реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Всероссийская чрезвычайная комиссия

реферат
p align="left">После достижения цели массового террора полномочия чрезвычайных комиссий были несколько ограничены. В Положении ВЦИК о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях от 28 октября 1918 года губернским ЧК предоставлялось право заключения в дома принудительных работ; в местностях, объявленных на военном или осадном положении, применение высшей меры наказания определялось постановлением коллегии из трех человек, персональный состав которой утверждался президиумом ВЧК. Такие же права предоставлялись особым отделам охраны границ и окружным транспортным отделам.

В Положении об организации ВЧК от 18 ноября 1918 года подтверждалось право ВЧК на применение внесудебных полномочий, в том числе и высшей меры наказания. В инструкции для районных чрезвычайных комиссий подробно перечислялись категории лиц, в отношении которых можно применять расстрел, указывалось, что данная категория дел обсуждается обязательно в присутствии представителя комитета партии коммунистов, причем расстрелы приводились в исполнение лишь при условии единогласного решения трех членов комиссии. По требованию представителя партийного комитета или в случае разногласия среди членов комиссии, дело передавалось на решение ВЧК. Эти же комиссии имели право

заключения в концентрационный лагерь с организацией принудительных работ. Указывалось, что «в целях терроризации буржуазии следует также применять выселение буржуазии, давая на выезд самый короткий срок (24 - 36 часов)».

В инструкции чрезвычайным комиссиям на местах, утвержденной ВЧК 1 декабря 1918 года, определялось: ЧК, являясь органом борьбы в острые моменты революции, применяют в случае необходимости пресечения или прекращения незаконных действий наказания в административном порядке, в том числе штрафы, выселки, расстрелы и т. п. Право на применение высшей меры наказания имели губернские, фронтовые, армейские и областные ЧК. Таким образом, расстреливать можно было в административном порядке, без предания человека суду.

28 декабря 1918 года президиум ВЧК отклонил предложение Петерса, чтобы чекисты вершили расстрелы с ведома ревтрибуналов на том основании, что «ревтрибуналы не перешли в ведение ВЧК». В состав новой утвержденной судебной тройки ВЧК вошли Дзержинский, Лацис, М. С. Кедров и И. К. Ксенофонтов. 4 февраля 1919 года на заседании ЦК РКП(б) было принято постановление о полномочиях ЧК и ревтрибуналов. Комиссии в составе Ф. Э. Дзержинского, И. В. Сталина и Л. Б. Каменева было поручено подготовить проект положения ВЦИК о чрезвычайных комиссиях, основой которого становилось следующее: право вынесения приговоров передавалось из ЧК в ревтрибуналы, аппарат ЧК оставался в качестве розыскных органов и органов непосредственной борьбы с вооруженными выступлениями (бандитскими, контрреволюционными и т. п.), за ЧК сохранялось право расстрелов при объявлении той или иной местности на военном положении. Таким образом, главными функциями ЧК определялись розыск и право внесудебных расстрелов при введении военного положения. Но через месяц, в марте, в связи с наступлением армии Колчака, все права ВЧК осени 1918 года были восстановлены.

24 апреля 1919 года ВЦИК принял дополнение к Положению о ЧК. Право вынесения приговоров по всем делам, возникающим в чрезвычайных комиссиях, предлагалось передавать реорганизованным трибуналам. При наличии вооруженных выступлений (контрреволюционных или бандитских) за ЧК сохранялось право непосредственной расправы для пресечения преступлений. Такое же право сохранялось за ЧК в местностях, объявленных на военном положении за преступления, указанные в самом постановлении о введении военного положения. Кроме того, ВЧК предоставлялось право заключения в концентрационный лагерь.

Постановление ВЦИК от 16 июня 1919 года определило организацию лагерей принудительных работ, которая возлагалась на губернские чрезвычайные комиссии. Во всех губернских городах в указанные особой инструкцией сроки должны были быть открыты лагеря, рассчитанные не менее чем на 300 человек каждый. С разрешения НКВД такие лагеря могли открывать и в уездах. Заключению в лагеря подлежали те лица и категории лиц, относительно которых были вынесены постановления отделов управления, ЧК, революционных трибуналов, народных судов и других советских органов, которым предоставлялось это право декретами и распоряжениями.

Председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский 19 июня 1919 года утвердил Инструкцию о чрезвычайных комиссиях на местах. Делами по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности ведали организованные местными советами или их исполкомами на одинаковых правах с иными отделами местные чрезвычайные комиссии. Обязанностью губернских ЧК являлось наблюдение за революционным порядком в губернии. Комиссии при объявлении обслуживаемой территории на особом положении имели право применять репрессивные меры в административном порядке.

Своим постановлением об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении от 20 июня 1919 года ВЦИК конкретизировал пункт 3 постановления ЦИК о ВЧК (от 24 апреля 1919 года) о праве непосредственной расправы в местностях объявленных на военном положении. В разъяснении постановления ВЦИК от 20 июня 1919 года определялось право чекистских органов в местностях, объявленных на военном положении, на непосредственную расправу (вплоть до расстрела) за нижеследующие доказанные преступные деяния Чибиряев С.А. История государства и права России. - М.: Былина, 2000г. - с.336:

- принадлежность к контрреволюционной организации и участие в заговоре против советской власти;

- государственная измена и шпионаж;

- укрывательство изменников и шпионов;

- сокрытие в контрреволюционных целях боевого оружия;

- подделку денежных знаков;

- подлог в контрреволюционных целях документов;

- организацию поджогов и взрывов;

- умышленное истребление или повреждение железнодорожных путей, мостов и других сооружений, телеграфного или телефонного сообщения, складов воинского вооружения, снаряжения, продовольственных и фуражных запасов;

- бандитизм (участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей), пособничество им и укрывательство;

- разбой и вооруженный грабеж;

- торговлю кокаином.

21 октября 1919 года был издан декрет СНК о создании для дел о крупных спекуляциях Особого революционного трибунала при ВЧК, приговоры которого становились окончательными и обжалованию в кассационном порядке не подлежали. Особый революционный трибунал в своих суждениях должен был руководствоваться исключительно интересами революции, не связывая себя никакими формами судопроизводства и процессуальными тонкостями, его заседания проходили гласно.

Приказ ВЧК от 17 декабря 1919 года предписывал местным органам брать на учет «все буржуазное население, могущее служить заложниками», как-то: бывших помещиков, купцов, фабрикантов, заводчиков, банкиров, крупных домовладельцев, офицеров старой армии, видных чиновников царского времени и времени Керенского, родственников белогвардейцев, а также видных функционеров «противосоветских партий», склонных остаться за фронтом в случае отступления красных. Списки представлялись в ВЧК, которая решала, когда приступать к взятию заложников.

25 декабря 1919 года съезд особых отделов принял инструкцию, в которой как средство осуществления возложенных задач в числе других мер разрешил применять высылку из фронтовой полосы, заключение в лагеря принудительных работ и прочие административные меры, являвшиеся прерогативой губернских ЧК.

ВЦИК и Совнарком своим постановлением от 17 января 1920 года отменили применение высшей меры наказания. В этой связи президиум ВЧК 15 февраля направил инструкцию чрезвычайным комиссиям, особым отделам и их отделениям на местах о праве налагать за преступления такие наказания, как штрафы и заключение в концлагерь; дела могли передаваться в трибуналы или народные суды. Губернские ЧК имели также право подвергать заключению без срока лиц, опасных для революции, но уведомляя в каждом случае президиум ВЧК. Мера наказания определялась коллегией губчк и по представлению начальника особого отдела.

В связи с угрожающими размерами бандитизма Совнарком 19 февраля 1920 года постановил «лиц, обвиняемых в вооруженных грабежах, разбойных нападениях и в налетах, предавать суду революционного военного трибунала». ВЧК и трибуналу, по взаимному соглашению, было предоставлено право учреждать военные трибуналы в местностях, опасных в отношении бандитизма. Определялись судопроизводственные правила. В то же время, в целях борьбы с нарушителями трудовой дисциплины и с «паразитическими элементами населения» в случае, если дознанием не установлено достаточных данных для направления дел о них в порядке уголовного преследования, за ВЧК и губернскими ЧК сохранялось право заключения таких лиц в лагерь принудительных работ на срок не свыше пяти лет. Таким образом, чрезвычайные комиссии могли без достаточных доказательств, минуя судебные органы, проводить репрессивную политику.

Разразившаяся советско-польская война вызвала решение Совета Труда и Обороны об объявлении во многих местностях военного положения и предоставлении права расстрела Петроградской, Новгородской, Олонецкой, Тверской, Архангельской, Ярославской, Московской, Нижегородской, Тульской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Брянской и Казанской губернским чрезвычайным комиссиям; Череповецкой, Вологодской, Северо-Двинской, Иваново-Вознесенской, Владимирской, Рязанской и Орловской губчк предоставлялось право выносить приговоры о расстреле в исключительных случаях, приводя их в исполнение после санкции ВЧК. Особые отделы фронтов и армий по постановлению троек, персонально утвержденных ВЧК, имели право применения высшей меры наказания по обвинению в шпионаже, бандитизме, участии в вооруженном восстании.

Ко времени окончания боевых действий карательные функции не изменились. Так, декрет СНК от 29 августа 1921 года позволял тех иностранных граждан, образ жизни, деятельности и поведения которых признавались несовместимыми с принципами и укладом жизни рабоче-крестьянского государства, высылать из пределов РСФСР по постановлению ВЧК или приговорам судебных органов.

В декабре 1921 года ВЦИК принял решение сузить полномочия органов ВЧК и усилить начала законности. В условиях мира отпала нужда в органе, который пользовался, по характеристике Лациса «в своей борьбе приемами и следственных комиссий, и судов, и трибуналов, и военных сил». ВЧК была упразднена 6 февраля 1922 года декретом ВЦИК. Для выполнения задач по подавлению контрреволюционных выступлений, бандитизма, борьбе со шпионажем, охране железнодорожных и водных путей, границы при НКВД РСФСР было создано Государственное политическое управление.

В последние годы встал вопрос о числе жертв органов ВЧК. Из книги в книгу попадает цифра Роберта Конквиста - 140 тысяч человек. Так ли это? Статистические материалы свидетельствует, что число расстрелянных органами ВЧК в целом соответствует тем цифрам, что приводил Лацис за 1918 и семь месяцев 1919 года: соответственно 6300 и 2089 человек. Расхождение наблюдается только по количеству учреждений, представивших сведения. По Лацису, сведения представлены из 20 губерний, статистические таблицы свидетельствуют - из 34 губерний в 1918 году и из 35 - в 1919 году. По 17 регионам сведения не перепроверялись. В 1921 году по статистике были расстреляны 9701 человек. За контрреволюционные преступления в 1918 году были расстреляны 1637 человек, за семь месяцев 1919 года - 387 человек. Таким образом, почти за три года органы ВЧК уничтожили 17,5 тысяч человек. Вне всякого сомнения, эти данные не полные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделав простейшие выводы из всего вышеизложенного, можно прийти к одной простой схеме, что органы государственной безопасности, какими бы особыми и секретными они не были, как составная часть государственного аппарата должны, прежде всего, служить не отдельным политическим интересам и амбициям, а стоять на страже подлинных интересов народа и Отечества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: «ЮРИСТ», 1999г. - 608с.

2. История отечественного государства и права/под. ред. О.И. Чистякова. - М.: БЕК, 1999г. - 584с.

3. Рассказов А.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в советском государстве. - М.: Былина, 1999г. - 530с.

4. Чибиряев С.А. История государства и права Росии. - М.: Былина, 2000г. - 528с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.