реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Взаимодействие права и информатики

реферат

Взаимодействие права и информатики

9

Содержание

Введение

1. Проблемы взаимодействия права и информатики

2. Информационно-правовые системы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В наше время «информационный взрыв» ощутим не только в сфере экономики и бизнеса, но и в области государства и права. Правовая информатизация общества открывает принципиально новые возможности для совершенствования организации юридической деятельности, включая в себя процессы использования логики, математики, теории информации и информационных систем и самих компьютеров (как технических средств автоматизации информационных процессов).

Стремительное качественное обновление общества выдвигает на первый план решение задачи - формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.

Правовая информатизация общества базируется на решении двух задач: информатизация правовой сферы и законодательное регулирование правоотношений в сфере информатизации. Практика последних лет показывает неуклонное увеличение количества нормативных юридических актов, рост числа документов, принимаемых на уровне организаций и предприятий (учредительные документы, договоры, соглашения и т.п.). Поскольку эти документы крайне необходимы для регулирования общественных отношений, требуется оптимизировать информационные потоки в области правового регулирования на основе использования современных информационных технологий.

Современный специалист юридического профиля, чтобы в полной мере удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, должен владеть и уметь использовать новые информационные технологии. Проводится целенаправленное внедрение в деятельность органов власти, управления, правоохранительных органов новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем.

Все сказанное выше обосновывает актуальность выбранной темы.

Цель работы - проанализировать взаимодействие права и информатики, выявить проблемы и преимущества их взаимодействия.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 16 страниц.

1. Проблемы взаимодействия права и информатики

В процессе развития информационных технологий и их проникновения в разные области деятельности, в том числе юридической создаются объективные предпосылки для формирования правовой информатики. Причем взаимодействие права и компьютерных технологий можно рассматривать в двух аспектах:

1) право как инструмент, регулирующий компьютерные технологии;

2) компьютерные технологии как инструмент, позволяющий решать ряд задач в области права.

Такое взаимодействие порождает ряд проблем, и эти проблемы возникают, естественно, как в сфере компьютерных технологий, (например, потребность создания специальных продуктов, необходимых для решения задач автоматизации правотворчества, анализ права как объекта информатизации и т.п.; особо выделим вопрос о системном исследовании самого права как объекта информатизации, анализе правовых норм с точки зрения их системности, полноты регулирования общественных отношений, внутренней непротиворечивости, соотношения императивных и диспозитивных предписаний и т.д.), так и в сфере права (например, регулирование процессов создания, распространения и использования программных продуктов, баз данных, сетей и т.д.).

Правовые основы работ по правовой информатизации России реализуются в соответствии с «Концепцией правовой информатизации России», где определены следующие основные направления: информатизация правотворческой деятельности; информатизация правореализационной деятельности; правовое обеспечение процессов информатизации [1].

Государственная политика информатизации правовой сферы предусматривает создание и развитие компьютерных центров и сетей правовой информации. В задачи этих центров входит сбор, накопление, систематизация, хранение и выдача информации по запросам потребителей. Для эффективного функционирования центров правовой информации необходимо качественное развитие средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий (программных, технических, лингвистических, правовых, организационных), формирование и ведение информационно-правовых банков и баз данных, внедрение современных телекоммуникаций, организация многоуровневой защиты информации. При этом в качестве правовых информационных образований могут выступать правовая система общества в целом, а также механизм правотворчества, механизм правового регулирования, механизм правоприменения, механизм обеспечения доступа потребителей к правовой информации, информационно-правовые и автоматизированные системы и т.д.

К числу наиболее важных правовых проблем [4] относится корректное (более четкое и последовательное, учитывающее накопленный к настоящему моменту опыт) определение нового типа противоправных деяний - преступлений в сфере компьютерной информации (несанкционированный доступ к информации, распространение компьютерных вирусов и т.д.) и что даже более важно, поскольку основы для такого определения уже заложены - в главе 28 УК «Преступления в сфере компьютерной информации» - необходимо создать систему, которая была бы способна вести эффективную борьбы с этими правонарушениями. Кроме того, необходимо создание специальных правовых механизмов, обеспечивающих защиту компьютерных программ и баз данных.

Другая проблема - определение статуса Интернета и его правовое регулирование.

Право на получение и распространение информации относится к основополагающим правам, гарантированным Конституцией России. Правовая информация является ключевым звеном, обеспечивающим слаженное функционирование государственного механизма. Знание и соблюдение норм, установленных государством и регулирующих различные аспекты правоотношений, становится необходимым условием создания правового государства. Одновременно с этим правотворческая активность в России отличается высоким динамизмом и имеет большой размах.

Важной правовой проблемой является также вопрос о регулировании использования систем электронного документооборота (эта проблема находится уже на стыке публичного и частного права), вопросы хранения и защиты официальных текстов нормативных актов, существующих в электронной форме, а также электронных ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.).

Развитие компьютерных технологий позволяет во многих областях заменить бумажный документооборот безбумажным (электронным). Но электронный документооборот порождает целый ряд вопросов, начиная с главного - любой ли обмен данными в электронном виде можно считать электронным документооборотом (к примеру, передача компьютерных файлов, содержащих гражданско-правовой договор, на дискете - это электронный документооборот?)

Не менее важные проблемы, существующие в сфере компьютерных технологий, связаны с возникновением нового вида внутренней и внешней торговли - электронной коммерции. Появилась целая совокупность связанных с ней понятий: электронная сделка, электронная подпись, электронные платежи и т.д., которые до сих пор в праве корректно не закреплены.

Появилась и проблема разработки критериев в отношении формы электронных сделок и необходимых требований к процедуре их заключения. Юридическим и деловым кругам необходимо разработать и принять такие правила и практику, которые будут признавать в новых компьютерных технологиях последствия, достигаемые или желаемые в бумажной форме.

Нечетко урегулирован в законодательстве вопрос о юридической силе соглашений, заключенных в электронной форме (например, как уже говорилось бумажный документ - электронный документ).

Помимо обозначенных, существует еще одна проблема электронных сделок: в российских подзаконных актах сохраняются в настоящее время и прямые требования, предписывающие использование традиционных бумажных документов, целесообразность которых объясняется только тем, что бумажный документ может быть прочитан и невооруженным глазом, а сообщения, передаваемые при помощи электронной связи, - лишь после распечатки на бумаге или воспроизведения на экране компьютера.

Как и на международном уровне, такие соображения, а также несогласованность и противоречия в нормативных актах представляют собой реальные правовые препятствия развитию современных средств передачи данных в сфере правового регулирования коммерческой деятельности.

2. Информационно-правовые системы

Ежемесячно органами власти и управления всех уровней принимаются тысячи документов, изменяющих порядок действия ранее принятых норм. Очевидно, что проблема доступа к информационному массиву, содержащему максимум сведений о документах различной ведомственной принадлежности и отражающему эволюцию законотворческого процесса, становится крайне актуальной. Кроме того, все более существенной является минимизация временных затрат на поиск документа и доступ к его тексту, на получение дополнительной информации о документе во взаимосвязи с другими актами, определения порядка вступления в силу и действия документа во времени и пространстве, выяснение источников официального опубликования и т.п.

Правовая информация - это совокупность сведений о действующем праве, практике его осуществления, правотворчестве и научных теоретических разработках в области права [6].

Условно правовую информацию можно разделить на основные виды [6]:

Законодательство

Судебная и иная правоприменительная практика

Нормативы и стандарты

Доктрина (теория права)

Справочная и иная информация

Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативно-правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.

Нормативно-правовые акты РФ представлены: Конституцией РФ, федеральными законами и законами, подзаконными актами (актами Президента, Правительства и центральных органов исполнительной власти); конституциями, уставами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации; актами органов самоуправления; корпоративными правовыми актами (актами организаций, осуществляющих регулирование определенных отраслей деятельности). Сопутствующими подразделами к разделу законодательства являются: официальные разъяснения, сопроводительные документы; проекты нормативных правовых актов; иностранное законодательство.

Главная особенность этого вида правовой информации в том, что он содержит информацию о всей совокупности общеобязательных правовых норм, действующих в настоящее время или действовавших ранее. В этом смысле его можно назвать сводом всех правовых норм России.

Судебная и иная правоприменительная практика - этот вид информации состоит из: решений судебных органов и сопутствующих им документов (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, прилагаемые к решению материалы); административных актов органов государственной власти и должностных лиц. К этому виду также можно отнести индивидуально-правовые акты, т.е. документы, обязательные только для конкретных лиц, в отношении которых и принимаются данные решения.

Нормативы и стандарты - этот вид информации состоит из нормативно-технических документов, например, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.д.

Доктрина (теория права) представлена монографиями, сборниками статей, учебниками, докладами и другими материалами, в которых излагаются теоретические положения в области права. К этому виду информации также отнесены научно-популярные материалы в виде консультаций, разъяснений, примерных образцов правовых документов и др.

Главная особенность этого вида правовой информации в следующем: основная масса документов представляет собой авторские материалы, распространение которых возможно только с согласия автора; материалы данного раздела не являются обязательными, но, с другой стороны, теоретические разработки в области права влияют на принятие новых правовых норм и могут быть положены в основу будущих нормативно-правовых актов.

Справочная и иная информация - составная часть массива правовой информации наиболее обширна и объединяет различную справочную информацию, имеющую юридическое значение, например:

- официальные реестры организаций и лиц, имеющих лицензию на соответствующие виды деятельности;

- официальные реестры юридических лиц;

- решения о банкротстве организаций, введении внешнего управления, отзыве лицензии;

- справочники по органам государственной власти, судебным и правоохранительным органам;

- библиографические справочники юридической литературы;

- справочники информационно-правовых ресурсов и др.

Решение проблемы доступа к правовой информации возможно за счет использования информационно-правовых систем (ИПС) по законодательству. Идея использования преимуществ компьютерных технологий для работы с правовой информацией возникла на Западе во второй половине 60-х годов. Необходимость разработки таких систем также диктовалась огромным количеством материалов, которые приходилось накапливать, анализировать, систематизировать, хранить.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.