реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Защита избирательного права и права на участие в референдуме

реферат
ледовало бы также предоставить право Центральной избирательной комиссии РФ на обращение в Конституционный Суд РФ, тем более, что статьей 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" такая возможность в принципе предусмотрена, но только при наличии соответствующего указания в другом федеральном законе. А вот установленное статьей 259 ГПК РФ право Центральной избирательной комиссии на обращение в Верховный Суд "в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение", не обусловлено целесообразностью, поскольку нет никаких препятствий для рассмотрения такого дела в суде согласно общей подсудности. В научной литературе существует даже мнение о неконституционности этой нормы, как произвольно устанавливающей подсудность, хотя в подсудности по выбору заявителя (а эта норма - частный случай) нет ничего неконституционного. Во всяком случае эта норма ни разу не применялась.

Суд, рассматривая заявление и руководствуясь законом, может принять решение по существу вопроса. Если обжалуются решения, действия или бездействие комиссии, суд может признать незаконным и отменить решение комиссии, признать незаконным бездействие комиссии, обязать ее совершить какие-либо действия, а также каким-либо иным способом восстановить нарушенные избирательные права заявителя, причем каким именно - закон не указывает. Возникает вопрос - насколько далеко в своих действиях может зайти суд, и не будет ли он подменять избирательную комиссию? Так, в 1999 году Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики признал выборы Главы Республики состоявшимися и действительными и определил победителя (то есть фактически определил результаты выборов) после того, как избирательная комиссия Республики не выполнила свою обязанность по установлению результатов выборов. Правда, протокол о результатах выборов и сводная таблица были к тому времени составлены избирательной комиссией, то есть действия по установлению результатов выборов были частично выполнены. В 2002 году похожая ситуация возникла на выборах Губернатора Красноярского края, когда краевая избирательная комиссия, превысив свои полномочия, признала результаты выборов недействительными. Протокол о результатах выборов составлен не был, то есть результаты выборов фактически не определялись. Красноярский краевой суд по жалобе кандидата А.Г.Хлопонина обязал избирательную комиссию определить результаты выборов, после чего комиссия составила протокол и сводную таблицу, но затем повторно приняла незаконное решение о недействительности выборов. Суд не может составить протокол о результатах выборов или поручить данное избирательное действие кому-либо, кроме соответствующей избирательной комиссии. Точно так же никто кроме избирательных комиссий не может производить подсчет голосов, устанавливать итоги голосования на избирательном участке или на отдельной территории. Одним из возможных вариантов разрешения ситуации было бы возложение судом обязанностей по определению результатов выборов на Центральную избирательную комиссию, но, по-видимому, суд посчитал, что не имеет таких полномочий.

Другая проблема - обеспечение заявлений по защите избирательных прав граждан. Основная обеспечительная мера применительно к таким заявлениям - запрещение ответчику (в данной ситуации - заинтересованному лицу) совершать какие-либо действия. Полномочия суда по применению этой и иных обеспечительных мер практически не ограничены и сколько-нибудь детально не урегулированы, поэтому судами применяются весьма разнообразные и зачастую неоправданные обеспечительные меры, например, запрет публиковать итоги выборов и регистрировать избранного депутата до завершения судебного разбирательства. А на выборах главы города Нижнего Новгорода в ночь после выборов по определению суда были арестованы избирательные бюллетени, и подведение итогов голосования и результатов выборов было на некоторое время приостановлено.

2.3 Вынесение решения судом и его реализация по делам о защите избирательных прав граждан РФ

Учитывая особую общественную значимость судебного контроля за законностью в деятельности государственных органов и должностных лиц, законодатель усиливает - по сравнению с присущими исковой форме судопроизводства - полномочия суда и его роль в разрешении конфликтов, возникающих из публичных правоотношений, чтобы обеспечить наиболее полную и всестороннюю проверку осуществляемой в этой сфере деятельности. При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч.3 ст.246 ГПК РФ), что означает наличие у суда права и обязанности осуществить проверку оспоренного акта или действия (бездействия) в полном объеме, если это необходимо для восстановления законности. Данное правило дополнительно усиливается и конкретизируется применительно к рассмотрению дел о признании нормативных актов недействующими (ч.3 ст.252 ГПК РФ).

Принимая во внимание необходимость обеспечения стабильности публичных правоотношений, с учетом закрепленных в ГПК положений о всесторонней судебной проверке актов и действий государственных органов и должностных лиц законодатель ограничил право на обращение в суд для неопределенного круга лиц, заинтересованных инициировать новое судебное рассмотрение дела об оспаривании актов и действий, которые уже были объектом судебной проверки.

Возбуждение дела, возникающего из публичных правоотношений, по требованиям, которые были рассмотрены в судебном порядке с вынесением решения, вступившего в законную силу, допускается только в том случае, если основания этих требований не совпадают с основаниями, по которым соответствующий акт или действие оспаривались в состоявшемся ранее процессе и которые, следовательно, входили в предмет судебного рассмотрения и получили правовую оценку.

Кроме того, при рассмотрении данной категории дел суд нередко проверяет акты и действия, порождающие юридические последствия для неопределенного круга лиц, на которых соответственно распространяются и последствия принятия судом решения о признании оспоренного акта или действия соответствующим или не соответствующим закону.

Решения по делам, возникающим из публично-правовых отношений, вступают в законную силу в соответствии с правилами, установленными ст.209 ГПК РФ, а именно после истечения срока на кассационное обжалование согласно ч.3 ст.261 ГПК РФ в период проведения избирательной кампании или подготовки и проведения референдума кассационные жалобы на решения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подаются в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

По своему содержанию решения по различным категориям дел, относящимся к ведению судов общей юрисдикции и связанные с защитой избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, весьма многообразны. Некоторые из них прямо упомянуты в нормах Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", например: о назначении выборов (ч.5 ст.10); о признании члена избирательной комиссии, комиссии референдума систематически не выполняющим обязанности (ч.8 ст.29); о расформировании избирательной комиссии или комиссии референдума (ст.31); об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов (ч.5 ст.76); об отмене решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации или местном референдуме (ч.7 ст.73); об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума (ч.6 ст.76); об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов и об итогах голосования (ст.75, 77) и др.

При рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме суд выясняет обстоятельства, положенные в основу заявления, а также иные обстоятельства, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела, поскольку в силу п.3 ст.248 ГПК суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Установив основания для признания оспариваемых актов или действий (бездействия) незаконными, суд выносит соответствующее решение, указав в резолютивной части на то, что акт (полностью или в части) признается недействующим с момента его принятия. В ряде случаев для восстановления законности в деятельности участников правоотношений, связанных с проведением выборов или референдума, суд обязывает их к совершению конкретных действий, направленных на восстановление нарушенных прав заявителей и устранение последствий правонарушений. Если обращение заявителя к судебной защите было обусловлено бездействием органов государственной власти, местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, то при наличии предусмотренных законом оснований для осуществления властным субъектом действий, направленных на обеспечение условий для реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, суд своим решением обязывает его к совершению такого рода действий. Согласно ч.2 ст.206 ГПК в этих случаях суд указывает срок, в течение которого предписание, содержащееся в резолютивной части решения, должно быть выполнено.

Итак, очевидно, что решение суда, в том числе обязывающее комиссию совершить какие-либо действия, должны быть исполнены, но каким образом? Избирательное законодательство исходит из того, что избирательная комиссия - орган коллегиальный, и все юридически значимые действия, кроме специально оговоренных в законе, должна совершать коллегиально. ГПК РФ решает этот вопрос иначе - согласно статьям 206, 261 решение суда направляется председателю избирательной комиссии и исполняется им единолично, хотя и неизвестно, каким образом. Председатель комиссии не в состоянии единолично исполнить решение суда, например, обязывающее комиссию, установить результаты выборов или итоги голосования. Он сможет лишь собрать членов комиссии, объяснить им необходимость исполнения судебного решения и организовать совершение необходимых избирательных действий, но если большинство членов комиссии будут против, председатель не сможет добиться исполнения решения суда. Парадоксально, но в этой ситуации председатель может, не желая исполнять решение суда, прикрываться мнением других членов комиссии. Сомнительной представляется и возможность председателя избирательной комиссии единолично исполнить решение суда, обязывающее комиссию зарегистрировать кандидата, или, что на практике встречается чаще, повторно рассмотреть вопрос о его регистрации с учетом каких-либо установленных обстоятельств. Совсем беспомощной в этой ситуации выглядела бы фигура судебного пристава-исполнителя. Зато довольно действенные меры мог бы принять сам суд, если бы во исполнение собственного решения вынес определение о регистрации кандидата, если в течение какого-то времени это не сделает комиссия, однако подобная мера законом не предусмотрена.

Законодательство предусматривает меру публично-правовой ответственности избирательной комиссии - расформирование. Избирательная комиссия может быть расформирована по решению суда в двух случаях - если допущенные комиссией нарушения привели к срыву выборов, референдума или голосования на отдельной территории, а также если комиссия не исполняет решение суда или решение вышестоящей комиссии, принятое по жалобе. Такая мера публично-правовой ответственности применяется крайне редко, но может оказаться очень действенной. Однако расформировать комиссию, организующую выборы, а зачастую - и иную комиссию до завершения избирательной кампании по закону нельзя, и в какой-то момент может не оказаться действенных правовых механизмов по исполнению решения суда.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2001 года была признана неконституционной норма части второй статьи 208 ГПК РСФСР о немедленном вступлении в силу решений по делам об избирательных спорах, поскольку она исключала возможность кассационного обжалования судебных решений, и, таким образом, нарушала конституционное право граждан на пересмотр судебных решений вышестоящим судом. Кассационное рассмотрение избирательных споров было восстановлено, однако возникли проблемы иного рода. Так, кандидат, снятый с регистрации за несколько суток до выборов, не успевал до дня голосования воспользоваться правом на пересмотр его дела. Ненормальной является ситуация, когда кандидат, решение об отмене регистрации которого принято, но еще не вступило в законную силу, принимает участие в выборах, и указанные обстоятельства отражаются на отношении к нему избирателей.

В новом ГПК РФ процессуальные сроки изменены, решение об отмене регистрации должно приниматься не позднее, чем за пять дней до выборов, а для кассационного обжалования установлен пятидневный срок. Однако рассмотрение кассационных жалоб может затянуться на несколько недель (а то и месяцев), в том числе и до "после выборов". Более того, если решение о снятии кандидата будет принято за 5-8 дней до дня голосования и обращено к немедленному исполнению, он скорее всего не сможет участвовать в выборах. Подобная негативная практика применения обновленного законодательства уже складывается на региональных выборах, когда суды обращают к немедленному исполнению почти все решения об отмене регистрации кандидатов, как правило, без достаточных на то оснований. Пока такие ситуации не исключены полностью, необходимо искать соответствующие решения. Существуют и весьма оригинальные предложения, например, о переносе сроков избирательных действий (в том числе и дня голосования) до завершения судебных процессов по определению суда, однако трудно даже представить, какие злоупотребления это может повлечь.

Один из вопросов, актуальных, впрочем, не только для избирательных споров - нормативная сила и применимость решений Конституционного Суда РФ. Она в основном определена статьями 79, 87, 106 и другими нормами Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", а также конституционной компетенцией самого Конституционного Суда. Постановления Конституционного Суда о толковании конституционных положений являются общеобязательными и могут применяться непосредственно. Нормативные акты, признанные неконституционными, утрачивают силу в соответствующей части, а такие же положения других нормативных правовых актов, а также нормативные акты и их положения, основанные на неконституционных нормах, не могут применяться судами и иными правоприменительными органами. Зачастую бывает довольно трудно определить, имеет норма полное сходство с нормой, ранее признанной неконституционной, или сходство лишь частичное. Если положения нормативных актов имеют некоторое сходство с неконституционными нормами, но неясно, имеет ли место полная аналогия, то следует обращаться с жалобой или с запросом в Конституционный Суд, который может вынести соответствующее определение об отказе в принятии обращения, в котором будут содержаться необходимые разъяснения ранее принятых решений, или принять дело к рассмотрению. Практика деятельности Конституционного Суда и реализации его решений выработала также иной подход, когда конституционность или неконституционность того или иного нормативного положения ставится в зависимость от варианта его толкования в правоприменительной практике. В этом случае правоприменитель при применении таких "условно конституционных норм" должен следовать правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в постановлении. Однако мотивировочные части постановлений и определений Конституционного Суда, содержащие определенные утверждения, рассуждения, правовые позиции, хотя и могут использоваться в судебных спорах в процессе аргументации, но сами по себе, в отрыве от положений, которые рассматривались Конституционным Судом, нормативной силы не имеют, и произвольно применять их вместо законов нельзя. Конституционный Суд, используя различные утверждения для обоснования решения по конкретному делу, не вкладывал в них нормативный смысл, да и правовая позиция Конституционного Суда может неоднократно меняться в зависимости от характера рассматриваемых дел. Иное означало бы выход Конституционного Суда за пределы его компетенции, установленной статьей 125 Конституции РФ и подмену им законодателя. Проблема еще и в том, что ошибки законодателя могут быть устранены самим законодателем или тем же Конституционным Судом, а ошибки Конституционного Суда неустранимы вообще, разве только путем пересмотра самой Конституции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судебные дела по жалобам на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации имеют особое значение, поскольку затрагивают конституционные политические права. Своевременное и правильное разрешение таких дел является задачей гражданского судопроизводства. Решение этой задачи во многом зависит от дальнейшего совершенствования судебной процедуры разрешения избирательных споров, споров по проведению референдума.

Анализ теоретических и практических проблем судебной защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан позволяет сделать вывод о том, что избирательные споры по своей природе требуют особого процессуального регулирования, не совпадающего прежде всего с производством по делам, возникающим из административно-правовых отношений, в частности отношений в сфере контроля за законностью управленческих функций, направленных на защиту прав и свобод граждан.

Таким образом, нарушения избирательных прав граждан по выбору заявителя могут быть обжалованы в суд либо в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (п. 8 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..."), то есть заявитель вправе самостоятельно определять, какой механизм защиты избирательных прав ему целесообразно использовать. Вместе с тем следует иметь в виду, что судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Этим и объясняется то обстоятельство, что рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.

Приоритетность судебной процедуры, в частности, проявляется в следующем. Решение, принятое по жалобе вышестоящей избирательной комиссией, может быть обжаловано в суд. Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию, эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. Решения суда обязательны для

Гражданское процессуальное законодательство ориентировано на регламентацию искового производство, вытекающее из частно-правовых (как правило, имущественных) отношений, и не может в достаточной степени учитывать специфику публично-правовых споров. Избирательные споры имеют публично-правовой характер и по своей правовой природе ближе к административно-правовым, а не к гражданско-правовым спорам. Развитие административного судопроизводства не обязательно связывать с созданием специализированных административных судов, поскольку это связано с большими организационными, правовыми и финансовыми проблемами. Оптимальным организационным решением представляется специализация судей, создание специальных судебных составов и судебных коллегий по административным делам в судах общей юрисдикции.

Таким образом, судебная защита избирательных прав граждан представляет собой одну из самых устойчивых юридических средств в реализации избирательных прав граждан, которая осуществляется органами судебной власти по инициативе определенного законом круга субъектов посредством конституционного или "особой формы" гражданского судопроизводства в целях предотвращения нарушений избирательных прав, устранения препятствий их реализации либо восстановления нарушенного права.

В заключение можно сказать, что эти дела имеют значение, поскольку затрагивают конституционные политические права граждан. Решения судов по таким делам приобретают широкий резонанс в обществе. В настоящее время он в основном негативный из-за несовершенства процедурного порядка. Решение рассмотренных проблем позволит перейти к наступательным действиям по устранению пробелов и противоречий в избирательном законодательстве и приведет к созданию эффективной нормативной базы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации 2000. № 3.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447, 2001, № 7, ст.607.

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // "Российская газета" от 20 ноября 2002 г. N 220.

4. Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации от 28.06.04 № 5 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // "Российская газета", N 137-д, 30.06.2004

5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г., N 22, ст. 2063

6. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// "Российская газета" от 15 июня 2002 г., N 106.

Судебная практика

7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М.Траспова // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, 11 февраля

8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 25, ст. 2515

9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2001 года № 17-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Г.В.Истомина, А.М.Соколова, И.Т.Султанова, М.В.Хафизова и А.В.Штанина // Российская газета, 2001, 20 декабря

10. Архив Тогучинского районного суда общей юрисдикции Новосибирской области

11. Архив Ленинского районного суда общей юрисдикции, г. Новосибирск

Литература

12. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд./ С.А. Авакьян - М.: РЮИД, "Сашко", 2007.- 528 с.

13. Веденеев Ю.А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы реформирования и механизм развития // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. N 2.

14. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1998. N 2.

15. Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. N 6. С. 47-49

16. Гражданский процесс Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.С.Шакарян. М., 2007

17. Гражданский процесс Российской Федерации: Учебник / под. ред. А. А. Власова. - М.: Юрайт, 2008.

18. Дмитриев Ю. Гарантии избирательных прав граждан: есть еще резервы для совершенствования // Право и жизнь. 2008. N 14.

19. Ильинская И., Лесницкая Л. Судебное представительство в гражданском процессе / И. Ильинская, Л. Лесницкая- М.: Юрид.лит. - 2004

20. Князев С.Д. Предмет современного российского избирательного права // Государство и право. 2006. N 5.

21. Колпаков Н. Проблемы применения обновленного законодательства при рассмотрении обращений участников избирательного процесса // "Гражданин и право", 2004, N 2

22. Комментарий к гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации / отв. Ред. Г.П. Ивлиев. - М.: Юрайт, 2003.- 558с.

23. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / А.А.Власов, Е.С.Ганичева, Б.А.Горохов и др. - Научное издание, М.: ООО "ТК Велби", 2003. с. 562

24. Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Монография / С.Д. Князев Владивосток 2006.

25. Ковлер А.И. Избирательная компания: организация и методы работы с избирателями. М., 2005.

26. Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового демократического государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. N 1.

27. Матейкович М. Необходимо усовершенствовать механизм судебной защиты избирательных прав граждан // "Российская юстиция", N 3, март 2003 г.

28. Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф. Право избирать и факторы, влияющие на его реализацию. М.: Проектная группа по правам человека, 2006.

29. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В.Лазарев // СПС "Гарант" по состоянию на 1 мая 2003 г.

30. Осокина И. Курс гражданского судопроизводства России. Общая часть./ И. Осокина - Томск, 2003.

31. Очерки по истории выборов и избирательного права / под ред. Ю.А. Веденеева, Н.А. Богодаровой М.: изд. "Символ" - РЦОИТ, 2002.

32. Охотников Р.А. Соотношение избирательных споров и споров при приведении референдумов в Российской Федерации // Юридический вестник ЮИ ДВГУ 2004 выпуск 2

33. Попова Л.Н. Некоторые проблемы реализации принципа добровольного участия граждан в выборах // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Часть 1 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1999.

34. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.- 959с.

35. Постников А. Право на бесправие // Выборы: законодательство и технологии. 2000. N 3.

36. Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: История рождения и гибели / Л. Г. Протасов- М.: 1997.

37. Свиридов Т.А. Калужское земство. 1865-1918. Очерки истории / Т.А. Свиридов Калуга, 2006.

38. Тупиков В.А.. Процессуальные особенности судебной защиты избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Российский судья № 3 2001. С. 41-46

39. Треушников М.К. Судебные доказательства./ М.К. Треушников М.: 1997.

40. Треушников М.К. Гражданский процесс./ М.К. Треушников- М.: 2003.

41. Штефан М. Представительство граждан в суде. / М.: Штефан- Киев, 1991. - 231 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.