарушение качества покрытия, предполагает ограничение прав потребителя на предъявление указанных требований.

Согласно Постановления Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» перечень технически сложных товаров включает: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники, морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы Постановления Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»// «Российская газета» от 23 мая 1997 г..

Для продавцов (изготовителей) технически сложных товаров характерно такое нарушение прав потребителей, как определение заранее круга недостатков, которые следует рассматривать как существенные. Что же касается определения существенности недостатка, то законодательство, в частности п. 2 ст. 475 ГК РФ, определяет признаки недостатка, который может быть отнесен к существенным п. 2 ст. 475 ГК РФ - Существенные нарушения требования к качеству товара: обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки.. Признание недостатка существенным решается в каждом конкретном случае с учетом признаков, определенных в Законе.

В соответствии с п.2 ст.24 Закона, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставляемого взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, если наоборот, цена товара, представляемого взамен, выше цены товара, предоставляемого взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Причем, в этих расчетах цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.