p align="left">- бюджетно-налоговую подсистему - госбюджет, налоги, льготы и преференции; - кредитно-денежную подсистему- учетная ставка, нормы обязательных резервов, регуляторы банковской деятельности (уставной фонд, маржа и др.); - ценовое регулирование - совокупность различных видов цен; - прямые методы регулирования - госзаказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование. Вышеназванные подсистемы и регуляторы, относящиеся к макроэкономическому регулированию, должны трансформироваться и получать дальнейшее развитие на уровне межотраслевых комплексов и основных видов экономической деятельности. Поскольку в Российской Федерации в настоящий момент сложилась ситуация перехода от старой системы формирования человеческого капитала и управления его движением (плановая подготовка специалистов государственными и муниципальными учреждениями профессионального образования, плановое распределение выпускников, регулирование расселения посредством института прописки, организованный набор рабочей силы, унифицированные системы оплаты труда, выплаты районных коэффициентов, предоставление жилья всем нуждающимся) к новой (рынку образовательных услуг, либерализованному рынку жилья, свободе выбора места жительства и пребывания), необходимо заново определить механизмы распределения человеческого капитала по территории страны и обеспечить его наиболее эффективное использование. Капитализация человеческих ресурсов и их распределение по территории страны становятся одной из главных составляющих регионального развития России в долгосрочной перспективе, а потому должны быть включены в число его приоритетов. Повышение пространственной и квалификационной мобильности населения ставит ряд новых вопросов перед российскими регионами. Прежде всего, это вопросы о согласовании демографического, трудового и миграционного балансов, о формировании городской (поселенческой) среды, делающей российские регионы привлекательными для жизни и работы. В стране в условиях неминуемого естественного роста мобильности населения должна быть сформирована новая система управления человеческими ресурсами как один из главных инструментов регионального развития. Для этого необходимо: - составление модели региональных прогнозных балансов (в виде сценарных расчетов, увязанных с перспективами социально-экономического развития соответствующих поселений и территорий) трудовых "ресурсов как отражение ситуации с воспроизводством и развитием кадрового потенциала территорий, демографических процессов (воспроизводство населения, обеспечивающее стабильный рынок труда и региональное развитие) и миграционных процессов (как системы восполнения дефицита кадров); - ведение мониторинга состояния данных балансов. Определение модели их согласования для разных регионов, в том числе для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также иных территорий, в которых существует необходимость государственного регулирования движения человеческих ресурсов (начиная с 2007 года); - совершенствование институционально-правовых механизмов, регулирующих реализацию демографических, миграционных и кадровых программ Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, отдельных предприятий, а также регулирующих бюджетные отношения в данной сфере; - реализация программ повышения мобильности населения. Должна быть осуществлена инвентаризация и оценка последствий реализации всех поддерживаемых государством программ переселения (2006 год). Должны быть созданы условия, стимулирующие процессы внутренней миграции как краткосрочного (беспроцентные кредиты и ссуды на приобретение и строительство жилья, обустройство в районах вселения, оплата проезда и провоз багажа и т.д., так и долгосрочного характера (либерализация системы регистрации по месту жительства, развитие рынка жилья и поддержка реализации ипотечных программ, реализация образовательных проектов федерального значения, создание условий для ведения предпринимательской деятельности и т.д.); - реорганизация системы профессионального образования, включая разработку новых принципов финансирования профессионального образования, повышение доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, гармонизацию и взаимодействие между рынком образовательных услуг и рынком труда, развитие системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования и т.д.) в регионах Российской Федерации как основного института формирования человеческого капитала в стране; - формирование институциональных и организационных механизмов предотвращения этно-конфессиональных конфликтов; - определение институциональных требований к среде жизни в российских поселениях, закрепленных механизмами технического регулирования градостроительной деятельности. Поддержка на федеральном уровне пилотных проектов по развитию современной урбанистической среды жизни (реализация концепции нового урбанизма), в том числе формированию специальных рекреационно-курортных, торговых и культурных зон в российских территориях. Начиная с 2006 года, осуществить подготовку (проектирование), а в 2007 году реализовать в качестве пилотных 2-3 проекта создания подобных зон, - осуществление природоохранных мероприятий, направленных на сокращение антропогенной нагрузки на природные комплексы и т.д. - реализация мероприятий, направленных на улучшение демографического потенциала регионов (повышение рождаемости, сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни и т.д.) - совершенствование миграционной политики Российской Федерации по следующим направлениям: определение категорий мигрантов необходимых для восполнения трудовых ресурсов на территории Российской Федерации, определение миграционного потенциала регионов (выявление количественных и качественных параметров иммиграции); формирование мер по интеграции иммигрантов в российское общество, создание условий для развития трудовой миграции, упрощение процедуры получения российского гражданства и т.д. В ряде регионов Российской Федерации (2-3 пилотных региона), начиная с 2007 года, должны быть развернуты новые институты адаптации мигрантов (в первую очередь учреждения образования, отличающиеся высоким потенциалом адаптационной работы, и специальные центры трудовой миграции) [31]. Сохраняется значительная дифференциация ситуации в сфере занятости населения в региональном разрезе, которая, в значительной мере, обусловлена различиями в экономическом и социальном развитии регионов. Решение проблемы выравнивания ситуации с занятостью в регионах предполагает реализацию комплекса мер, как в экономической, так и в социально-трудовой сфере: 1. Развитие региональных рынков труда В целях смягчения социальной напряженности на региональных рынках труда, вызванной неравномерным социально-экономическим развитием территорий, необходима выработка региональной адресной политики в сфере занятости, учитывающей особенности территориального развития. В этой связи необходимо обеспечить: - наличие в разрабатываемых целевых федеральных, региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание новых рабочих мест, содействие развитию предпринимательства и других мероприятий, оказывающих положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда; - содействие занятости коренных малочисленных народов, в том числе в рамках развития традиционных национальных художественных промыслов и ремесел; - обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов; - развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения; - разработку и реализацию территориальных программ социально-экономического развития, включая целевые программы по приоритетным активным направлениям работы на территориальных рынках труда, в том числе в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций; - разработка и реализация мер, направленных на развитие и поддержку предпринимательской инициативы граждан. 2. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами, имеющими профессии (специальности) и квалификацию и пользующиеся спросом на рынке труда. Повышение качества рабочей силы должно быть достигнуто на основе проведения реформирования системы профессионального образования всех уровней, включающей: - развитие системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования, его соответствие потребностям экономики и социального развития; - создание равных стартовых возможностей для детей в получении образования и рост доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности системы образования; - разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий, специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; - совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также разработка критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи; - развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по специальностям, востребованным на рынке труда; - развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отраслей экономики; - разработку системы профессиональных стандартов, которая обеспечит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ; - создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями стандартов. Достижение целей регионального развития, обеспечение эффективного взаимодействия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при реализации программ социально-экономического развития территорий предполагает в качестве необходимого условия улучшение качества государственного управления и повышение эффективности использования общественных финансов на субфедеральном уровне. Поэтому проведение на данном уровне административной реформы, внедрение программно-целевого бюджетирования (ПЦБ) и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях становится одним из приоритетов стратегии регионального развития Российской Федерации. В рамках повышения качества управления на субфедеральном уровне должны быть осуществлены следующие меры: - разработка и принятие федеральной программы содействия проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне - создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, реформы функций (эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления), внедрения ПЦБ и БОР; - создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей (синхронизация существующих мониторинговых и прогнозных систем Аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфина России, Минрегиона России, аппаратов Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и пр.), состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровне; - содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики - участие федеральных органов исполнительной власти в процессе разработки стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации (групп субъектов) и финансировании межрегиональных инфраструктурных проектов, инициируемых несколькими субъектами федерации либо крупными группами поселений в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|