Уголовно-исполнительная система и основные направления её реформирования
Курсовая работа на тему «Уголовно-исполнительная система и основные направления её реформирования». Выполнил Студент 3-го курса Юридического факультета Группы 3501 Зубрилов Е.Ю. Санкт-Петербург,2007 План 1. Введение………………………………………………………………….2 2. Основная часть. 2.1 Пенитенциарное право России в дореволюционный период………………………………………………………………………..3 2.2 Советское исправительно-трудовое право…………………………13 2.3 Уголовно-исполнительное право Российской Федерации………..18 3. Заключение………………………………..……………………………20 Библиографический список……………………………………………..21 Введение В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы регулируются рядом законов и кодексов Российской Федерации, а справедливость и гуманность наказания заложены в Конституции. Сегодня УИС России - это огромный по своим масштабам, живой и развивающийся механизм, это государство в государстве со своей жизнью, промышленностью, медициной и образованием. Тюрьмоведение, по общему признанию большинства русских ученых конца 19 - начала 20 в., зародилось и первоначально развивалось в качестве составной части уголовного права. И только в 20-х годах 20 века стал использоваться термин «пенитенциарная наука». Разработка правовой базы российской тюремной системы в основном осуществлялась в течение 30-90 годов 19 века. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909г.). Цель реферата: 1. рассмотреть пенитенциарное право России в дореволюционный период; 2. рассмотреть советское исправительно-трудовое право; 3. рассмотреть уголовно-исполнительное право Российской Федерации. 1. Основная часть Пенитенциарное право России в дореволюционный период Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления русского централизованного государства. Основным источником права этого периода были Судебники 1497 и 1550 гг. Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударственных деяний. Тюремное заключение в Судебнике не упоминается, однако, преступников могли помещать в монастырские подвалы и башни на срок «сколь государь укажет». Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать заключенных. Наказания приобретают более суровый характер и направлены на устрашение населения, но значительно легче, нежели в странах Западной Европы. Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась примерно в 10 случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало правило, согласно которому государь мог помиловать приговоренного. Наиболее распространенными способами смертной казни были: отсечение головы, повешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни носила публичный характер и имела цель устрашения. Существующее на западе мнение о русском деспотизме не соответствует действительности. В русском государстве не были распространены изуверские способы казни, свойственные Европе. Довольно широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой площади. Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоятельного наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания с несостоятельных должников. Тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное наказание в Судебнике 1550 года в 21 случае. Причем закон не указывает на сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с другими видами наказания. «Помещали «колодников» даже в клетках. Снабжали их чем и как могли их родственники, безродные же, связанные по двое ходили по очереди со сторожем по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею»1. Новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения явилось принятие в 1649 г. Соборного Уложения. Преступления в Уложении представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает устрашающее начало наказания и процесса его исполнения. Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом) и т. д. Осужденным к смертной казни предусматривалась отсрочка исполнения в целях покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных наказаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, устрашающие население. К такого рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук, отрезание ушей и т. д. В этот период появляется новое уголовное наказание - ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения и другие. Предпосылками возникновения и широкого применения ее в дальнейшем явилось присоединение Россией Сибири. К концу 17 века ссылка становится самой массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к 1662 году на одну десятую состояло из ссыльных1. Соборное Уложение предусматривало применение принципа талиона и принципа неопределенности наказания. Соборное Уложение расширило применение тюремного наказания, которое назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на 1 Никитин В. Н. Тюрьма и ссылка. СПб., 1881, с. 5. неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на строительство тюрем и содержание тюремной администрации. Таким образом, центральная власть полностью освободила себя от обязанности строительства тюрем и содержания тюремной администрации. Центральная власть полностью освободила себя от обязанности строительства и содержания тюрем на местах. В Уложении признавалось: · строить тюрьмы за счет городов и уездов; · сторожей избирать из «сошных людей»; · приставникам производить жалование из «скудного приказа»; · «колодникам черной избы» давать прокормление; · умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а безродных хоронить за казенный счет; · за побег колодников взыскивать с приставников; · губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они помещены. Государство почти не заботилось о внутреннем порядке тюрьмы «мы нигде не находим ни малейших следов, например, организации тюремного продовольственного хозяйства; наоборот, и кормовые деньги и подаяния… выдаются самим тюремным сидельцам на руки, мы не находим далее никаких установленных законами порядка в образе жизни арестантов, ни вообще какого бы то ни было тюремного режима, за исключением немногих запретительных определений, касающихся спиртных напитков, опасных орудий, вроде топоров, пил, ножей и т. д. Закон четко определил цели тюремного заключения, которые заключались в обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных законом не определялись и зависели от произвола местного начальства. 1 Сергиевский Н. Д. Русское уголовное право. СПб., 1890, с. 106. Следующим важным нормативным правовым актом был Артикул воинский 1715 г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения. Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание исправить преступника, а его устрашение. Законодательство петровского периода было самым жестоким за всю историю страны. Практиковались заимствования из Европы, например, ссылка на галеры. Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания, связанный с лишением свободы - поселение на которгу. В отношении тюрем было установлено «государево жалование» в размере двух алтын в день на человека, что не снимало проблему питания заключенных. «Осужденные в основном кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами изделия». Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание женщины донага и др. История на протяжении длительного времени не дает нам точного описания правового регулирования организации исполнения наказания в виде лишения свободы. Долгое время отсутствовали специальные учреждения по управлению исполнением всех видов уголовных наказаний и специализированное законодательство. Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина 2, которая в первые годы своего правления составила проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем разделам: 1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных групп; 2) о содержании заключенных; 3) о тюремной администрации. Проект предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на «вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за местами заключения в губернии проект создавал специальную должность тюремного смотрителя. Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало произвол в деятельности тюремных учреждений. Таким образом, на протяжении 17 и большей части 18 века не было еще единого типа мест лишения свободы. Отсутствовала тюремная администрация и задача тюрьмы нередко сводилась лишь к охране арестантов от побегов и общения. Лишь в конце 17 века изменился взгляд на тюремное заключение: оно уже не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение свободы стало применятся как самостоятельное уголовное наказание. С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала выдвигаться и задача исправления и перевоспитания. Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания принудительных - воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является утверждение 07.11.1775г. «Учреждений об управлении губерниями». В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы общественного призрения, создаваемые в каждой губернии должны были уделять большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям - работным и смирительным домам. Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление неимущим», в них должны быть установлены определенные правила «добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишеств». Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для лиц, совершивших преступление. Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по направлению наместнического правления, по прошению родителей, или требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом. Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп и «лица непотребного и невоздержанного поведения». Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее одного раза в неделю. Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного преступления. Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались вопросы поощрений и наказаний. 1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы т.к. в эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике. В 1819 г. было образовано Попечительное о тюрьмах общество. Первая статья Устава определяла его задачу как нравственное избавление преступников и как «улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей». Определялись 5 средств исправления: 1) ближайший постоянный надзор над заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место. Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме спиртных напитков.
Страницы: 1, 2
|