p align="left">Весьма немаловажным для характеристики прокурорского надзора и его соотнесения с судебным контролем является бесплатность, а значит, полная доступность для граждан и организаций. Обращения в прокуратуру не требуют оплаты госпошлины, привлечения дорогостоящих адвокатов. Более того, в ряде случаев прокурор, сам обращаясь в суд в интересах граждан или организаций, освобождает их от значительных материальных затрат (ч.4 ст.27, ч.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст.41 ГПК РСФСР и др.). Одно из важнейших свойств прокурорского надзора, отражающее особенность его полномочий, - это инициативность. Таким свойством не обладает и не может обладать по объективным причинам судебный контроль. Как отмечалось, любое дело, дающее суду возможность осуществлять контроль за законностью, возбуждается в суде исключительно по обращениям сторон. Судья, с какими бы нарушениями закона, прав и свобод граждан ни сталкивался, сам по своей инициативе ничего сделать для устранения этих нарушений не в состоянии до тех пор, пока ущемленная в правах сторона или прокурор в ее интересах не обратятся в суд. Следует учитывать и другой существенный момент - есть немало нарушений закона, по которым ни одна из сторон не заинтересована обращаться в суд, а следовательно, без инициативного вмешательства прокурора данные нарушения не могут быть устранены в судебном порядке. Речь идет, к примеру, о незаконных решениях органов власти и местного самоуправления о предоставлении необоснованных льгот отдельным организациям, предпринимателям, гражданам, где нет "ущемленной стороны", которая может возбудить судебное дело. В этом заключается объективная ограниченность судебного контроля, которому не присуща проверочная деятельность, а значит, способность не только фиксировать и устранять нарушения закона, но и выявлять и пресекать их. Напротив, прокурор, исходя из постоянного и непрерывного характера надзора, обязан самостоятельно, по собственной инициативе проверять законность действий и решений поднадзорных объектов и лиц с целью выявления, пресечения и устранения нарушений закона, восстановления нарушенных прав. Именно инициативность позволяет прокуратуре, например, выявлять и устранять незаконные правовые акты министерств, ведомств, органов власти и местного самоуправления, государственного контроля, которые достаточно редко попадают в орбиту судебного контроля по обращениям заинтересованных лиц. В то же время полномочия суда по контролю за законностью обладают императивностью. Если прокурор собственными надзорными средствами не устранил нарушения закона, то он обращается в суд и благодаря. Контроль, осуществляемый судебной властью, в силу объективно присущих правосудию закономерностей функционирования не может и не должен заменять собою прокурорский надзор. Каждая из этих систем занимает свою нишу в правовом государстве, основанном на принципе разделения властей, где суд является самостоятельной ветвью государственной власти, а прокуратура вместе с рядом других учреждений образует систему "сдержек и противовесов", способствуя своей деятельностью не только правильному разделению и балансу различных ветвей власти, но и их эффективному взаимодействию. В таком государстве судебный контроль за законностью должен обязательно дополняться внесудебными альтернативными механизмами обеспечения исполнения законов. 2. Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса 2.1 Участие прокурора в судебном разбирательстве по первой инстанции Участие прокурора в судебном разбирательстве по первой инстанции осуществляется практически районными прокурорами (их заместителями или помощниками), так как гражданско-правовые споры разрешаются по первой инстанции преимущественно районными судами. Поэтому особое значение имеет организация надзора районной прокуратуры за рассмотрением гражданских дел в районных судах. Одной из форм участия прокурора в судебном разбирательстве первой инстанции является вступление в процесс, начавшийся по инициативе других лиц в целях дачи заключения по делу в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 35 Закона о прокуратуре РСФСР). Вторая форма - возбуждение производства в судебном разбирательстве по первой инстанции (ч. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре РСФСР, п. 2 ст. 4 ГПК) - осуществляется прокурором путем обращения в суд с заявлением. Прокурор вправе возбудить гражданское дело в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (ч. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре РСФСР). Прокурор выполняет свои задачи в гражданском процессе, совершая все предусмотренные законом процессуальные действия (ст. 30, 41 и др. ГПК), независимо от формы участия в деле. В частности, прокурор вправе давать правовое заключение по всем вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, независимо от того, предъявил ли он иск сам или вступил в процесс, начавшийся по инициативе других лиц. Вместе с тем процессуальное положение прокурора, возбудившего дело, характеризуется некоторыми особенностями. Прокурору может быть отказано в принятии заявления, если у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд (п. 1-6 ст. 129 ГПК). Предъявляя иск, прокурор должен соблюсти и порядок обращения в суд (см. гл.10 и 13 настоящего учебника), если законом не установлены исключения или если эти исключения прямо не следуют из смысла закона. Так, прокурор не несет судебных расходов (п. 8 ст. 80 ГПК); прокурору нельзя отказать в принятии заявления по п. 8-9 ст. 129 ГПК. Прокурор обязан ссылаться в заявлении на закон, подлежащий применению по предъявляемому иску. Прежде чем предъявить иск, прокурор должен собрать необходимый фактический и доказательственный материал, проанализировать его. Однако в отличие от расследования уголовных дел, прокурор не вправе допрашивать свидетелей и совершать другие действия, отнесенные гражданским процессуальным законом исключительно к компетенции суда. Иск прокурора, как и любые иные его действия в процессе, должен быть основан на проверенных материалах. В процессе по делу, возбужденному на основании заявления прокурора, его участие обязательно. Однако прокурор не связан в процессе своей первоначальной позицией и позицией лица, в интересах которого он предъявил иск. Он всегда должен руководствоваться законом. Поэтому, если в ходе судебного разбирательства прокурор придет к выводу, что требования истца в части или в целом незаконны или необоснованны, он вправе отказаться полностью или частично от предъявленного им иска. Закон требует, чтобы лицо, в интересах которого начато дело по заявлению прокурора, извещалось судом о возникшем процессе и участвовало в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 33 ГПК). Соблюдение этого требования закона необходимо, так как решение, вынесенное по иску прокурора, обязательно для заинтересованного лица (ч. 4 ст. 208 ГПК). Однако отказ прокурора от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу (ч. 3 ст. 41 ГПК). При отказе прокурора от иска дело может быть прекращено производством лишь при условии отказа от иска и заинтересованного лица. Требование заинтересованного лица должно быть разрешено в том же процессе, поскольку, как следует из закона, оно всегда участвует в деле (ч. 2 ст. 33 ГПК). Прокурор, предъявивший иск, дает объяснение по делу и участвует в прениях первым (ст. 166 и 185 ГПК). Он обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений (ст. 50 ГПК). Если истец участвует в судебном заседании, он выступает после прокурора, предъявившего иск. Стороны вправе задавать вопросы прокурору, предъявившему иск и дающему объяснения по делу. Не являясь субъектом спорного правоотношения, прокурор не вправе распоряжаться материальным правом, в частности, он не может заключить мировое соглашение. Отказ прокурора от иска является актом распоряжения лишь процессуальным правом. По этим же основаниям к прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск к лицу, в интересах которого возбуждено дело. Таким образом, при предъявлении иска прокурор занимает в деле положение истца, но только в процессуальном смысле. После выступления в прениях сторон и других лиц, участвующих в деле, прокурор дает заключение по существу дела в целом, независимо от того, кто возбуждал дело. Прокурор не может воздержаться от дачи заключения по делу. 2.2 Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях гражданского процесса На основании ст. 320 ГПК РФ на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Статья 331 ГПК РФ предусматривает также, что на определение мирового судьи прокурором может быть принесено представление в районный суд в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 г. участвующие в деле прокуроры обязаны своевременно реагировать на допущенные судом ошибки, приносить апелляционные представления на незаконные решения мировых судей и кассационные представления на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных ст. 362-364 ГПК РФ. Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК РФ, он в соответствии со ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по этим делам путем внесения апелляционных и кассационных представлений. Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в гл. 39 и 40 ГПК РФ. Институт апелляции был известен гражданскому судопроизводству России и действовал на основе Устава гражданского судопроизводства 1864 г. до 1917 г. После 1917 г. советским процессуальным законодательством, в том числе и российским, апелляционная проверка решений первой инстанции была отменена. Нормы об апелляционном обжаловании были восстановлены в АПК РФ 1995 г., и с введением мировых судей в систему судов общей юрисдикции и наделением их Функцией осуществления правосудия был установлен апелляционный порядок обжалования и проверки решений и определений мировых судей. Из этого следует, что апелляционная форма обжалования предусмотрена в ГПК РФ только для решений и определений мирового судьи. Для обжалования постановлений федеральных судов первой инстанции сохранена кассация с элементами апелляционной проверки (ст. 361 ГПК РФ). Апелляционное представление прокурора подается в районный суд только через мирового судью (ст. 320 ГПК РФ). Подача апелляционного представления непосредственно в районный суд законом не предусмотрена. Следовательно, судом апелляционной (второй) инстанции по отношению к мировым судьям является районный суд, на территории которого действует мировой судья. Апелляционное представление вписывается прокурором (ч. 3 ст. 322 ГПК РФ). Принимая апелляционное представление прокурора, мировой судья должен совершить ряд действий с целью проверки, соответствует ли представление требованиям ст. 321,322 ГПК РФ. Если выяснится, что представление не соответствует требованиям ст. 322 ГПК РФ, определением мирового судьи оно оставляется без движения и подавшему ее лицу назначается срок для исправления недостатков (ст. 323 ГПК РФ). Основаниями возвращения апелляционного представления являются следующие обстоятельства: невыполнение в установленный срок указаний мирового судьи, содержащихся в определении суда об оставлении представления без движения; истечение срока обжалования, если в представлении не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока или в его восстановлении отказано. При этом апелляционное представление возвращается прокурору на основании определения мирового судьи, которое может быть обжаловано в районный суд. В апелляционной инстанции дело рассматривается судьей районного суда единолично. Законность и обоснованность решения мирового судьи проверяются апелляционным судом в полном объеме. В отличие от ст. 347 ГПК РФ, ограничивающей рассмотрение дела в кассационном порядке пределами кассационной жалобы (представления), в гл. 39 ГПК РФ пределы проверки законности и обоснованности решения мирового судьи не установлены. Однако в апелляционной инстанции в полной мере действуют все принципы гражданского судопроизводства, в частности принципы диспозитивности, состязательности, равноправия сторон, гласности, непосредственности и др., реализуются все права и обязанности, предоставленные законом лицам, участвующим в деле. Судебное заседание апелляционного суда проводится в том же порядке, что и в суде первой инстанции, с совершением всех необходимых процессуальных действий, с извещением лиц, участвующих в деле. В случае неявки в суд сторон других участников процесса наступают те же последствия, что и в суде первой инстанции. В соответствии со ст. 328 ГПК РФ апелляционная инстанция в результате рассмотрения дела вправе: оставить решение мирового судьи без изменения, а представление -- без удовлетворения, если признает, что решение является законным и обоснованным (оставляя представление без удовлетворения, суд обязан указать в своем определении мотивы, по которым доводы представления признаны неправильным и не являющимися основанием к отмене решения мирового судьи) (ч. 2 ст. 330 ГПК РФ); изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение (ст. 328 ГПК РФ); отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|