реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

реферат
p align="left">Вторая тенденция репрессивной стратегии проявляется в переносе центра тяжести в противодействии НОН с причин на следствия. Это неизбежно становится правилом, поскольку внимание прессы и властей

привлекают именно "успехи" в борьбе с наркобизнесом, а не работа по ограничению его социальной и производственной базы.

Третья угрожающая тенденция заключается в расширении круга "врагов" не только потребителей, но и близких родственников жертв наркомании. Репрессии должны так или иначе затронуть и их интересы.

Следовательно, ни либеральная, ни репрессивная стратегии не могут быть признаны той моделью противодействия НОН, которая способна обеспечить наибольшую эффективность антинаркотической политики в современных условиях. Современная оптимальная стратегия по существу представляет их симбиоз, объединяя идею толерантности (к жертвам наркомании и их близким родственникам) с идеей быстрого и строгого реагирования на преступную деятельность наркодельцов с целью ее пресечения.

Формирование толерантности к наркоманам должно выражаться исключительно в выражении сочувствия к ним по поводу того, что они оказались жертвами тяжкого недуга. Ни в коем случае нельзя акцентировать внимание на фатальности (неизлечимости) этого недуга. По отношению к родителям толерантное отношение предполагает противодействие тенденции нарастания депрессивных настроений и безразличия со стороны родителей к наркомании у детей. По материалам наших исследований такая тенденция является ярко выраженной. Динамика трансформации отношения родителей к очень острой проблеме наркомании собственных детей такова: энергичные меры, принимаемые на начальном этапе после обнаружения фактов потребления наркотических веществ, в дальнейшем сменяются апатией, стремлением забыть неприятную информацию, формированием позиции "я больше ничего не могу сделать". Если сюда приплюсовать высказывания наркологов о неизлечимости наркомании, то можно констатировать возникновение настроений (у наркоманов и их родителей), близких к отчаянию. У наркоманов это выражается в попытках суицида, у родителей - в поиске любых лечебных программ, которые дают надежду выздоровления их ребенку.

Что же касается пресечения деятельности наркодельцов, то здесь центральной представляется проблема противодействия коррупции сотрудников правоохранительных органов, которые, по существу, прикрывают деятельность наркодельцов. С утверждением "правоохранительные органы плохо борются с наркобизнесом потому, что они коррумпированы представителями накромафии" стабильно соглашаются не менее 65% респондентов. Это указывает на то, с чего необходимо начать решительную борьбу против наркобизнеса - с очищения рядов подразделений, специализирующихся на противодействии незаконному обороту наркотиков, от коррупционеров и предателей. В противном случае центр борьбы с наркобизнесом будет традиционно находиться в аудиториях, где проводятся очередные конференции, на страницах научных и научно-популярных изданий.

Заключение

История употребления человеком различных наркотических веществ насчитывает не одно тысячелетие. Границы между допустимым использованием наркотиков и злоупотреблением ими, а также роль медицинских и социальных факторов широко варьируются на разных уровнях культуры. Первая в истории Международная конвенция о наркотиках была разработана на Международной конференции по опиуму, проходившей в Гааге в 1911-1912 годах. Проблема ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами не теряет своей актуальности и в настоящее время.

Развитие системы контроля над оборотом наркотиков и усиление борьбы с их незаконным распространением происходило постепенно. Сфера контроля расширялась с принятием каждого нового международно-правового договора и изменениями в характере потребления наркотиков в разных зонах мира.

Российская Федерация участвует в международных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях и при соблюдении определенных правил.

Главное положение, имеющее принципиальное значение, прежде всего, для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, закреплено в статье 40 Федерального закона "О

наркотических средствах и психотропных веществах", согласно которой в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривается, за такое потребление устанавливается административная ответственность. Поэтому в соответствии со ст.228 УК РФ уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер. Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами. Вместе с тем, до недавнего времени, проблема заключалась в том, что ни в уголовном, ни в ином законодательстве вопрос о небольших, крупных и особо крупных размерах до 13 марта 2004 года, не был разрешен. До этого времени понятие крупного размера относительно рекомендации по определению крупного размера наркотических средств и психотропных веществ содержалось в заключениях Постоянного комитета по контролю наркотиков, который однако, вообще, не является государственным органом. Наконец, проблема юридического закрепления величины крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ стала решена после принятия Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 8 июля 2006 г., 4 июля 2007 г.)

В нашей стране существуют два вида ответственности за не законные действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами: административная - за личное потребление не в крупных размерах, и уголовная ответственность, особенности которой установлены в ст. 228-233 Уголовного кодекса РФ.

Статья 228 УК РФ в системе уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, является базовой, однако до 13 марта 2004 года она имела очень сложную неудачную конструкцию, обусловленную стремлением законодателя максимально индивидуализировать ответственность виновных лиц. Дифференциация ответственности за соответствующие действия осуществлялась на законодательном уровне в зависимости от субъективных (цель) и объективных (размер веществ) элементов состава преступления.

С 13 марта 2004 года законодатель, с целью упростить достаточно сложную конструкцию статьи 228 УК РФ, выделил преступления, ранее предусмотренные статьей 228 УК РФ в три самостоятельных состава преступлений, разграничил и закрепил их в ст.ст. 228, 228.1 и 228.2 УК РФ.

Ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет предусматриваются в части 1 статьи 229 Уголовного кодекса РФ.

Предметом данного преступления являются любые наркотические средства или психотропные вещества независимо от наличия на них розничной цены. Объективная сторона данного преступления выражается в хищении либо в вымогательстве.

В статье 230 УК РФ установлена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, которое наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ является, по существу, с одной стороны, специфическим видом подстрекательства к потреблению соответствующих предметов, а с другой -разновидностью распространения данных веществ. Поэтому с объективной стороны склонение может выражаться только в активных действиях. В законе не раскрывается содержание понятий "склонение" и "конкретные формы и способы его совершения".

В соответствии со статьей 231 УК РФ в редакции ФЗ РФ от 8 декабря 2003 года, которая действует с 13 марта 2004 года посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, -наказываются штрафом в размере до трех тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. В соответствии с частью 1 статьи 232 УК РФ организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, описанных в диспозиции статьи. В соответствии со статьей 233 УК РФ незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Все перечисленные составы преступлений, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ имеют квалифицированные и особо квалифицированные признаки.

Репрессивная стратегия противодействия НОН заметно выигрывает при сравнении с либеральной стратегией, однако она содержит ряд угрожающих тенденций. Первая из них заключается в стремлении ввести уголовную ответственность за потребление наркотических средств. Время от времени в России предлагается вернуться к советскому опыту борьбы с наркоманией, в концепции которого наркоман признавался преступником, а не больным человеком. Понятно, что это предложение неприемлемо, потому что оно

создает более выгодные условия для безнаказанности организаторов наркобизнеса.

Вторая тенденция репрессивной стратегии проявляется в переносе центра тяжести в противодействии НОН с причин на следствия. Это неизбежно становится правилом, поскольку внимание прессы и властей привлекают именно "успехи" в борьбе с наркобизнесом, а не работа по ограничению его социальной и производственной базы.

Третья угрожающая тенденция заключается в расширении круга "врагов" не только потребителей, но и близких родственников жертв наркомании. Репрессии должны так или иначе затронуть и их интересы.

Следовательно, ни либеральная, ни репрессивная стратегии не могут быть признаны той моделью противодействия НОН, которая способна обеспечить наибольшую эффективность антинаркотической политики в современных условиях. Современная оптимальная стратегия по существу представляет их симбиоз, объединяя идею толерантности (к жертвам наркомании и их близким родственникам) с идеей быстрого и строгого реагирования на преступную деятельность наркодельцов с целью ее пресечения.

Формирование толерантности к наркоманам должно выражаться исключительно в выражении сочувствия к ним по поводу того, что они оказались жертвами тяжкого недуга.

Что же касается пресечения деятельности наркодельцов, то здесь
центральной представляется проблема противодействия коррупции
сотрудников правоохранительных органов, которые, по существу,
прикрывают деятельность наркодельцов. С утверждением

"правоохранительные органы плохо борются с наркобизнесом потому, что они коррумпированы представителями наркомафии" стабильно соглашаются не менее 65% респондентов. Это указывает на то, с чего необходимо начать решительную борьбу против наркобизнеса - с очищения рядов подразделений, специализирующихся на противодействии незаконному

обороту наркотиков, от коррупционеров и предателей. В противном случае центр борьбы с наркобизнесом будет традиционно находиться в аудиториях, где проводятся очередные конференции, на страницах научных и научно-популярных изданий.

В заключение настоящей дипломной работы, необходимо сделать общий вывод о том, что проблема наркомании - это "проблема века", к тому же устойчиво перешедшая из XX в XXI, да еще и "супертранснациональная", все это говорит о необходимости выработки и совершенствования не только национального законодательства, направленного на борьбу с наркоманией, но и сосредоточения общих усилий государств в борьбе с ней.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) [Текст]: Принята Конференцией ООН на ее 6-м пленарном заседании 19 декабря 1988 г.

Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) [Текст]: Текст Конвенции официально опубликован не был

Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.)

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 30. Ст. 3748.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4848.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.219

9. Указ Президента РФ от 6 июня 2003 г. N 624 "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 23 ст. 2198

10.Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 23 ст. 2197

11.Постановление Правительства РФ от 18 августа 2007 г. N527 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N35. Ст. 4310.

12.Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 7. Ст. 787.

13.Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. N454 "О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 37. Ст. 3734.

14.Постановление Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 454 "О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля 2002 г., N 26, ст. 2597

15.Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 423 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства

наркотических средств и психотропных веществ" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июня 2002 г., N 25, ст. 2455

16.Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N18. Ст. 1771.

17.Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 864 "Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 32. Ст. 3909.

18.Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 13. Ст. 1350.

19.Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930 "Об
утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств" [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4122.

20.Положение о Постоянном комитете по контролю наркотиков (утв. Минздравом РФ 25 декабря 1992 г.) [Текст]: Текст положения официально опубликован не был

21.Приказ Минздрава РФ от 5 октября 1998 г. N 289 "Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других

токсических веществ в организме человека" [Текст]: текст приказа официально опубликован не был

22.Приказ Минздрава РФ "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ" № 330 от 12 ноября 1997 г. [Текст]: "Здравоохранение". - 1998. - N 3.

Монографии, учебники и учебные пособия

23.Бланкенбург, Э.Р. Голландская правовая культура // Правовая система

Нидерландов [Текст]: монография / Э.Р. Бланкенбург - М.: Издательство "Зерцало", 2004. С. 213.

24.Бойцова, В.В., Бойцова Л.В. Общая характеристика правовой системы

Нидерландов // Правовая система Нидерландов [Текст]: монография/ В.В. Бойцова - М.: "Зерцало", 1998.С. 166-167.

25.Васецов, А. Факт приобретения наркотиков надо доказывать//[Текст]: статья/ А. Васецов - Российская юстиция: 1999. N 6. - С. 34.

26.Гаврилин, Н.Г. Шурухнов. Криминалистика: методика расследования

отдельных видов преступлений[Текст]: Курс лекций/ Н.Г. Шурухнова - М.: Книжный мир. 2004)

27.Комментарий к УК РФ / А.В. Наумова, М.: Фонд «Правовая

культура»

28. Комиссаров, B.C. Ответственность за незаконный оборот

наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному

кодексу РФ [Текст]: статья/ B.C. Комиссаров - Законодательство. 2003. № 10, 11

29.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных

правонарушениях [Текст]: - Юристъ, 2002. С. 154. 30.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий [Текст]: В.М. Лебедев. -М.: Юрайт-М, 2001.-С. 231.

31 .Комментарий к УК РФ [Текст]: А.В. Наумов, Фонд Правовая культура, 2007.

32.Китай усиливает борьбу с наркобизнесом [Текст]: ChinaPRO

33.Международное право[Текст]: Учебник/. Ю.М. Колосов - М 43 Э.С. Кривчикова. -- М.: Междунар. отношения, 2000. -- С. 432 34.Мирошниченко, Н.А., Музыка, А.А. Уголовно-правовая борьба с

наркоманией[Текст]: учебник /- Н.А. Мирошниченко, , А.А. Музыка, - Киев-Одесса, 1988. - С. 113

35.Наумов, А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков.

Вопросы правотворчества и правоприменения [Текст]: статья/ А. Наумов - Российская юстиция. 2000. N 7. С.29.

З6. Назарук, М. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ [Текст]: научная статья/ М. Мазарук - Российская юстиция. 2003. № 5.

37.0б итогах голландского эксперимента по легализации некоторых

наркотиков // Борьба с преступностью за рубежом: По материалам

зарубежной печати; Информационный бюллетень. - М.: ВИНИТИ РАН,

2000. - N 7. - С. 3-13.Уголовное право. Особенная часть /[Текст]:.

Д. Гаухмана. - М.: Юриспруденция. 1999. С. 534.

38.Уголовное право РФ Часть общая. Часть особенная [Текст]: / Д. Гаухман

-., М.: Юриспруденция. 1999. С. 581.

39.Уголовное право. Особенная часть [Текст]: А.И. Рарог., - М.: 2006. С.405.

40. У головное право России. Часть Особенная [Текст]: учебник/ . Л.Л. Кругликова. - М, 1999. - С. 492.

41.Уголовное право РФ [Текст]: учебник/. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. - М.: Инфра-Норма М., 1998. - С. 299.

Материалы судебной практики

42.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" от 27 мая 1998 г. [Текст]: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1998. - N 7.

43.Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2003 г. "Суд ошибочно квалифицировал действия лица как изготовление наркотических средств" (извлечение) [Текст]: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2002 г., N 3, стр. 17

44.Определение Конституционного Суда РФ от 5 июня 2003 г. N 217-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части первой статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации" [Текст]: "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации". 2003. N 5.

45.Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2003 г. "Действия лица, разбавившего приобретенное им наркотическое средство, но не изменившего его химический состав, не могут рассматриваться как изготовление наркотического средства" (извлечение) [Текст]: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2003 г., N 5

46.Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2001 г. "Лицо необоснованно признано виновным в сбыте наркотических средств" (извлечение) [Текст]: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2002 г., N 2, стр. 17

47.Обзор практики Верховного Суда РФ за 1998 год [Текст]: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.