реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений

реферат
ондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующий этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение, как и казенное предприятие, в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. В ассоциации (союзы) могут добровольно объединяться также общественные и иные некоммерческие организации, в т.ч. учреждения Орлов А. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по российскому законодательству// Право и экономика. - 2002. - № 4. - С. 27..

Члены ассоциации (союзов) сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц. Члены ассоциации (союзы) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза) - учредительным договором, подписанным ее членами, и утвержденным ими уставом.

3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ПОВОДУ образования и прекращения юридических лиц.

Как было сказано, правосубъектность сопутствует юридическому лицу на всем протяжении его существования - от момента образования до момента его прекращения. Рассмотрим подробнее эти юридические факты, как повод для возникновения правоотношений.

3.1. Образование юридического лица

Образование юридических лиц происходит в определенном законом установленном порядке. Этот порядок меняется в зависимости от особенностей, свойственных каждому виду юридических лиц. Характерен учредительный порядок образования. Учредителями юридических лиц являются собственники имущества либо уполномоченные ими органы или лица, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, - иные организации или граждане. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества, участия в его деятельности, условия и порядок распределения прибыли и убытков, выхода учредителей (участников) из его состава. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Оно считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК).

При регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины Ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, в ред. от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.) // Нормативные акты для бухгалтера. - 15.07.2003. - № 13. - С. 69..

3.2. Реорганизация юридического лица

В случаях, установленных законом, проводится реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (ст. 57). При реорганизации (слияние, присоединение, разделение, преобразование) имеет место правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемым субъектам Гражданское право. Учебник/ Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юрист, 1999. - С. 43..

3.3. Ликвидация юридического лица

Ликвидацией юридического лица называется процесс, в конечном результате которого юридическое лицо перестает существовать как участник гражданских правоотношений. Ликвидация юридического лица возможна по двум основаниям - либо по решению его учредителей, либо по решению суда в случае нарушения законодательства РФ. В обоих случаях ликвидацию проводит назначенная ликвидационная комиссия или же единственный ликвидатор, к которым переходят функции исполнительного органа юридического лица Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10. - С. 11-18.. Сокращенный перечень действий ликвидационной комиссии выглядит следующим образом. В процессе ликвидации юридическое лицо должно произвести расчеты со своими кредиторами, пройти ликвидационные проверки в налоговом органе и внебюджетных фондах, закрыть счета в банках, уничтожить печати и штампы, сдать документацию, подлежащую обязательному хранению, в архивные органы, аннулировать коды Госкомстата и как завершение ликвидации получить свидетельство об исключении из реестра юридических лиц, выдаваемое в регистрирующем органе.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридичес-ких лиц» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ для регистра-ции ликвидация юридического лица в регистрирующий орган представляются следующее документы:

заявление о государственной регистрации, составленное в соответствии с общими условиями. В нем подтверждаются следующее 1) соблюдение порядка, установленного феде-ральным законом, ликвидации юридического лица; 2) завершение расчетов с кредиторам; 3) согласование вопросов ликвидации юриди-ческого лица с соответствующими государ-ственными органами и (или) муниципальными органами в предусмотренных федеральным законом случаях;

ликвидационный баланс;

документ об оплате государственной пош-лины ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ// СЗ РФ. - 13.08.2001. - № 33 ч 1. - с.т. 3431..

На практике сроки ликвидации варьируются от 6 месяцев до 1,5 лет, а могут занимать и гораздо больший промежуток времени. Все зависит от конкретной ситуации, складывающейся в отношении конкретного юридического лица. Так, если компания имеет или же в прошлом имела большой штат наемных работников, вела хозяйственную деятельность с большими денежными оборотами, то срок ее ликвидации заметно больше, нежели срок ликвидации малого предприятия с двумя работниками. Дело в том, что большую часть времени, которую необходимо затратить на ликвидацию юридического лица, занимают ликвидационные проверки в налоговой инспекции и внебюджетных фондах, и чем крупнее ликвидируемое юридическое лицо, тем большее время требуется вышеперечисленным органам, чтобы провести проверки.

Ликвидационная комиссия должна снять ликвидируемое предприятие с учета в налоговой инспекции, пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования, фонде социального страхования. Данные органы, в свою очередь, перед тем как снять предприятие с учета, обязаны проверить правильность начисления и уплаты таким предприятием налогов и обязательных сборов. Поэтому ликвидационная комиссия по очереди проходит проверки в указанных государственных органах, куда предоставляется бухгалтерская отчетность за последние 3 календарных года. Выходом из сложившейся ситуации может служит процедура признания ликвидируемой организации несостоятельной. В этом случае требования кредиторов, которые невозможно будет удовлетворить в процессе конкурсного производства, считаются погашенными.
Процедура признания несостоятельными (банкротом) еще более трудоемкая, чем ликвидация, но позволяет закрыть неликвидных бизнес без нарушения законодательства Российской Федерации.

При принятии решения о ликвидации юридического лица, необходимо уделять должно внимание на исследование признаков его фактической деятельности. Конкретным примером может служить решение, изложенное в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 № 6614/02. Межрайонная ИМНС РФ обратилась в Арби-тражный суд Кемеровской области с иском о ликвидации ОАО «Агроснабинформ». Истец мотивировал свои требования тем, что ответ-чик систематически не представляет в налого-вый орган бухгалтерскую отчетность в соот-ветствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», имеет задолженность по налогам. Решением от 05.11.2001г. иск удовлетворен. Постановлениями апелляционной и кассаци-онной инстанций решение оставлено без изме-нения. В протесте заместителя Председателя ВАС РФ предлагалось указанные судебные ак-ты отменить, дело направить на новое рассмот-рение в суд первой инстанции. Президиум признал, что протест подлежит удовлетворе-нию по следующим основаниям.

Судебные инстанции пришли к выводу, что общество не выполняет возложенные на него как на налогоплательщика обязанности: не ве-дет бухгалтерский учет, не составляет отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, не представляет в инспекцию документы и сведе-ния, необходимые для исчисления и уплаты на-логов. Последний отчет представлен в налого-вый орган по состоянию на 01.10.2000г.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неодно-кратными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Исходя из этого ре-шение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность нельзя признать правомерным. При указанных обстоятельствах состоявшихся по делу судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10. - С. 12-13..

Также характерен пример, когда субъекты, не имеющие статуса юридического лица, ликвидируют в качестве последних: «ИМНС РФ по Таловскому району заявлено требование о ликвидации крестьянского фермерского хозяйства «Новинка» в связи с грубым нарушением налогового зако-нодательства. В обоснование исковых требова-ний истец сослался на ст. 61 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ликви-дировано в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, а также на ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете», обязывающую представлять бухгалтерскую от-четность. Исследовав имеющиеся в деле документы, суд не нашел требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Деятельность крестьянского (фермерского) хо-зяйства регламентируется Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермер-ском) хозяйстве». Статья 32 указанного Закона определяет условия и дает исчерпывающий пе-речень случаев прекращения деятельности крестьянского хозяйства. Ликвидация КФХ по указанным истцом основаниям данной нормой не предусмотрена. Кроме того, ст. 23 ГК РФ предусматривает, что деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без образования юридического лица, с определением статуса главы такого хозяйства как индивидуального предпринимателя. Решением от 12.08.2002 в иске отказано» Обзор постановлений президиума ВАС// Экономика и жизнь (Сибирь). - № 148. - 07.08.2001. - С. 15..

.

Заключение

Учитывая вышеизложенное, подведем итоги по курсовой работе.

Юридическое лицо - это субъект права, созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Действующее законодательство не дает определения юридического лица, но раскрывает его основные признаки. Юридическое лицо должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, оно отвечает по своим обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле либо собственников (например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Несмотря на существенное различие отдельных видов юридических лиц, при их создании государство всегда осуществляет контроль за этой процедурой. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц.

Перечень документов, которые необходимо представлять для государственной регистрации составляют: устав, утвержденный учредителями, решение о создании или договор учредителей, подтверждение оплаты не менее 50 процентов уставного капитала предприятия, а также перечисляются требования, предъявляемые к каждому из таких документов.

Учредительными документами юридического лица являются учредительный договор и устав (либо только учредительный договор). При этом учредительный договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основе общего положения об организациях данного вида (например, средние специальные учебные заведения).

Что касается органов юридического лица, то им является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а порядок назначения (избрания) - законом и учредительными документами.

По поводу юридических лиц в гражданском праве возникают отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, по поводу осуществления юридическими лица своих прав и обязанностей и др.

Список использованной литературы:

Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М:. Объединенная редакция МВД России, 2002. - 544 с

ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ// СЗ РФ. - 13.08.2001. - № 33 ч 1. - с.т. 3431.

Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10. - С. 12.

Гражданское право. Учебник/ Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юрист, 1999. - С. 45-46.

Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996. - С. 107.

Обзор постановлений президиума ВАС// Экономика и жизнь (Сибирь). - № 148. - 07.08.2001. - С. 15.

Орлов А. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по российскому законодательству// Право и экономика. - 2002. - № 4. - С. 27.

Основы государства и права/ Под ред. О.Е. Кутафина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1994. - С. 190.

Редакция Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ ФЗ от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ // Нормативные акты для бухгалтера. - 15.07.2003. - № 13. - С. 69.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.