реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Уголовно-исполнительная система и основные направления её реформирования

реферат

Уголовно-исполнительная система и основные направления её реформирования

Курсовая работа

на тему

«Уголовно-исполнительная система и основные направления её реформирования».

Выполнил

Студент 3-го курса

Юридического факультета

Группы 3501

Зубрилов Е.Ю.

Санкт-Петербург,2007

План

1. Введение………………………………………………………………….2

2. Основная часть.

2.1 Пенитенциарное право России в дореволюционный период………………………………………………………………………..3

2.2 Советское исправительно-трудовое право…………………………13

2.3 Уголовно-исполнительное право Российской Федерации………..18

3. Заключение………………………………..……………………………20

Библиографический список……………………………………………..21

Введение

В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы регулируются рядом законов и кодексов Российской Федерации, а справедливость и гуманность наказания заложены в Конституции. Сегодня УИС России - это огромный по своим масштабам, живой и развивающийся механизм, это государство в государстве со своей жизнью, промышленностью, медициной и образованием.

Тюрьмоведение, по общему признанию большинства русских ученых конца 19 - начала 20 в., зародилось и первоначально развивалось в качестве составной части уголовного права. И только в 20-х годах 20 века стал использоваться термин «пенитенциарная наука».

Разработка правовой базы российской тюремной системы в основном осуществлялась в течение 30-90 годов 19 века. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909г.).

Цель реферата:

1. рассмотреть пенитенциарное право России в дореволюционный период;

2. рассмотреть советское исправительно-трудовое право;

3. рассмотреть уголовно-исполнительное право Российской Федерации.

1. Основная часть

Пенитенциарное право России в дореволюционный период

Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления русского централизованного государства. Основным источником права этого периода были Судебники 1497 и 1550 гг.

Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударственных деяний. Тюремное заключение в Судебнике не упоминается, однако, преступников могли помещать в монастырские подвалы и башни на срок «сколь государь укажет». Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать заключенных. Наказания приобретают более суровый характер и направлены на устрашение населения, но значительно легче, нежели в странах Западной Европы. Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась примерно в 10 случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало правило, согласно которому государь мог помиловать приговоренного. Наиболее распространенными способами смертной казни были: отсечение головы, повешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни носила публичный характер и имела цель устрашения. Существующее на западе мнение о русском деспотизме не соответствует действительности.

В русском государстве не были распространены изуверские способы казни, свойственные Европе.

Довольно широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой площади.

Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоятельного наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания с несостоятельных должников.

Тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное наказание в Судебнике 1550 года в 21 случае. Причем закон не указывает на сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с другими видами наказания. «Помещали «колодников» даже в клетках. Снабжали их чем и как могли их родственники, безродные же, связанные по двое ходили по очереди со сторожем по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею»1.

Новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения явилось принятие в 1649 г. Соборного Уложения. Преступления в Уложении представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает устрашающее начало наказания и процесса его исполнения.

Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом) и т. д. Осужденным к смертной казни предусматривалась отсрочка исполнения в целях покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных наказаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, устрашающие население. К такого рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук, отрезание ушей и т. д.

В этот период появляется новое уголовное наказание - ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения и другие. Предпосылками возникновения и широкого применения ее в дальнейшем явилось присоединение Россией Сибири. К концу 17 века ссылка становится самой массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к 1662 году на одну десятую состояло из ссыльных1. Соборное Уложение предусматривало применение принципа талиона и принципа неопределенности наказания.

Соборное Уложение расширило применение тюремного наказания, которое назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на

1 Никитин В. Н. Тюрьма и ссылка. СПб., 1881, с. 5.

неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на строительство тюрем и содержание тюремной администрации.

Таким образом, центральная власть полностью освободила себя от обязанности строительства тюрем и содержания тюремной администрации. Центральная власть полностью освободила себя от обязанности строительства и содержания тюрем на местах. В Уложении признавалось:

· строить тюрьмы за счет городов и уездов;

· сторожей избирать из «сошных людей»;

· приставникам производить жалование из «скудного приказа»;

· «колодникам черной избы» давать прокормление;

· умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а безродных хоронить за казенный счет;

· за побег колодников взыскивать с приставников;

· губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они помещены.

Государство почти не заботилось о внутреннем порядке тюрьмы «мы нигде не находим ни малейших следов, например, организации тюремного продовольственного хозяйства; наоборот, и кормовые деньги и подаяния… выдаются самим тюремным сидельцам на руки, мы не находим далее никаких установленных законами порядка в образе жизни арестантов, ни вообще какого бы то ни было тюремного режима, за исключением немногих запретительных определений, касающихся спиртных напитков, опасных орудий, вроде топоров, пил, ножей и т. д. Закон четко определил цели тюремного заключения, которые заключались в обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.

1 Сергиевский Н. Д. Русское уголовное право. СПб., 1890, с. 106.

Следующим важным нормативным правовым актом был Артикул воинский 1715 г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения. Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание исправить преступника, а его устрашение. Законодательство петровского периода было самым жестоким за всю историю страны. Практиковались заимствования из Европы, например, ссылка на галеры. Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания, связанный с лишением свободы - поселение на которгу. В отношении тюрем было установлено «государево жалование» в размере двух алтын в день на человека, что не снимало проблему питания заключенных. «Осужденные в основном кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами изделия».

Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание женщины донага и др.

История на протяжении длительного времени не дает нам точного описания правового регулирования организации исполнения наказания в виде лишения свободы. Долгое время отсутствовали специальные учреждения по управлению исполнением всех видов уголовных наказаний и специализированное законодательство.

Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина 2, которая в первые годы своего правления составила проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем разделам: 1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных групп; 2) о содержании заключенных; 3) о тюремной администрации. Проект предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на «вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за местами заключения в губернии проект создавал специальную должность тюремного смотрителя.

Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало произвол в деятельности тюремных учреждений. Таким образом, на протяжении 17 и большей части 18 века не было еще единого типа мест лишения свободы. Отсутствовала тюремная администрация и задача тюрьмы нередко сводилась лишь к охране арестантов от побегов и общения.

Лишь в конце 17 века изменился взгляд на тюремное заключение: оно уже не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение свободы стало применятся как самостоятельное уголовное наказание.

С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала выдвигаться и задача исправления и перевоспитания.

Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания принудительных - воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является утверждение 07.11.1775г. «Учреждений об управлении губерниями».

В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы общественного призрения, создаваемые в каждой губернии должны были уделять большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям - работным и смирительным домам.

Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление неимущим», в них должны быть установлены определенные правила «добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишеств».

Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для лиц, совершивших преступление. Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по направлению наместнического правления, по прошению родителей, или требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом. Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп и «лица непотребного и невоздержанного поведения».

Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за

смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее одного раза в неделю.

Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного преступления. Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались вопросы поощрений и наказаний.

1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы т.к. в эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике. В 1819 г. было образовано Попечительное о тюрьмах общество. Первая статья Устава определяла его задачу как нравственное избавление преступников и как «улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей». Определялись 5 средств исправления: 1) ближайший постоянный надзор над заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место. Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме спиртных напитков.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.