редставляется, что участие прокурора абсолютно не затрагивает принципов диспозитивности и состязательности. Если убрать из процесса прокурора, тогда эти принципы будут нарушаться. Ведь часто только прокурор остается единственным органом, доступным для социально уязвимых слоев населения. Как показывает практика, малоимущие, престарелые, инвалиды, в том числе вследствие психического заболевания, не имеют возможности обратиться за помощью к адвокату или в юридическую консультацию. Большинству граждан, а в особенности социально незащищенным слоям населения - инвалидам, пенсионерам и т.д., - правовая помощь юридических служб просто непосильна. Как отмечено во многих исследованиях, защита прав лиц, принадлежащих к социально уязвимым группам населения, должна стать одним из приоритетов в социальной политике Республики Беларусь в области прав человека.Гражданин сегодня практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей и т.д. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями. Получению такой помощи и должен способствовать институт участия прокурора в гражданском процессе.1.2. Статус прокурора в гражданском процессеВот один из наиболее интересных вопросов, - на каком процессуальном положении участвует прокурор в деле? Существует несколько точек зрения.Ряд авторов полагают, что в процессе прокурор является стороной (здесь речь идет о прокуроре, предъявляющем иск) - См.: Полянский Н.Н.., Строгович М.С., Савицкий В.М., Мельников А.А. Проблемы судебного права. М.,1983. С.49-51.. Но с этой позицией стоит не согласиться, поскольку прокурор не может быть истцом в материально-правовом смысле, потому что не является субъектом спорного материального правоотношения. Истцом всегда будет то лицо, в интересах которого начато дело.В свою очередь некоторые ученые отмечают, что прокурор, предъявивший иск, является стороной лишь в процессуальном смысле - См.: Шакарян М.С. Субъекты гражданско-процессуального права. М.,1970. С.190-191; Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М.,1991. С.113 и след.. Он, по существу, выполняет все функции истца, но не имеет материально-правовых требований, и на него не распространяются материально-правовые последствия решения суда. Эту точку зрения поддерживают Добровольский, Шакарян и многие другие.Эти две позиции можно назвать традиционными. Кроме этого, существует точка зрения, согласно которой считается, что прокурор в процессе занимает особое положение - он является "правозаступником". Эта позиция имеет достаточную обоснованность, особенно с учетом того, что основной целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.Но сейчас возникает более важный вопрос: а целесообразно ли вообще участие прокурора в гражданском судопроизводстве? И здесь все юристы разделились на 2 лагеря - на тех, кто считает, что необходимо существенно ограничить права прокурора в гражданском процессе или вообще исключить его, и на тех, кто за расширение полномочий прокурора или хотя бы сохранение их на прежнем уровне.Прокуратура в Республике Беларусь - самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов. Конституция Республики Беларусь возлагает на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров надзор в судопроизводстве за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 125). В соответствии с законом о прокуратуре (ст. 26) и новым Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК) (ч. 1 ст. 23), принятым в декабре 1998г. и вступившим в силу с 1 июля 1999 г., прокуратура осуществляет также надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений. Дискуссионный в теории права вопрос о том, должен ли прокурор при рассмотрении дела судом осуществлять за ним надзор, получил разрешение: предметом надзора в гражданском судопроизводстве является законность и обоснованность судебных постановлений и соблюдение законодательства при их исполнении. - См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.1. М., 1968. С. 233; Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. М., 1971. С. 13-36; Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975. С. 154-155; Научно-практический комментарий к ГПК РСФСР. М., 1976. С. 24; Трубников П.Я. Пересмотр решений в порядке судебного надзора. М., 1974. С. 16. Усиливая судебную власть, что при построении правового государства необходимо, законодатель ввел ограничения в праве прокурора на возбуждение гражданских дел - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 81.; в отличие от ГПК 1964г. по новому ГПК прокурор не дает заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, а лишь высказывает в этих случаях свое мнение - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 84.; при рассмотрении протеста в порядке надзора, принесенного должностными лицами судебных органов, участие прокурора не обязательно - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 445. (ч. 7 ст. 445 ГПК). Приведенные положения свидетельствуют о том, что при рассмотрении гражданского дела по первой инстанции, проверке судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке прокурор состоит с судом только в процессуальных отношениях.Вместе с тем законодатель допускает непоследовательность в определении правового положения прокурора. Так, ч. 2 ст. 23 ГПК гласит: «прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили».Стадиями гражданского процесса являются: судебное разбирательство гражданских дел по первой инстанции; кассационное обжалование (опротестование) судебных решений, не вступивших в законную силу; пересмотр судебных постановлений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Возникает вопрос: какие меры к устранению нарушений закона, допущенных кем-либо из участников процесса или судьей, может принять прокурор? Прокурор в суде не имеет административной власти, не обладает полномочиями распорядительного характера. Решающая роль в процессе принадлежит суду, и, участвуя в деле, прокурор, как и остальные участники процесса, должен беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего. Поэтому, если требования закона нарушает кто-то из участников процесса, прокурор обращается к председательствующему с просьбой принять меры к устранению нарушений закона. Если требования закона нарушает председательствующий, прокурор приносит свои возражения против действий судьи, которые заносятся в протокол судебного заседания. Приносить возражения против действий председательствующего имеют право все участники гражданского судопроизводства - См.: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999г. № 238-З в редакции Закона от 13.11.2008г. № 449-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 289, 2/1551). Ст. 270., и в данном случае прокурор не имеет каких-либо преимуществ перед другими участниками гражданского процесса. Председательствующий может согласиться с возражениями, а может и не согласиться. Законодатель не наделяет прокурора правами в судебном заседании по устранению нарушений закона, поскольку нарушился бы принцип независимости судей и подчинение их только закону. Вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону (ст. 11 ГПК).Если между судом и прокурором при рассмотрении материалов дела существуют только процессуальные правоотношения и отсутствуют надзорные, а именно эту цель, как нам представляется, преследовал законодатель по новому ГПК, из ст. 23 ГПК часть вторая должна быть исключена, поскольку достаточно части первой указанной статьи, в которой четко определяется предмет прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве, а именно судебные акты (решения, определения, постановления) и их исполнение. Создание сильной и независимой судебной власти, повышение статуса суда в механизме государства исключают необходимость прокурорского надзора за судом при осуществлении им правосудия по гражданским делам, поэтому участие прокурора в судебном разбирательстве должно рассматриваться в теории права как один из способов оказания содействия суду в правильном рассмотрении и разрешении гражданских дел с целью вынесения законных и обоснованных судебных постановлений. - См.: Лутченко Ю.И. Участие прокурора в гражданском процессе по новому ГПК Республики Беларусь// Юстиция Беларуси - 2001 - №1.С.17. ГПК предусматривает две формы участия прокурора в гражданском процессе: путем возбуждения гражданского дела и путем вступления в дело на любой его стадии. Об эффективности участия прокуратуры республики в гражданском процессе свидетельствуют данные о ее работе за последние годы. В литературе дискуссионным был вопрос о праве помощников районных и городских прокуроров, прокуроров отделов и управлений возбуждать гражданские дела. Некоторые процессуалисты отвечали на этот вопрос положительно, другие возражали, полагая, что, коль скоро в нормативных актах не рассматривается правовое положение помощников прокурора, совершение таких действий, как санкционирование административного выселения, принесение протеста в порядке общего надзора и предъявление иска в суд, должно относиться к личной компетенции только прокурора. - См.: Клейнман А.Ф. Прокурорский надзор по гражданским делам. М., 1968. С. 15. На практике помощники прокурора все действия по возбуждению гражданского дела (истребование различных материалов; взятие объяснений от лиц, нарушивших закон; составление заявления в суд и т.д.) осуществляют самостоятельно, с ведома и согласия прокурора. Но направляется заявление в суд за подписью прокурора. В ст. 1 ГПК раскрываются понятия терминов, употребляемых в Кодексе, в том числе термина прокурор: "...прокурор - Генеральный прокурор Республики Беларусь и все подчиненные ему прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции". Спорным является вопрос о праве вышестоящего прокурора дать обязательное к исполнению нижестоящему прокурору указание о необходимости возбуждения дела. Ввиду единства и централизации прокурорских органов не вызывает сомнения право вышестоящего прокурора возбудить дело вместо нижестоящего прокурора. Однако нельзя согласиться с тем, что указание вышестоящего прокурора о возбуждении дела обязательно для нижестоящего. В юридической литературе не без оснований отмечается, что в силу системной связи принцип централизации в деятельности прокуратуры не должен и не может вступать в противоречие с принципом независимости органов прокуратуры, в частности с внутренним убеждением прокурора. - См.: Новиков С. Г. Прокурорская система в СССР. М., 1977. С. 122. Следовательно, вышестоящий прокурор должен убедить нижестоящего прокурора в необходимости возбуждения дела в том или ином случае. Но если последний не усматривает оснований к возбуждению гражданского дела, вышестоящий прокурор должен сам возбудить его. Длительное время практика прокурорского надзора не знала каких-либо ограничений в праве прокурора на возбуждение гражданского дела в защиту чьих-либо прав и интересов. Имеющиеся в литературе суждения о том, что прокурор не вправе возбудить в суде дело о расторжении брака, - См.: Тертышников В.К. Процессуальные средства укрепления советской семьи в производстве о расторжении брака: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Харьков, 1972. С. 11 об оспаривании записи о родителях, - См.: Комментарий к Кодексу о браке и семьи РСФСР. М., 1971. С. 89. о проверке законности постановления о наложении административного штрафа - См.: Боннер А.Т., Квиткин В.Т. Судебный контроль в области государственного управления. М., 1973. С. 39. были обусловлены тем, что прокурор, как правило, такие дела в судах не возбуждал, хотя препятствий к этому не существовало. Семейные отношения в силу своего личного и сравнительно замкнутого характера менее других отношений поддаются общественному контролю, - См.: Чечот Д.М. Социология брака и развода. Л., 1973. С. 6. а постановления о наложении административного штрафа прокурор опротестовывал обычно в порядке общего надзора. Вместе с тем в процессуальной литературе вносились предложения определить в законодательном порядке, при каких нарушениях прав и интересов прокурор обязан возбудить дело в суде, что упорядочило бы практику работы прокуроров по возбуждению гражданских дел, сделало бы ее практически целеустремленной, более осмысленной. С этой целью предлагалось в законе установить перечень случаев, когда прокурору следует возбуждать гражданские дела, - См.: Кравцов Б.В. Предъявление прокурорами исков - важная форма защиты прав и интересов советских граждан // Сов. государство и право, 1966. № 1. С. 67-68. и приводился перечень таких исков. - См.: Меркин Н. Г. К вопросу о конкретизации норм о праве прокурора на предъявление гражданского иска // Проблемы гражданского процессуального права в свете Конституции СССР. Свердловск, 1980. С. 51-53. Имелась и противоположная точка зрения, согласно которой у прокурора всегда имеется право на возбуждение гражданского дела, поскольку оно является неотъемлемым элементом его правомочий. - См.: Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. МГУ, 1991. С. 91.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|