реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два режима - демократический и недемократический.

Признаки демократического режима:

провозглашаются и реально обеспечиваются права человека;

население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии;

центральные и местные органы власти выборны, сменяемы и подотчетны избирателям;

государственная власть легитимна;

реально действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Авторитарный режим можно рассматривать как переходное звено между демократическим и тоталитарным режимом.

Признаки авторитарного режима:

на всех уровнях власти происходит концентрация власти; разделения властей реально не происходит;

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные методы принуждения;

существует частичная цензура;

права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всем своем объеме не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного режима:

права и свободы человека и гражданина носят формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

государство стремится к глобальному контролю над всеми сферами общественной жизни;

очень подробная регламентация (урегулированность) общественных отношений;

отсутствует контроль со стороны общества за государственными органами.

Разновидностями тоталитарного режима являются фашистский и расистский режимы, когда, в дополнение к вышеперечисленным признаками, в государственной идеологии основным является принцип преимущества одной нации (расы) над другой.

Тема 6. Механизм (аппарат) государства

1. Механизм государства. Структура механизма государства. Государственный орган: понятие, признаки, виды

Механизм государства - это система органов, при помощи которых осуществляются государственные задачи и функции. Государственный механизм характеризует государственные органы в единстве, является системой органов.

Все органы создаются и действуют на единых принципах, осуществляют связь народа. Система государственных органов изменяется от потребностей общества.

Объектом, на который воздействует механизм государства, является вся система общественных отношений: люди, объединенные по национально-территориальному, административно-территориальному признаку, люди, объединенные в производственные структуры - предприятия, учреждения.

Субъект государственного механизма - государство в лице конкретных органов.

Структура механизма государства. Механизм государства теснейшим образом взаимосвязан с функцией государства, что обусловило возникновение в теоретической науке структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма. Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства рассматривается в неразрывной взаимосвязи с его деятельностью по выполнению государственных функций Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юрист, 1997.С104. Структурно-функциональный подход направлен на изучение роли и места входящих в него элементов - государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции Российской Федерации -

Президент РФ.

Органы представительной (законодательной) власти.

Органы исполнительной власти.

Органы судебной власти.

Прокуратура РФ.

Вооруженные силы, другие войска и иные воинские формирования.

Военная прокуратура.

Орган государства - это политическое учреждение, звено государственного аппарата, участвующие в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властной компетенцией.

Признаки органа государства:

1) государственный орган - это политической учреждение;

2) он создается на основании правовых актов;

3) для осуществления своих задач каждый государственный орган наделен необходимой государственно-властной компетенцией;

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям. Так, в соответствии с Конституцией РФ они подразделены на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти принадлежат к представительным органам. Они формируются путем избрания их народом, действуют от его имени и ответственны перед ним. Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и органы субъектов федерации.

Органы государственного управления исполнительной власти. Это органы, осуществляющие исполнительную деятельность. Они подразделяются на федеральные и органы субъектов федерации.

Органы судебной власти. Эти органы признаны обеспечивать законность и правопорядок на территории государства. В Российской Федерации к ним относятся Конституционный Суд РФ; система общих судов: Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик в составе РФ, суды краев, областей, народные суды; система арбитражных судов.

2. Государственная и политическая власть

Государственная власть - фундаментальная категория государствоведения. Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее публичной природе.

Функционирующая на объективной основе народная власть - созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования.

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта властеотношений нет.

Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения определенных задач и функций.

Таким образом, государственная власть - это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

3. Властеотношения как особая разновидность общественных отношений

Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений - властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую структуру общества.

Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектом властеотношений могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом властеотношений являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона - властвующий - навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне - подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.

Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

Способы и формы осуществления государственной власти

Убеждение
- это способ активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает в себя совокупность идеологических социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Государственное принуждение основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Неправовое государственное принуждение является насилием. В общем смысле под насилием субъекта власти понимается уничтожение подвластного объекта, нарушение физической целостности подвластного объекта, воздействие на психику подвластного объекта, повреждение или уничтожение материальных ценностей - действия, совершенные с целями, противными основам естественного правопорядка и нравственности. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах.

Тема 7. Государство в политической системе общества

1. Понятие и структура политической системы общества

Под политической системой общества понимается система взаимодействия государственных и негосударственных (партий, профсоюзов и иных организаций и движений) социальных институтов по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Именно власть и отношения по её поводу являются системообразующими факторами политической системы. Можно выделить следующие элементы политической системы:

а) политические организации: партии, движения, государственные органы, средства массовой информации;

б) политические отношения между ними;

в) политические нормы, регулирующие эти отношения;

г) политическое сознание людей и социальных групп.

Государство занимает центральное место в политической системе общества. При этом роль государства двояка. С одной стороны, государство как инструмент осуществления власти является объектом политической борьбы. С другой стороны, государство, регулируя отношения между другими институтами, осуществляющими политические функции, выступает в роли основного субъекта политической системы.

В зависимости от характера взаимоотношений между государством и иными элементами политической системы, способа осуществления государственной власти, т.е. политического режима, можно выделить демократический и недемократический виды политических систем.

Демократические политические системы складываются на рыночной товарно-денежной основе экономической жизни общества, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Политические системы в такой среде характеризуются ролью государства как организатора условий для рыночной, в том числе социально ориентированной, экономики. Государство обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, их собственность. Законные интересы индивида имеют приоритет над правами коллектива, частная собственность охраняется государством. Государство имеет целью организовать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов, выражая не только и не столько классовые, сколько общезначимые интересы.

Для демократических политических систем характерной чертой является идеологический плюрализм, при котором информационные права граждан, свобода слова становятся важным фактором политической жизни. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных кампаниях, в выборах на демократической основе. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций обеспечиваются конституционным регулированием. Судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей.

Основой недемократических политических систем является распределительная экономика, где в роли основного (а подчас и единственного) распределителя выступает государство. Государственная власть тоталитарно вмешивается во все сферы жизни общества. Всякое инакомыслие подавляется, формируется государственная идеология, религия, культура. В таких системах у власти, как правило, находится одна господствующая партия, все другие общественные организации, если они существуют, выступают проводниками государственной политики. Позитивное право здесь характеризуется огромным количеством запрещающих норм и жестокостью санкций либо формально закрепляет демократические ценности, на самом деле являясь лишь прикрытием для государственного произвола.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.