реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Вопросы финансов и бюджета в Конституции Российской Федерации

реферат

Вопросы финансов и бюджета в Конституции Российской Федерации

Оглавление

  • Оглавление
  • Введение
  • 1. Конституция РФ как источник конституционного и финансового права.
  • 2. Вопросы финансов в Конституции РФ
    • 2.1 Принципы финансовой деятельности государства
    • 2.2 Единство экономического пространства
    • 2.3 Равенство прав собственности
    • 2.4 Налоги
    • 2.5 Федеральные программы и ценовая политика
    • 2.6 Денежная эмиссия
    • 2.7 Денежно-кредитная политика
    • 2.8 Государственные займы
  • 3. Вопросы бюджета в Конституции РФ
  • 4. Особенности законодательного процесса и судебной практики
  • Заключение
  • Библиография
Введение

В России федеральная Конституция имеет "высшую юридическую силу" (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституционные основы носят универсальный характер, они распространяются на все отрасли единой системы российского права и являются базовыми началами и гарантиями развития последующего законодательства и нормотворчества. Конституция Российской Федерации является основой правового регулирования финансовой деятельности и экономических отношений.

Целью данной работы является освещение вопросов финансов и бюджета в Конституции Российской Федерации, для этого были поставлены следующие задачи:

- дать определение понятия финансовой деятельности, управления финансами, изложить основные принципы финансовой деятельности государства;

- дать характеристику отдельных видов и направлений конституционных основ финансовой деятельности;

- разграничение предметов ведения в сфере финансов между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

- исследовать особенности финансового законотворчества и судебной практики как источника финансового права.

В ходе написания работы мною были использованы текст Конституции Российской Федерации [1], а также научно-практический комментарий к ней [11]. В основу также легли работы, посвященные проблемам финансовой деятельности, ее конституционному регулированию: учебники и учебные пособия "Финансовое право" (Вострикова Л.Г. [5], Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. [6], Елизарова Н.В. [7]; Карасева М.В. [9], Крохина Ю.А. [11]), учебник "Конституционное право" под ред. Козловой Е.И., Кутафина О.Е. [10]. В указанных источниках дается общий анализ конституционных норм, регулирующих бюджетное устройство, налоговую политику государства и некоторые другие направления финансовой деятельности.

В ходе исследования мною также использовались научные исследования в области конституционного, административного и финансового права Бобковой Л.Л., Затулиной Т.Н. и Ялбуганова А.А. опубликованные в журналах "Финансовое право [3], [12] и "Налоги" [8] в 2007 году.

1. Конституция РФ как источник конституционного и финансового права

Нормы Конституции - основного источника конституционного права - являются исходными для всех отраслей права. Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы. [10]

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. [9]

В сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права. [10]

Однако, необходимо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются отраслями смежными, но не пересекающимися. Иначе говоря, финансовое право является совершенно самостоятельной отраслью права, в которую включены исключительно финансово-правовые нормы. [9]

Некоторые правоведы, например А.Г. Пауль, высказывают опасение по поводу того, что "если отдельные нормы права включить не в конституционное, а в другие отрасли права, то значительная часть Конституции РФ будет "разработана" по отдельным правовым отраслям, и соответственно большинство ее норм перестанут относить к конституционному праву", представляется несостоятельным, поскольку в этом случае речь должна была бы идти о каком-либо другом источнике права, который не обладает потенциалом Основного Закона. [8]

2. Вопросы финансов в Конституции РФ

Источниками финансового права являются различные нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. [7] Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации. Конституционные основы финансового права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и др. Конституции РФ. [стр. 27, Helga]

Главный источник финансового права -- Конституция Российской Федерации. В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы. [7]

Помимо принципов осуществления финансовой деятельности государства Конституция РФ закрепляет и ряд других норм, непосредственно регулирующих финансовые отношения:

- каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57);

- ст. ст. 71 - 73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере публичных финансов;

- денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (п. 1 ст. 75); защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (п. 2 ст. 75); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (п. 3 ст. 75); государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (п. 4 ст. 75);

- для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Конституция РФ закрепляет также компетенцию высших органов государственной власти Российской Федерации (например, ст. ст. 106, 114). [12]

2.1 Принципы финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства представляет собой осуществление им функций по образованию, распределению, аккумуляции и использованию денежных средств в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. [7]

Финансовая деятельность государства основана на основополагающих правилах и требованиях -- принципах, присущих всей деятельности Российского государства и закрепленных Конституцией Российской Федерации. [7]

1. Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансового, валютного, кредитного регулирования (ст. 71 Конституции РФ).

3. Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ).

4. Принцип гласности гарантируется ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

5. Принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

6. Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. [7]

Конституция (ст.5, ч.1) устанавливает "горизонтальное" равноправие субъектов, т.е. равенство в правах между собой, а также "вертикальное" равноправие, т.е. равенство прав и возможностей субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти (ст.5, ч.4). Таким образом, отменяется принцип исключительности, действовавший в некоторых случаях на предшествующих этапах развития федеративных отношений. Это означает, что все субъекты Федерации обладают равными правами и обязанностями по отношению ко всем федеральным органам государственной власти. [11]

Финансовая деятельность местного самоуправления основывается также на принципах самостоятельности и государственной финансовой поддержки, основывающихся на ст. 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой:

1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. [стр. 9-11, Helga]

2.2 Единство экономического пространства

Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка). Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами являются наиболее прочными связующими элементами. (ст.8, ч.1)

Для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ).

Принцип единства экономического пространства обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установлением единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.

Статья 34 Конституции РФ закрепляет ряд важных принципов рыночной экономики. Часть 1 развивает принцип свободы экономической деятельности, провозглашенный в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, закрепляя субъективное право на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отметим, что субъектами права, провозглашенного в комментируемой статье, являются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, бипатриды. Вместе с тем, согласно действующему законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять предпринимательскую и трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, что существенно ограничивает их возможности на осуществление права, предусмотренного ч. 1 ст. 34. [11]

2.3 Равенство прав собственности

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. Российская Федерация осуществила кардинальную смену экономической системы. От командно-административной экономики Россия перешла к построению рыночной экономики.

Среди факторов, отличающих рыночный тип экономики от командно-административного, основным является многообразие форм собственности. Примечательно, что Конституция России (ст.8) провозгласила не только признание существования различных форм собственности, но и гарантировала их равную защиту.

Признание государством существования множества форм собственности означает, что все они имеют равные основания для существования в данной экономической системе. Таким образом, придание одной из форм собственности приоритета по отношению к иным будет противоречить Конституции РФ.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.