p align="left">Закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления...” начал с введения новых понятий, принципов местного самоуправления, нового перераспределения полномочий муниципальных органов, уточнения понятий экономической основы и состава муниципальной собственности, введения новых видов ответственности и др. Реальная значимость данного Закона состоит прежде всего в том, что он закрепил общие принципы в строгом соответствии с Европейской хартией местного самоуправления. Конкретная регламентация местного самоуправления теперь должна осуществляться законодательством субъектов РФ и правовыми актами муниципальных органов. Принимая во внимание, что в России более 80 субъектов Федерации, очень трудно будет проследить за соответствием законодательных актов общим принципам Закона 1993 г. И прежде всего речь идет о защите конституционных прав граждан на местное самоуправление. Учитывая многообразие субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по - прежнему должны работать в неподготовленной среде ( низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово - экономической основы, некомплектность правового регулирования) нельзя строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться в нему поэтапно. Заметим, что в европейских государствах местное самоуправление складывалось десятилетиями. Между тем наша российская торопливость даже в правительственном документе - Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления ( 1995 г.). Вызывают удивление сроки : I этап - в течении 1996 г., II этап - в течении 1997 - 1998 гг. Проблемы местного самоуправления не сводятся только к реализации положений Закона 1995 г. Это уже третий закон о местном самоуправлении. Речь должна идти о создании организационных, финансово - экономических, правовых и иных условий становления местного самоуправления в расчете на длительный период формирования необходимых предпосылок. Вот почему федеральный закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, конкретизируя конституционные положения обеспечивает введения в законодательство субъектов двух институтов: Института муниципального образования, под которым понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; Из части 5 - 6 п. 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1 - П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “ О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике” вытекает, что юридической характеристикой муниципального образования является его статус как территориальной ( а не административно - территориальной) единицы субъекта Российской Федерации, что означает признание муниципального образования субъектом права. Судебная Защита прав местного самоуправления в РФ. Сб. судебных решений федеральных судов. - М., 1997. С. 33 - 47. Института вопросов местного значения ( ч. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона) под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, законами субъектов РФ. В п. 1 ст. 6 Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” дана юридическая характеристика вопросов местного значения как предмета ведения муниципальных образований. В этом смысле закон показывает, что в качестве фундаментального основания института местного самоуправления в РФ служит принцип децентрализации публичной власти, в полном соответствии с которым находится концепция негосударственной природы местного самоуправления. Таким образом, современная концепция местного самоуправления в федеральном законодательстве основана на принципе децентрализации публичной власти. Основными задачами ГП ЖКХ “Облжилкомхоз” являются обеспечение устойчивого, надежного функционирования жилищно-коммунального хозяйства, координация деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, организации контроля экономических и правовых норм, качества обслуживания населения. В соответствии с этими задачами Облжилкомхоз руководит строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства области; оказывает организационно-техническую помощь предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в развитии производственных баз и техническом оснащении; осуществляет социальное развитие отрасли (строительство жилья и санаторно-оздоровительного комплекса “Коммунальник”). Совместно с органами местного самоуправления ГП ЖКХ осуществляет мероприятия по подбору, подготовке и повышению квалификации руководящих инженерно-технических работников, рабочих массовых профессий. Жилищно-коммунальное хозяйство является многоотраслевым органом, объединяющим 17 отраслей, 122 предприятие, из них 12 областной собственности, 104 муниципальной собственности и 6 акционерных обществ. Из общего количества предприятий в районах области находятся 35 муниципальных многоотраслевых предприятия жилищно-коммунального хозяйства и в г. Омске - 87 отраслевых предприятий. Стоимость основных фондов составляет более 30 млрд. рублей. К началу 2001 года жилищный фонд Омской области составил 39,4млн.кв.метров общей площади, в том числе муниципальный - 17,2 млн.кв.метров, областной -1,5 млн.кв.метров, ведомственный - 4,6 млн.кв. метров, частный - 13,9 млн.кв.метров и обобществленный - 2,2 млн.кв.метров. В среднем на одного жителя приходится 17,75 кв.метров общей площади. Износ жилого фонда в области достиг почти 10 процентов. Отсутствие финансирования привело к свертыванию объемов капитального ремонта жилья, за 2000 год объем выполним на 8,2 млн. рублей, в том числе в районах области 1,1 млн. рублей. Нерешенной проблемой в области остается модернизация 157 жилых домов серии 1-335. По состоянию на 1 января 2001 года: с момента окончания срока их эксплуатации, произведена модернизация 7 домов и выполнены работы по усилению каркаса в 6 домах. За период с 1996 по 2001 год принято от ведомств в муниципальную собственность 5,4 млн.кв.метров общей площади жилья, в том числе по районам области 1,2 млн.кв.мстров. На балансе муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства находится 442 котельных суммарной мощностью 2,8 тыс. Гкал\час, 2,7 тыс.км. тепловых сетей в двухтрубном исчислении. За 2000 год реализовано потребителям 9,1 млн. Гкал тепловой энергии, по сравнению с 1999 годом рост составил 3,4 процентов. За период с 1996 по 2001 год в муниципальную собственность от ведомств принято 235 котельных, в том числе в районах области - 211 котельных. Переведены на природный газ коммунальные котельные в, рабочих поселках Тевриз, Кормиловка, Саргатка, Марьяновка, Оконешниково, Крутинка, в городах Исилькуль, Называевск, Калачинск, Тара. Программой газификации области в 2000 году переведены на природный газ 17 коммунальных котельных. Выполнение программы даст возможность использовать дешевое газовое топливо, сократить затраты на отопление жилья и предприятий бюджетной сферы, так как с переводом. котельной, на газ себестоимость 1 Гкал снижается почти на 30 процентов. Водопроводно-канализационное хозяйство области имеет протяженность сети водопровода 3,3 тыс.км и канализационных коллекторов - 1,3 тыс. км. Установленная производственная мощность систем водопровода составляет 766 тыс.кубометров в сутки, а очистных сооружений водопровода - 678 тыс.кубометров в сутки. Водопотребление на одного жителя в сутки в городах и рабочих поселках составляет 95 литров, а в г.Омске - 322 литра. В то же время обеспеченность водой одного жителя в Горьковском, Оконешниковском, Нововаршавском, Русско-Полянском и других районах ниже среднего показателя по области. Техническое состояние водопроводов в настоящее время критическое. Постоянные порывы на трубопроводах приводят к перебоям с водоснабжением, создают, особенно в зимний период, аварийные ситуации на отопительных котельных. Принятая программа водоснабжения южных районов области предусматривает выполнение работ на трех групповых водопроводах - Любино, Исилькульском, Таврическом и Южном, обеспечивающих водой 12 районов области. Сегодня программа обеспечения жителей области водой становится приоритетной наряду с газификацией. С 1994 года осуществляется передача коммунальных электросетей ОАО “Омскэнерго”, в муниципальных предприятиях в 3-х районов электросети остались на балансе: Горьковское, Одесское, Омский. Протяженность дорог с твердым покрытием в области составляет 1,9 млн.км или 54,0% к общей длине дорог, в том числе в г.Омске 875 тыс.кв.метров или 59,8%, общая площадь мостов и путепроводов - 123,7 тыс.кв.метов, в том числе в г.Омске - 113,3 тыс.кв.метров. Объем механизированной уборки улиц доведен до 9,6 млн.кв.метров. Парк уборочных машин насчитывает 502 единицы. Протяженность освещенных улиц достигла 2,1 тыс. км. На капитальном ремонте и текущем содержании объектов благоустройства за 2000 год освоено 17,1 млн. рублей., к уровню 1998 года уменьшилось в 3 раза. Объем жилищно- коммунальных услуг выполнен за 2000 год на 1702,6 млн. рублей, в том числе по областной собственности на 25 млн. рублей, районы области на 492 млн. рублей. Говоря о финансировании отрасли в 2000 году следует сказать, что бюджетами районов области на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг населению по теплоснабжению и содержанию жилого фонда было предусмотрено только133,8 млн.рублей или 38,1 процента от потребности. Профинансированы предприятия, в основном путем проведения взаимозачетов, на 90 процентов. Фактические убытки составили : по МП ЖКХ районов области 351,0 млн.рублей, по содержанию жилого фонда г. Омска - 51 млн. рублей, разница в ценах на отопление 136 млн. рублей; по областной собственности по содержанию жилого фонда 22 млн. рублей, разница в ценах на отопление 54 млн. рублей. Дебиторская задолженнасть за оказанные коммунальные услуги на 1 января 2001 года составила 1494,4 млн.рублей, и том числе задолженность бюджетных организаций 481,8 млн.рублей, из них в г.Омске 297,8 млн.рублей: задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги 71,3 млн.рублей, долг по выплате заработной платы работникам жилищно-коммунального хозяйства -56,8 млн.рублей, в том числе по МП ЖКХ районов области -36,7 млн.рублей. Кредиторская задолженность на 1.01.2001года составила 2448,0 млн. рублей, в том числе перед "Омскводопроводом" - 59 млн. рублей, ОАО АК "Омскэнерго" - 230,7 млн. рублей. Предоставлено гражданам льгот 389051 человеку на сумму 168355,4 тыс. рублей, в том числе по г. Омску 252716 человеку на сумму 137190,9 тыс. рублей. 105547 семей получили субсидии на сумму95929,3 тыс. рублей, в том числе по г. Омску 82754 семьи на сумму 71836,4 тыс. рублей. Выполнение ежегодно принимаемых в области целевых программ по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях - это основа для безаварийного функционирования отрасли, на 1.01.2001 года из 50 млн. рублей, освоено 48,3 млн. рублей или 96,6%. ГП ЖКХ “Облжилкомхоз” совместно с главами администрации районов, и руководителями районных муниципальных предприятий разработана на 2001 год целевая программа по подготовке ЖКХ к зиме 2001-2002 годов, которой предусматривается заменить 118 котлов, переложить 94 км теплотрасс, 152 км сетей водоснабжения и 97 км электрических сетей, создать аварийный запас остродефицитных материалов и оборудования. Потребность в бюджетном финансировании на выполнение этой программы составляет 243 млн.рублей. 1.2. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления Как и большинство терминов “самоуправление” ( имеется в виду в социальных науках) не имеет точного и единого научного значения и разными авторами понимается различно. Русский юрист М.И. Свешников определял ”самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведывании делами , вверенными местным административным органом, т.е. свободное участие народа в местной администрации”. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М.. 1996. С. 13. Самоуправление как один из видов распределения властей определял А.Д. Градский : “ Самоуправление есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального правительства”. Также самоуправление понималось как Там же. : самостоятельное осуществление социальными группами задач внутреннего государственного управления в пределах объективного права, где гарантией самостоятельности является создание руководящего центра выборным путем и автономность деятельности органов самоуправления ( Евтихеев И.И. ) ; форма осуществления государственных функций при помощи независимых - в той или иной мере- лиц и учреждений (Нольде Б.Е.); перенесение начал представительства и ответственности на местное управление ( Б.Н.Чичерин ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|