реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Законность и правопорядок в современной России

реферат
о степени оформленности -- оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов). См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2005. С. 571

В реальных обстоятельствах эти разновидности просмотреть несложно. Каждая из них имеет свои особенности и характерные черты. Их совокупность образует единое целостное образование, принося свои качественные характеристики.

Отсюда вывод: правопорядок имеет ярко выраженную социально-правовую природу, которая определяется сознательно-волевой деятельностью человека, приобретающей посредством регулирующего воздействия юридических норм черты упорядоченности, и характеризуется правомерным поведением участников общественных отношений. Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, то есть когда субъекты права совершают обязательные или дозволительные действия, либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Можно выделить следующие различия между законностью и правопорядком:

1. Законность - это качественная сторона правовой деятельности органов государства и местного самоуправления, а правопорядок - это состояние правовой жизни общества, упорядоченная система всех правовых отношений.

2. Законность - правовое качество нормативных и правореализационных актов, эффективность процесса их реализации. Правопорядок - воплощенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и граждан.

3. Законность - средство установления правопорядка. Правопорядок - результат осуществления права и законности.

Существует прямая зависимость между законностью и правопорядком: укрепление законности влечет за собой укрепление правопорядка, и соответственно при нарушении законности происходит нарушение правопорядка.

Законность и правопорядок представляют собой объективные требования социально-экономического и духовного развития общества. Они выступают основополагающими факторами наличия порядка в обществе и государстве. Укрепление и гарантированность законности и правопорядка есть условия формирования правого государства.

Правопорядок, в свою очередь, - это составная часть общественного порядка. Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Его анализ позволяет сформулировать определение.

Иными словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм.

Если правопорядок это упорядоченность общественных отношений, как результат соблюдения правовых норм, то общественный порядок предполагает не только соблюдение норм права, но и соблюдение иных социальных норм (норм морали, этики, корпоративные нормы, нормы обычаев, традиций и пр.)

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, обычаев, традиций и ритуалов.

Законность и правопорядок напрямую связаны с дисциплиной. Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам поведения, а также требованиям той или иной организации.

Дисциплина представляет собой более широкое понятие, чем законность. Законность - это соблюдение предписаний норм права, содержащихся в законах, а дисциплина - это соблюдение практически всех социальных норм, и даже технических, при определенных видах дисциплины. Результатом законности, как было отмечено выше, выступает правопорядок, а результатом соблюдения дисциплины - общественный порядок.

Дисциплина определяется господствующими общественными отношениями, служит для их поддержания и выражается в соблюдении и следовании требованиям правил общества, предъявляемым к индивидам и их коллективам. Дисциплина - это обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку.

Принято выделять следующие виды дисциплины: договорную, государственную, трудовую, технологическую, воинскую и служебную.

Договорная дисциплина предусматривает соблюдение субъектами обязательств, предусматриваемых в различных договорах.

Государственная дисциплина - установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

Трудовая дисциплина - форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его участников определенному распорядку, установленному на предприятии, учреждении или организации.

Технологическая дисциплина -- соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих технологий.

Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников, порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий. Соблюдение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел есть необходимое условие законности в деятельности органов. См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова. М.:ЦОКР МВД России. 2005. С. 286

Говоря о правопорядке в современной России, было бы неверно ограничиваться лишь масштабами национального правового поля. Зависимость российского правопорядка от процессов, характеризующих мировое сообщество, находит отражение в тех мегатенденциях, которые оказывали на него свое влияние на протяжении всего XX века. Как отмечают исследователи, на протяжении этого века произошли такие радикальные изменения, которые затронули не только самого человека, но и среду его обитания. Вне учета характера этих изменений невозможно создать устойчивый правовой порядок в современной России.

Безусловно, в современном мире происходит универсализация права и, как следствие, складывающегося на его основе правопорядка. Включение в ч.4 ст.15 Конституции РФ положения о том, что международное право является частью правовой системы Российской Федерации, имеет важные правовые последствия. Более подробно см.: Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 256

С учетом теории и практики международного права под общепризнанными принципами и нормами, о которых говорит ч.4 ст.15 Конституции РФ, следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. Складывается новый феномен современной социальной реальности - мировой правопорядок, который представляет собой систему общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Важнейшей тенденцией формирования международного правопорядка, оказывающей реальное мощное влияние на реформирование правовой системы России, является приоритет прав человека в сравнении с другими политическими и правовыми ценностями. Реализация прав человека и основных свобод является отражением и воплощением начал господства права, верховенства и эффективности закона, плюрализма и демократии. Фактически концепции господства права придается базовый характер как для утверждения прав человека и основных свобод, так и утверждения и упрочнения демократии.

2. ФУНКЦИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

При анализе законности и правопорядка необходимо выделить и их основные функции. При рассмотрении функций законности и правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых проявляется их отношение с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую они выполняют в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии. Правовой порядок и законность выступают правовой основой и средством функционирования государственной власти и демократии, получая от них многие сущностные характеристики. Они выполняют функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как основа нормальной жизни общества и функционирования государственной власти, демократии. Это одна сторона. Другая проявляется во взаимосвязи с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей. Это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и еще одно проявление -- деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности, как необходимого условия выполнения социального назначения.

Исходя из этого, можно выделить три основные функции законности и правопорядка.

1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых они являются. Законность и правопорядок функционируют в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

В окружающей среде особенно сильное влияние на законность и правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми они взаимодействуют и к которым должны приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Они испытывают на себе решающее влияние среды и, в свою очередь, активно влияют на нее. Они не только приспосабливаются к среде, но и выступают правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Они упорядочивают и стабилизируют важнейшие государственные связи и отношения.

Занимая вполне определенное место в больших системах и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, законность и правопорядок оказывают активное обратное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию они противостоят. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.

2. Функция обособления качественной определенности -- функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, то есть его частей, что, в конечном счете, обусловливает, обособленность качественной определенности законности и правопорядка как правового состояния системности правовых отношений и связей.

3. Функция сохранения и совершенствования законности и правопорядка. Эта деятельность направлена "на себя" как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.

Законность и правопорядок окружены внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии, что оказывает на них активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к их полной неприспособленности и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.

Окружающая среда, большие системы, в которые входят законность и правопорядок, обязаны их укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора.

Но она и разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством. Законность и правопорядок противостоят этим силам и должны постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.

Все элементы и звенья законности и правопорядка участвуют в осуществлении функций.

3. СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗАДАЧИ ПО ИХ УКРЕПЛЕНИЮ

Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.

Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.

В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.

1. Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально- политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов - их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.

2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.

3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.

4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.

Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности. См.: Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С..352

Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом - метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.

Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.

Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.

На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:

1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.

2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.

3. Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».

4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.

Подводя итог сказанному, еще раз отмечу следующее. При всей своей единой сущности законность в различные периоды, в различных социальных условиях заметно отличалась по своему объему и характеру. Таким образом, содержание законности не одинаково проявляется как конкретно-исторический срез эпохи. Она провозглашается, зачастую получая фиксацию в конституциях и других нормативных правовых актах, в качестве принципа, требования, обращенного обычно ко всем участникам общественных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.

Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность -- это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями -- законностью и реализацией права.

В заключение хотелось бы заметить, что, конечно, многие идеи прошлого относительно законности получили заслуженное признание и в значительной мере используются в России и сейчас. Однако целиком без коррективов они объективно применяться уже не могут. Не случайно существенные изменения произошли с пониманием самого права, а также государства, демократии, прав человека и так далее. Такое положение вполне естественно, ибо современная Россия отказалась от коммунистической идеологии, от прежнего административно-командного устройства общества и осуществляет радикальный, хотя и трудный переход от демократии на основе признания общечеловеческих ценностей, среди которых первостепенное значение должно придаваться человеку, его правам и свободам. Несмотря на известные сложности в социально-экономической, политико-правовой и иных сферах, постепенно формируется правовое государство и гражданское общество, где законность приобретает гуманистический смысл, наполняется качественно новым содержанием, становится важнейшим фактором цивилизованного государственно-правового строительства.См: Кожевников В.В. К вопросу современного понимания законности. // Государство и право. М. 2006. №1 С.123

На мой взгляд, пока в России не будет сформирован высокий уровень правовой культуры и правосознания, достижение законности и правопорядка на практике не возможно.

Для преодоления данной проблемы и повышения уровня законности и правопорядка государство должно воспитывать у своих граждан уважительное отношение к праву, сделав, таким образом, право источником положительных преобразований в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации с Комментариями Конституционного Суда РФ. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005.

Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 1972.

Алексеев С.С. Философия права. - М., 1997.

Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. - М.: НОРМА, 2001.

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: НОРМА, 2001.

Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2002.

Бахрах Д.Я. Вопросы законности в государственном управлении //Правоведение. 1992. № 3.

Братусъ С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2001.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2003.

Коваленко А.И. Проблемы теории и практики правового государства. М., 1999.

Кожевников В.В. К вопросу современного понимания законности. // Государство и право. 2006. № 1

Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. // Право и власть. М.: 1990.

Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 1996.

Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2004.

Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах / Под редакцией М.Н.Марченко. Т.2. Теория права. М.: Издательство “Зерцало” 1998.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.

Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1998.

Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией профессора М.Н.Марченко. М. 1994.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999.

Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2000.

Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. П.В. Анисимова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2005.

Тихомиров Ю.А. Закон: от принятия - до реализации. // Законность в Российской Федерации. М., 1998.

Тихомиров М.Ю. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Государство и право. 2000. № 7.

Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2002.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999.

Шабуров А.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.