реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Юридическая ответственность (на материалах Сенненского райпо)

реферат
p align="left">Санкции за экономические правонарушения, как меры государственного принуждения, имеют характер имущественного и ( или ) неимущественного воздействия и применяются к субъекту предпринимательской деятельности (штраф, конфискация имущества ).

Административно-правовые санкции, согласно «КоАП» Республики Беларусь 2003 года, более разнообразны (например, лишение специального права, права заниматься определенной деятельностью и т.п.) и могут применяться за правонарушения совершаемые в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности , налогообложения и т.д.[ 38,c. 79-80].

Таблица 3.1.1

Перечень основных декретов и указов Президента Республики Беларусь, предусматривающих экономические санкции (без учета экономических санкций за нарушение налогового и таможенного законодательства).

№ п/п

Наименование акта

Номер и

дата

Опубликован

Количество экономических санкций

1

2

3

4

5

1

Указ «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков за качество продукции(работ, услуг)».

№ 268 20.05.98

Сборник декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства Республики Беларусь 1998 г., №15.

5

2

Указ «Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений».

№ 53

22.01.99

Национальный реестр правовых актов Республика Беларусь 1999 г., № 8, № 40, 2000 г, № 10, № 38, 2002г. № 100.

2

3

Декрет «О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной статистической отчетности

№ 31

03.08.99

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999г. №40, 2002 г. № 100

5

4

Указ «О некоторых мерах по стабилизации цен(тарифов) в Республике Беларусь(с изменениями и дополнениями)».

№ 285 19.05.99

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999г. № 40, № 89;2000г № 95,№ 107;2001г. №111;2003г. № 124; 2004г. №91, № 142.

17

5

Декрет «О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной, не пищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из не пищевого сырья и табачных изделий».

№ 31

03.08.99

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999 г., № 65.

5

6

Указ «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций».

№ 7

04.01.00

Национальный реестр правовых актов Республика Беларусь 2000 г. , № 5.

17

7

Указ «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров».

№ 117 07.03.01

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2000 г., № 25.

7

8

Декрет «О некоторых мерах по совершенствованию порядкаполученияи использование безвозмездной помощи».

№ 8

12.03.01

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2001 г., № 28.

4

8

Декрет «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использование безвозмездной помощи».

№ 8

12.03.01

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2001 г., № 28.

4

9

Указ «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».

№ 40

16.01.02

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2002 г., № 9.

25

10

Декрет «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

№ 4

27.01.03

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003 г., № 14.

2

11

Указ «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)».

№ 508 12.11.03

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003 г., № 127.

4

12

Указ «Об особом праве (золотой акции)государства на участие в управлении хозяйственными обществами».

№ 125 01.03.04

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2004 г., №т 37.

1

Обязательным условием для применения экономических санкций является наличие установленных и описанных в актах проверки фактов нарушений предписаний законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и предусматривающих экономическую ответственность за данный вид правонарушений. Вторым условием является вина индивидуального предпринимателя, должностного лица или иных работников субъекта хозяйствования, если их действия (бездействия) были совершены в пользу или в интересах этого субъекта хозяйствования. Отсутствие этих условий исключает экономическую ответственность.

Для гражданско-правовой ответственности характерно то, что она, во-первых, устанавливается не только законодательством, но и договором. Во-вторых, вина нарушителя здесь предполагается. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст. 372 ГК Республики Беларусь).

В-третьих, гражданско-правовая ответственность принимается по требованию потерпевшей стороны, которая сама решает, прибегнуть ей к мерам имущественного воздействия на нарушителя акта или нет.

В-четвертых, гражданско-правовая ответственность направлена на восстановление имущественного положения потерпевшей стороны договора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, законодательного акта по иску потерпевшей стороны с нарушителя взыскивается не только неустойка или другие способы обеспечения исполнения обязательств, но и убытки (ст. 14. 310- 352 ГК Республики Беларусь).

В доход государства взыскивается лишь всё полученное по ничтожным сделкам (п.2 ст. 170 ГК Республики Беларусь ).

На основании анализа действующее законодательством об экономических санкциях и их применениях в современных условиях И. Сыроквашко констатирует, что в некоторых нормативных актах допускаются неточные формулировки, нет точного разграничения понятий (например, «штраф», «финансовая санкция» и др.), что позволяет контролирующим органам толковать нормативные акты «под себя» и даже накладывать санкции за несуществующие нарушения.

Можно сделать вывод, что в условиях формирования правового государства, перехода к рыночной экономике контролирующие органы не должны подменять органы правосудия. Материалы о наложении экономических санкций следует передавать на рассмотрение специализированных составов хозяйственных судов.

Автор также полностью поддерживает И. Сыроквашко, полагающего, что в условиях кризиса платежной системы, малодоходности и финансовой неустойчивости организаций наложение и изъятие санкций должно быть заменено другими экономическими мерами и методами (экономические нормативы, доудержание только недоначисленных налогов, отзывов бюджетных средств, уменьшение налоговой нагрузки, свободные ценообразование, введение определенных режимов функционирования, запрос деклараций, отслеживание финансовых операций, подлежащих особому контролю и т.д.) [34, c. 155-156].

Таким образом, экономическая санкция-это структурный элемент норм юридической ответственности. Она определяет вид и пределы наказания правонарушителя, применяется на основе правонарушения, конкретизируется актом применения соответствующей правовой нормы, реализуется, как правило, посредствам государственного принуждения, воздействует на статус правонарушителя.

В настоящий момент, использование экономических санкций в отношении субъектов хозяйствования имеет ряд законодательных проблем и недоработок, но вместе с тем установление в законодательстве санкций оказывает на поведение субъектов хозяйствования положительное мотивационное влияние, выполняет общепревентивную функцию, которая выступает одной из охранительных функций.

3.2 Порядок применения экономических санкций

Новые экономические отношения, возникшее в последнее пятнадцать лет породили и совершенно новые правовые институты, в частности институт экономической ответственности юридических лиц, который не был известен в социалистическом государстве.

Разобщенность в терминологии и отсутствие в законодательстве взаимодействия отдельных правоотношений привело к тому, что при осуществлении хозяйственной деятельности, выполняя одни требования, нельзя было не нарушить другие. В такой атмосфере любая проверка для субъекта хозяйствования означала обязательное наказание. Поэтому своевременным и важным шагом было принятие Указа Президента Республика от 15.11.99 г. № 673( в настоящее время в редакции Указа Президента Республики Беларусь № 722 от 6 декабря 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673) которым утвержден Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применение экономических санкций (далее-Порядок).

Согласно этому Указу Президента Республики Беларусь № 722 субъекты предпринимательской деятельности, совершившие экономические правонарушения, несут ответственность на основании актов законодательства, действующих во время и по месту совершения правонарушения.

Экономические санкции применяются к субъектам предпринимательской деятельности за правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после вступления в силу соответствующих актов законодательства. Иными словами, субъекты хозяйствования освобождаются от экономической ответственности, если нарушение было совершено в течении первых 10 дней действия нормативного акта, предусматривающего ответственность.

Экономические санкции налагаются уполномоченными контролирующими органами.

Кроме налоговых применять меры экономической ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве могут и другие органы. Например, в соответствии с п. 12 ст. 8 Закона от 4. 06. 2001 г. № 30-3 «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» последнее в праве выносить в пределах своей компетенции решения о взыскании платежей в бюджет с последующей передачей этих решений в налоговые органы для исполнения.

Экономические санкции могут применяться и многими другими органами . Например, Департаментом цен при Министерстве экономики-за нарушения в области ценообразования, органами государственного строительного надзора-за нарушения законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности.

Особо следует отметить компетенцию по применению экономических санкций такого органа, как Комитет государственного контроля. В соответствии со ст. 18 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Комитет и его территориальные органы вправе применять экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством. Иными словами, Комитет госконтроля вправе применять экономические санкции, отнесенные законодательством к компетенции иных контрольных органов.

Субъект предпринимательской деятельности не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же экономического правонарушения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.