Упрощенная система налогообложения в 2009 году: что изменилось
14 Упрощенная система налогообложения в 2009 году: что изменилось В целях создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности был издан Указ Президента Республики Беларусь от 03.01. 2009 № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119» (далее - Указ № 1). Данный законодательный акт вносит ряд изменений и дополнений в правила применения упрощенной системы налогообложения, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 09.03. 2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее - Указ № 119). Указ № 1 вступил в силу с 1 января 2009 г. Согласно внесенным изменениям организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2009 г., вправе перейти на ее применение при соблюдении ими за первые 9 месяцев 2008 года критериев средней численности работников и валовой выручки, установленных в Положении об упрощенной системе налогообложения, утвержденном Указом № 119 (далее - Положение об УСН). Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы по месту постановки на учет по установленной форме до 20 января 2009 г. Форма заявления установлена в приложении 2 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20.04. 2007 № 62 «Об утверждении форм налоговой декларации (расчета) по налогу при упрощенной системе налогообложения и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями). Указом № 1 изменены размеры критериев средней численности работников и валовой выручки, установленные в п.4 Положения Указа № 119. В частности, предусмотрено, что перейти на применение упрощенной системы налогообложения вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых 9 месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек и индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 2 625 млн руб. Ранее предельный критерий валовой выручки для применения упрощенной системы не превышал 1 597,5 млн. руб. Указом № 1 изменены условия для определения указанных критериев средней численности работников и валовой выручки. Так, критерий средней численности для перехода на применение упрощенной системы, прекращения ее применения, представления упрощенной статистической отчетности теперь исчисляется в среднем за период с начала года по период, предшествующий данным событиям, а не должен выдерживаться в каждом предшествующем месяце, как было предусмотрено ранее. Согласно внесенным Указом № 1 изменениям численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяется путем суммирования средней численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число истекших месяцев. Средняя численность работников за каждый месяц определяется в установленном порядке как: - списочная численность работников в среднем за месяц (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет); - средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; - средняя численность лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в т. ч. заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников). Расчет численности работников производится в целом по организации, включая филиалы, представительства и иные ее обособленные подразделения. Указом № 1 внесено дополнение в п.21 Положения об УСН, согласно которому организации, применяющие упрощенную систему налогообложения со дня государственной регистрации, определяют численность работников в году государственной регистрации в среднем за период с 1-го числа месяца применения упрощенной системы по отчетный период включительно. Комментируемым законодательным актом внесены изменения и в порядок представления статистической отчетности организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения. Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, не превышающей 15 человек, определяемой в вышеуказанном порядке, применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют упрощенную государственную статистическую отчетность. Форма и порядок упрощенной государственной статистической отчетности, устанавливается республиканским органом государственного управления в области государственной статистики. Как и ранее, предусмотрено, что валовая выручка определяется как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и доходов от внереализационных операций. Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется: - организациями - исходя из поступлений за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права в денежной и (или) натуральной формах (в том числе от третьих лиц); - индивидуальными предпринимателями - в порядке, установленном законодательством для определения дохода при исчислении подоходного налога с физических лиц. В валовую выручку не включается выручка от продажи иностранной валюты. К доходам от внереализационных операций относятся доходы, включаемые в соответствии с законодательством в состав доходов от внереализационных операций при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц. Вместе с тем Указом № 1 внесены уточнения в порядок определения валовой выручки. Так, с учетом особенностей деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей в выручку включаются: - при реализации товаров (работ, услуг) по договорам поручения, комиссии, консигнации, транспортной экспедиции и иным аналогичным договорам - сумма вознаграждения, полученная поверенным, комиссионером, консигнатором, экспедитором и иным аналогичным лицом; - при сдаче имущества в аренду - сумма арендной платы, полученная арендодателем; - при выполнении проектных и строительных работ - сумма, полученная за выполнение работ собственными силами; - при осуществлении деятельности ломбардов по выдаче займов под залог имущества - сумма, вырученная от реализации заложенного имущества за вычетом возвращаемой залогодателю суммы за реализованное имущество; - при реализации работ (услуг), цены (тарифы) на которые сформированы в установленном порядке без учета стоимости используемых при их выполнении (оказании) материалов и запасных частей, оплачиваемых заказчиками, - сумма, полученная от реализации этих работ (услуг) за вычетом покупной стоимости указанных материалов и запасных частей (при обеспечении отдельного учета покупной стоимости материалов и запасных частей); - при применении упрощенной системы организациями, финансируемыми из бюджета (бюджетными организациями), - сумма, полученная ими от осуществления предпринимательской деятельности. Согласно общему правилу, установленному в п.5 Положения об УСН, размеры валовой выручки ежегодно индексируются в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. Однако согласно изменениям, внесенным Указом № 1, в 2009 году размер валовой выручки, установленный в качестве критерия для применения упрощенной системы налогообложения, не индексируется. Указом № 1 внесены некоторые изменения и в порядок уплаты общеустановленных налогов (сборов) организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющих упрощенную систему налогообложения. Так, данным законодательным актом дополнено, что уплата налога при упрощенной системе налогообложения заменяет не только уплату налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, но и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты. Ранее уплата налога при упрощенной системе заменяла только уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды. В связи с этим Указом № 1 внесены соответствующие изменения и дополнения в п.6 Положения об УСН. При этом следует напомнить, что согласно п.7 Положения об УСН при применении упрощенной системы сохраняется общий порядок уплаты: - налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь; - государственной пошлины; - оффшорного сбора; - гербового сбора; - налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг, при условии ведения раздельного учета выручки (дохода) и затрат по реализации (погашению) ценных бумаг и выручки (дохода) и затрат по другим видам деятельности. При отсутствии раздельного учета выручка от реализации (погашения) ценных бумаг включается в налоговую базу для исчисления и уплаты налога при упрощенной системе. Необходимо обратить внимание на тот факт, что данная норма, предусматривающая условие ведения раздельного учета, является новацией, внесенной Указом № 1; - налога на приобретение автомобильных транспортных средств; - обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты; - налога на добавленную стоимость, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 000 млн руб. Критерий выручки для данной нормы вырос в 2,2 раза, поскольку ранее он составлял не более 450 млн руб. Кроме того, Указом № 1 дополнен перечень налогов (сборов), на которые сохраняется общий порядок уплаты при применении упрощенной системы налогообложения: - налогом на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности; - платежами за землю и налогом на недвижимость для некоммерческих организаций. Комментируемым законодательным актом внесены изменения и дополнения в п.8 и 10 Положения об УСН, устанавливающие порядок уплаты налога на добавленную стоимость при применении упрощенной системы налогообложения. Напомним, что по признаку уплаты НДС упрощенная система налогообложения может условно подразделяться на: - упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС; - упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС. Одновременно указанные упрощенные системы налогообложения применяться не могут. Упрощенная система налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость может применяться организациями с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальными предпринимателями, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 000 млн руб. Вместе с тем согласно п.8 Положения об УСН такие организации и индивидуальные предприниматели вправе уплачивать НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом налог на добавленную стоимость уплачивается до окончания налогового периода в отношении всех объектов обложения этим налогом. Однако данная норма не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют в качестве налоговой базы валовой доход. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему и уплачивающие НДС, вправе перейти (за исключением года, в котором осуществлен переход на уплату налога на добавленную стоимость) на применение упрощенной системы без уплаты НДС с начала нового отчетного (налогового) периода. Условием такого перехода является одновременное соблюдение критериев средней численности работников не более 15 человек и валовой выручки нарастающим итогом с начала года не более 1 000 млн руб. При переходе с общей системы налогообложения на упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость поступившие после перехода суммы выручки за реализованные до перехода товары (работы, услуги), имущественные права облагаются НДС в порядке и на условиях, применявшихся на дату отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав. При этом указанные суммы налога на добавленную стоимость в налоговую базу не включаются.
Страницы: 1, 2
|