Технология пенсионного обеспечения граждан РФ по потере кормильца
31 Содержание Введение 1. Теоретико-технологические аспекты социального обеспечения граждан по потере кормильца в Российской Федерации 1.1. Пенсионное обеспечение: понятия, виды 1.2. Понятие и пути становления социальных технологий 1.3. Пенсия по случаю потери кормильца. Технология начисления, назначения и размер Выводы по первой главе 2. Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации Выводы по второй главе Заключение Список литературы Введение Пенсионное обеспечение как самостоятельная отрасль сформировалась в общей системе права относительно недавно. Несмотря на развитие в последнее время различных видов социальной помощи, пенсия остается основным источником жизнеобеспечения нетрудоспособной части населения. Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в нашей стране представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Особенно остро сейчас стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму продолжает снижаться. Принятые меры по «осовремениванию» прошлых заработков и индексации пенсии привели к развитию уравнительных тенденций в пенсионном обеспечении и необходимости незамедлительного проведения пенсионной реформы. Суть ее в том, чтобы уйти от жесткой системы прямого пенсионного обеспечения, сделать систему более гибкой. Первый шаг по изменению системы пенсионного обеспечения уже сделан. С 1 февраля 1998 года на территории Российской Федерации действует Федеральный Закон от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», предусматривающей исчисление пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, что позволяет определить размер пенсии индивидуально для каждого пенсионера. Основным базовым законом, регулирующим пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 1992 года. На протяжении действия этого Закона в него вносились многочисленные изменения и дополнения, принимались сопутствующие нормативные правовые акты, а также альтернативные правовые нормы, выводящие те или иные группы населения из под действия норм Данного Закона. О динамичности пенсионного законодательства говорит уже тот факт, что за период действия основного пенсионного закона минимальный размер пенсии изменялся 23 раза. Цель нашей работы: выявить и изучить особенности технологий пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации по потере кормильца. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. изучить понятие и виды пенсионного обеспечения; 2. изучить понятие и пути становления социальных технологий; 3. раскрыть сущность пенсии по случаю потери кормильца, технологию ее начисления, назначения и размер; 4. отразить особенности технологии назначения пенсий по потере кормильца. Объектом исследования являются граждане по потере кормильца. Предметом исследования является технология пенсионного обеспечения граждан РФ по потере кормильца. Для достижения поставленной цели и задач были использованы следующие методы: теоретический анализ специальной литературы; количественный и качественный анализ документов. Нами выдвинута следующая гипотеза: Если гражданин имеет все причины на получение пенсии по потере кормильца, то возможно ли ее получение и на каких условиях. 1. Теоретико-технологические аспекты социального обеспечения граждан по потере кормильца в Российской Федерации 1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды В области пенсионного обеспечения установлены основания для получения пенсии, порядок исчисления трудового стажа, определены виды пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная), порядок назначения и выплаты, исчисления и размеров пенсий, надбавок к ним, условия перерасчета, ответственность предприятия (организации) и граждан, порядок разрешения споров по пенсионным вопросам, определены источники финансирования пенсионного обеспечения граждан. 15 декабря 2001г. принят Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», периодически устанавливался минимальный размер пенсии по старости и порядок повышения других пенсий, а также порядок идентификации суммы заработка при назначении или при перерасчете пенсии, произведен перерасчет назначенных ранее пенсий, установлены надбавка к пенсиям, введена периодическая идентификация пенсий в связи с ростом инфляции и повышением стоимости жизни [14, 69]. Определен порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, установлен размер пенсий, доклад к ним, порядок установления размеров денежного довольствия для исчисления пенсий, увеличение минимальных размеров пенсий, применения районных коэффициентов и пересмотра пенсий [11, 52]. Пенсионная система как правовое понятие - комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа - это отношение по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачивается пенсии, и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая группа - отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа - отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения (предмет административного права). В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм - пенсионное право - занимает центральное место. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалитов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования - пенсионные отношения - и наиболее обширный массив правовых предписаний. Пенсия - это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с наступлением определенных обстоятельств и в тех размерах, которые соизмеримы с его прошлым заработком [22,34]. Общие вопросы установления, назначения и выплаты пенсий в настоящее время регулируются следующими базовыми нормативными актами: · Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[2]. · Федеральный Закон « О трудовых пенсиях в РФ»[3]. · Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [4]. · Федеральный Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [5]. В соответствии с указанными законами пенсии подразделяются в зависимости от основания возникновения на них права на: - трудовые пенсии - ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии, либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц, в связи со смертью тих лиц. Данному виду пенсий посвящен Федеральный Закон « О трудовых пенсиях в РФ»[3]. - пенсии по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячные денежные выплаты, право на получение, которых определяется в соответствии с условиями и нормативными, установленными Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [4], и которые предоставляются гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленным законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленным законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию [14,82]. Таким образом, общим признаком трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению является предоставление их гражданам в целях компенсации им заработной платы или иного дохода при наличии у них определенного стажа. Кроме того, трудовые пенсии делятся на следующие виды в зависимости от обстоятельств, наступление которых дает право на пенсию (достижение соответствующего возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца либо определенная длительность профессиональной деятельности): - трудовые пенсии по старости (по возрасту); - трудовые пенсии по инвалидности; - трудовые пенсии по случаю потери кормильца. В свою очередь пенсии по государственному пенсионному обеспечению по тому же основанию подразделяются на: - пенсии за выслугу лет; - пенсии по старости; - пенсии по инвалидности; - социальные пенсии [24,27]. Из всего вышесказанного следует, что пенсионное обеспечение - регулируемая законом совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями. Пенсия - это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с наступлением определенных обстоятельств и в тех размерах, которые соизмеримы с его прошлым заработком. 1.2 Понятие и пути становления социальных технологий Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста c высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин [17,49]. Технология (от греч. technе -- искусство, мастерство, умение + logos -- учение) -- система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта [20, 48]. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. B современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов. Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывaли никаких сомнений co стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-x годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы [26,14]. Длительное время дискуссионным оставалось предметное пространство социальной технологии и в России, хотя стоит отметить, что приоритет в разработке вопросов социальной инженерии и технологии принадлежит российским ученым, а именно коллективу Центрального института труда (ЦИТ), созданного при ВЦСПС в 1920 г. А.K. Гастевым. Социальная инженерия, «трудовая технология» понималась литовцами как техническая деятельность по совершенствованию и сопряжению организации производства и социальных факторов в целях повышения производительности труда, облегчения с улучшения его условий. Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов. Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [8,17]. Среди ученых, занимающихся проблемами социaльных технoлогий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления. Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере: - объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы; - должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
Страницы: 1, 2, 3
|