реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Виды и правовые формы обеспечения занятости

реферат

Виды и правовые формы обеспечения занятости

29

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие занятости. Виды и формы обеспечения занятости

Глава 2. Субъекты правоотношений в сфере занятости

Глава 3. Государственная политика в области содействия занятости населения

Заключение

Библиографический список

Введение

Россия преобразуется в демократическое федеративное правовое государство. Вот уже 16 лет она живёт по новым законам.

С безработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущим работу.

«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека- право на труд»- отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятости населения» (ст.5 гл.1) записано: «Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость».

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой будут сейчас рассмотрены.

Глава 1. Понятие занятости. Виды и формы обеспечения занятости

Занятость -- это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

В соответствии с Законом о занятости можно выделить три признака занятости:

a) наличие трудовой и общественно полезной деятельности;

б) законность этой деятельности;

в) как правило, наличие дохода, хотя дохода может и не быть, например, у студента вуза, обучающегося по дневной форме обучения. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду, поэтому занятость может быть выражена в различных видах деятельности.

Виды занятости показывают, где занят гражданин, то есть указывают на форму применения труда граждан.

Согласно закону о занятости занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

2) занимающиеся предпринимательской деятельностью, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также работа по авторским договорам;

5) являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

7) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы;

8) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;

9) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, альтернативной гражданской службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

10) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Исходя из этого можно выделить два вида занятости:

1) занятость как трудовую деятельность;

2) занятость как общественно полезную деятельность.

Под трудовой деятельностью понимается работа по трудовому договору, по гражданско-правовому договору, деятельность по авторским договорам, сюда же можно отнести предпринимательскую деятельность, службу в органах внутренних дел и в вооруженных силах. К общественно полезной деятельности, как приносящей, так не приносящей доход, относится обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; уход за детьми в период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком; период отсутствия на работе в связи с призывом на военные сборы либо привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе.

Форма обеспечения занятости показывает, при помощи каких средств государственная служба занятости способствует тому, чтобы безработный гражданин приобрел статус занятого.

Основными формами обеспечения занятости являются:

1. Информирование о рынке труда, то есть каждому безработному служба занятости предоставляет информацию о возможности трудоустройства по имеющейся у него специальности, о динамике рынка труда.

2. Бесплатное подыскание подходящей работы.

3. Предоставление возможности повышения квалификации, переобучения либо получения новой профессии.

4. Занятость в отъезд, то есть предоставление рабочего места в другом населенном пункте с компенсацией расходов по переезду, что способствует осуществлению территориального перераспределения рабочей силы.

5. Молодежная практика, то есть трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений, которые не могут найти работу с частичным покрытием затрат работодателя на заработную плату за счет специальных средств.

6. Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.

7. Привлечение к общественным работам.

8. Квотирование рабочих мест, то есть установление нормы обязательного приема на работу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, например, инвалидов. Квотирование позволяет обеспечивать занятость социально незащищенным категориям граждан. Квота -- это минимальное количество рабочих мест, установленное в процентах от среднестатистической численности работников организаций, учреждений, для приема на работу определенных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

9. Поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости граждан -- органы службы занятости предоставляют возможность получить знания об основах предпринимательской деятельности.

10. Поддержка рабочих мест, то есть работодатель может заключить со службой занятости договор о том, что не производит массовых увольнений в период определенного времени, а государство на возвратной или безвозвратной основе предоставляет работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, пособия за счет средств государственного фонда занятости. Такая форма стимулирует скрытую безработицу и является негативной.

Глава 2. Субъекты правоотношений в сфере занятости

Субъектами правоотношений в сфере занятости являются:

1) органы государственной власти;

2) органы федеральной и государственной службы занятости;

3) профсоюзы;

4) работодатели;

5) граждане.

Среди полномочий органов государственной власти законодательство выделяет полномочия федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере занятости.

К полномочиям федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ относятся:

-- реализация основных направлений государственной политики в сфере занятости, предупреждение массовой безработицы;

-- принятие законов, иных нормативных актов, устанавливающих общие принципы правового регулирования отношений в сфере занятости;

-- разработка и обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости;

-- формирование и контроль за целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан;

-- определение минимальных обязательных норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;

-- координация деятельности органов государственной власти по вопросам занятости населения;

-- формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций.

Органы государственной власти субъектов РФ, учитывая осложнение ситуации в сфере занятости, имеют право установить новые критерии подходящей работы по сравнению с теми, которые указаны в законодательстве, ввести упрощенную процедуру признания гражданина безработным по сравнению с установленной процедурой в законодательстве и упрощенный порядок регистрации и перерегистрации безработных граждан, изменить порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице, при этом должен соблюдаться общий принцип регулирования трудовых отношений -- не допускается ухудшение положения работника по сравнению с действующим законодательством.

Важным полномочием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления является то, что по предложению органов службы занятости, профсоюзов или иных представительных органов работников они могут приостановить на срок до 6 месяцев решение о массовом высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Полномочия Федеральной государственной службы занятости, которая является единой Федеральной системой органов и учреждений, регулируются Законом РФ «О занятости населения в РФ», Положением о федеральной государственной службе занятости, утвержденным Постановлением Верховного Совета от 08.06.1993 г., Положением о департаменте федеральной государственной службы занятости населения, утвержденным Министерством труда от 14.08.1998 г., Конвенцией МОТ № 88 «Об организации служб занятости».

Основными задачами государственной службы занятости являются: реализация государственной политики занятости в целях предоставления безработным гражданам мер социальной защиты, осуществление анализа рынка труда, разработка и реализация федеральных территориальных и иных целевых программ занятости населения.

Основным направлением деятельности государственной службы занятости является содействие безработным гражданам в поиске работы, работодателям -- в подборе необходимых работников, а также организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных граждан и реализация основных прав безработных граждан, то есть предоставление пособия по безработице, стипендий в период обучения, организация общественных работ, предоставление дополнительной помощи отдельным категориям социально незащищенных граждан -- инвалидам, несовершеннолетним гражданам, лицам, впервые ищущим работу, беженцам и переселенцам, семьям, где оба трудоспособных родителя являются безработными, гражданам, уволенным из вооруженных сил, и членам их семей, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации.

Субъектом правоотношений в сфере занятости являются профсоюзы.

Права профсоюзов в сфере занятости определены в Трудовом кодексе РФ, Законе РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законе РФ «О занятости населения в РФ», согласно которым профсоюзы имеют право:

1) принимать участие в разработке государственной политики в сфере занятости;

2) требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости; 3) выступать с инициативой о принятии органами государственного управления и местного самоуправления решения о поэтапном проведении или приостановлении массовых увольнений.

Работодатели, как участники правоотношений, имеют право:

a) самостоятельно решать вопрос о том, кто из работников будет принят на работу. То есть лица, имеющие направление от службы занятости, обладают такими же правами при трудоустройстве, как и другие граждане, если только они не направлены на работу в счет квоты;

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.