реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
p align="left">По общему правилу нормативно-правовые акты не имеют обратной силы. На практике это означает следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершении преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя на момент рассмотрения дела закон отменен или Изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативно-правовом акте предусмотрено, что он может применяться к событиям и действиям, имевшим место до его издания.

В праве России обратную силу имеют законы, устраняющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.

Относительно действия в пространстве нормативно-правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны.

Если речь идет о федеральных нормативно-правовых актах, то они распространяются на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией России понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ним, земные недра в пределах государственной границы. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, территория дипломатических представительств за рубежом, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или Космосе.

Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории республик, краев, областей, автономных округов. А нормативно-правовые акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной территории. Таким образом, действие нормативно-правовых актов находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

К этому следует добавить, что нормативно-правовые акты федеральных государственных органов могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено в самом нормативно-правовом акте.

Наконец, нормы федеральных законов могут иметь и экстерриториальное действие, т.е. применяться и за пределами России. Например, в отношении защиты. граждан Российской Федерации, находящихся за пределами России, действуют нормы, предусмотренные Законом РФ «О гражданстве РФ .. В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду несут ответственность не по законам места совершения преступления, а по Уголовному кодексу Российской Федерации.

Если речь идет о выяснении действия нормативно-правового акта по кругу лиц, то это означает определение адресата нормативно-выраженного предписания.

Обычно нормативно-правовые акты распространяют свое действие на все субъекты права (физические лица, юридические лица, государственные органы, общественные организации), находящиеся на данной территории. Однако сферы действия законов и подзаконных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Нормативно-правовые акты могут распространять свое действие лишь на работников определенной отрасли экономики. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативно-правовые акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение.

Общим принципом российского права является то, что под его действие подпадают все физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют также сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России -- это обязанность исключительно ее граждан. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом, на таких лиц (а это -- главы государств и правительств, послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала, и т.д.) в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ.

К сказанному о пределах действия нормативно-правовых актов необходимо добавить, что нормы одной отрасли права не могут распространять свое действие. на отношения, регулируемые нормами другой отрасли права. Так, акты, регулирующие имущественные отношения, не рассчитаны на регулирование отношений между органами государственного управления. Таково в целом действие права по предмету правового регулирования.

3 ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

3.1 Правообразование и правотворчество

Правотворчество -- это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм.

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе определенных организационных начал, именуемых принципами правотворчества и определяющих существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. Это, во-первых, демократизм, означающий обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа.

Во-вторых, законность, выражающаяся в соблюдении процедуры и компетентности принятия. актов.

В-третьих, научность, заключающаяся в обоснованности актов, учете доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права.

В-четвертых, своевременность, проявляющаяся в правильном определении времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых общественных отношений.

В-пятых, профессионализм, сводящийся к компетентности, юридической и общей грамотности при подготовке и принятии законопроектов.

В-шестых, исполнимость, или учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

В-седьмых, планирование, т.е. четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени.

В-восьмых, дифференциация правотворческой компетенции, или правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав.

Следует подчеркнуть, что процесс создания права в широком его понимании многопланов. Он распадается на процессы происхождения права и процессы развития права. В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в появлении права (правообразовании). О нем говорилось в третьей главе.

Во втором случае имеется в виду процесс развития уже существующего права, активная сознательная деятельность в правовой сфере общества -- творчество в правовой сфере. Именно этот процесс и определяется как правотворчество.

Таким образом, правотворчество -- это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся и действующих в обществе правил поведения.

Правотворчество может быть определенным образом типологизировано. Для этого выделяют несколько оснований.

По кругу субъектов правотворчество может быть моносубъектным и полисубъектным. Субъектный состав правотворчества тесно связан с формой правления в государстве. При полисубъектном правотворчестве разработка и принятие акта происходят в режиме коллегиальности. Таковыми является работа парламента по выработке законов, высшей судебной инстанции по выработке прецедентов. Для моносубъектного правотворчества характерен режим единоначалия. Например, издание президентом страны указов.

По характеру правотворческих полномочий правотворчество может быть непосредственным и делегированным.

Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, поскольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность -- основная функция в механизме осуществления власти (например, парламент, монарх, суды).

Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению. Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.

Императивное (повелевающее) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Правотворчество, делегированное в императивном порядке, как правило, является моносубъектным. Диспозитивное (указывающее границы, пределы, оставляя при этом свободу усмотрения) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все разрешено, кроме того, что прямо запрещено».

Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления).

По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и подзаконное нормотворчество.

Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус делегированного правотворчества, так как его осуществляют органы исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается, официально именуемое подзаконное нормотворчество фактически становится ведомственным правотворчеством, поскольку нормативно-правовые акты министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений начинают подменять собой законы. С этой проблемой сталкиваются многие страны мира, в том числе демократические государства Европы и Америки. Россия не является исключением.

Главная причина такого положения -- падение регулирующего воздействия законов -- заключается в возрастании роли органов исполнительной власти при разрешении общественных проблем, в снижении значения парламента и органов местного самоуправления на фоне растущей комфортабельности и цивилизованности жизни или, наоборот, на фоне нищеты и диктатуры бюрократического аппарата.

3.2 Законотворческий процесс

Законотворчество -- это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т.е. нормативно-правового акта, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения свободных (а не состоящих в служебной зависимости друг от друга) лиц.

В республике и конституционной монархии правовые основы законодательного регулирования устанавливаются конституцией (Основным законом), которая может быть провозглашена при помощи единого, сводного документа, но может складываться и из различных, принятых в разное время документов (такая практика характерна для конституционных монархий, например Великобритании).

В классической (неконституционной) монархии (в современном мире это, например, Королевство Саудовская Аравия) правовой основой законодательного регулирования является сам монарх. Здесь важное значение имеют личные качества монарха и сложившийся правовой обычай, которые являются своего рода гарантией правового нормотворчества властвующей персоны.

Законотворческий процесс -- основной, стержневой вид правотворчества, направленный на разработку и принятие законов.

Имеющие правовые основания начала и завершения этапов разработки, принятия и вступления в силу законов именуются стадиями законотворческого процесса.

В теории правотворчества обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса:

1) внесение проекта на рассмотрение органа, обладающего полномочиями по принятию законодательных актов, - законодательная инициатива;

2) рассмотрение проекта;

3) отклонение проекта либо принятие его за основу;

4) доработка проекта;

5) отклонение проекта или принятие закона;

6) введение в действие принятого законодательного акта.

В классической (неконституционной) монархии все стадии законотворческого процесса связаны с действиями одного лица -- монарха. Теоретически монарх должен видеть цели государства в целом и в то же время обязан учитывать интересы каждого своего подданного.

В республике и конституционной монархии законодательство осуществляется коллегиально, круг субъектов законотворческого процесса расширяется, потому что расширяется круг лиц, участвующих в определении целей государства в целом и защите интересов, отдельных граждан.

3.3 Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды

Систематизация -- это юридическая деятельность, направленная на упорядочение уже принятых нормативно-правовых актов по определенным критериям.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов. С течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т.п.

Современная юриспруденция знает и использует в основном четыре вида систематизации -- учет, инкорпорация, консолидация, кодификация.

Как разновидность систематизации, учет законодательства и иных нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации.

Инкорпорация предполагает объединение законов в сборники и собрания по предметному и хронологическому критерию. При этой форме систематизации нормативно-правовые акты, обработанные лишь внешне без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

В отличие от учета, осуществляемого государственными органами и юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.

Инкорпорация подразделяется по субъекту на официальную, полуофициальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация -- это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты.

Полуофициальная, или официозная, представляет собой утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами.

Неофициальная инкорпорация, в свою очередь, означает создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.

По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной и хронологической. Предметная инкорпорация -- это расположение нормативно-правовых актов по предмету регулирования.

Хронологическая инкорпорация предусматривает расположение нормативно-правовых актов по времени издания.

В результате инкорпорации издаются сборники законов, собрания законодательства и свод законов. Последний представляет собой собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения и является источником официального опубликования.

Консолидация -- это вид систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативно-правовых актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативно-правовых актов и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативно-правовой акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация предполагает внутреннюю переработку законов, их изменение и дополнение. Кодификация -- это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Кодификация может быть всеобщей (полная кодификация нормативного материала); комплексной (кодификация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений), отраслевой (кодификация отдельных правовых институтов).

Результатом кодификации являются кодификационные акты. Кодификационный акт, как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы. К кодификационным актам относятся основы законодательства, обеспечивающие регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или институты права; кодексы, детально и всесторонне регулирующие соответствующие группы общественных отношений; уставы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств и организаций; положения, определяющие порядок образования, структуру, задачи и функции определенной системы (или подсистемы государственных органов; регламенты, регламентирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются. Что же касается принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.

Нормативно-правовой акт представляет собой основную текстуальную форму государственно-организованных норм права в романо-германской правовой семье. Он является одной из разновидностей правовых актов. Все правовые акты подразделяются на правовые акты -- действия и правовые акты -- документы.

Правовые акты -- документы могут быть нормативными (содержащими в правовом тексте общие правила поведения) и ненормативными (содержащими индивидуальные предписания или интерпретирующими правила поведения).

В процессе правотворческой деятельности различными органами государства принимается большое число нормативно-правовых актов по разным вопросам. Для эффективного использования этих актов, свободной ориентации в их весьма значительном количестве необходимо действующие акты группировать, упорядочивать и перерабатывать, т.е. подвергать систематизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. - СПб.: Питер, 2003. - 576 с.

2.Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2005. - 608 с.

3.Власов В.И. Теория государства и права. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 512 с.

4.Зайков Д.Е., Пенько Е. Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2005. - 32 с.

5.Комаров С.А. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2003. - 440 c.

6.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М.: Спарк, 2004. - 528 с.

7.Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2003. - 637 c.

8.Оксамытный В.В. Теория государства и права. - М.: «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004. - 563 с.

9.Основы права / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996. - 296 с.

10.Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005. - 652 с.

11.Сырых М.В. Теория государства и права. - М.: Юстицинформ, 2001. - 592 с.

12.Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 613 с.

13.Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова; С.С. Алексеева. - М.: НОРМА, 2004. - 484 c.

14.Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. -592 с.

15.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2004. - 382 с.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.