Теория государства и права
1. Совр. состоян. и перспективы развития теории гос-ва и права Теория права и государства и история права и государства изучают одни и те же объекты (право и государство), но предметы исследования в этих объектах у них разные: если задача истории - в хронологическом порядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы, происходящие с правом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов, очищенные от наслоений случайных исторических фактов. Вместе с тем именно историческая наука дает теории права и государства материал для обобщений. Теория права и государства и политическая наука (политология) контактируют по поводу, прежде всего, государства. Разница в их подходах к этому объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм и т. п.), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества. Вместе с тем оба эти подхода взаимно обогащают друг друга. Кроме того, в рамках политической науки разрабатываются весьма важные как для теории государства, так и для теории права вопросы политической власти. Серьезное значение для теории права и государства имеют ее связи с экономической теорией. Без анализа экономической структуры общества, материальных факторов понять природу права и государства невозможно. В этом марксистская теория, безусловно, права. Интересный материал дают теории права и государства археология и этнография. 2. Теория происхож. гос. и современные оценки Наиболее полное представление о государстве, как и о любом явлении, можно составить лишь на основе подхода к нему с трех позиций, или по трем направлениям: а) с точки зрения функциональной (функциональная характеристика); б) с точки зрения субстанциональной (субстанциональная характеристика); в) с точки зрения генезиса (генетическая характеристика). К достоверно установленным обстоятельствам, связанным с происхождением государства, можно отнести то, что: а) государство существовало не всегда (первые государственные образования возникли около 5 тыс. лет назад: до этого в течение полутора миллионов лет существовала первобытная организация общества); б) оно возникло как продукт общественного развития; в) на определенном отрезке времени; г) в ходе длительного исторического процесса; д) под влиянием целого ряда факторов. В ряду таких факторов называют географический фактор, экологический, религиозный, национальный, психологический и др. 3. Соврем. видение соотношения классового и общественного в сущности государства Сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества. - сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения; - государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры; - разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. 4. Современное состояние учения о форме государства Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение выражалось в понятии «форма государства». Нужно отметить, что в философии и юриспруденции того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи». Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства. Традиционно на основе понятия «форма правления» проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как и любая система, подсистема высших органов государства имеет две стороны: состав (совокупность необходимых и достаточных элементов) и структуру (способ целесообразной связи между элементами). Наряду с анализом состава органов верховной государственной власти и их взаимоотношений друг с другом (структуры), характеристика формы правления традиционно предполагает и характеристику порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе. Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. 5. Место и роль гос-ва в полит. системе Понятие «политический режим» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле под «политическим режимом» имеется в виду государственный режим -- совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества. Политический режим в зависимости от политической ситуации в стране может; а) почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом; б) в основном быть обусловленным деятельностью институтов гражданского общества. Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, ибо для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение. Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть, кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика. 6.Гражданское общество: понятие, структура, общество Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым Любую социальную сферу составляют три компонента: а) социальные субъекты (люди и образуемые ими общности); б) отношения между субъектами (общественные отношения, социальные структуры); в) поведение людей, их деятельность. Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами: - становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства; - гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме; - гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве; - гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость; - гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества; - с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма; - взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства. Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости. 7. Правовое государство: понятие и принципы Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются: а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина; б) верховенство правового закона; в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. признаками правового государства можно считать: -- ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан); -- верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни; -- конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; -- наличие развитого гражданского общества; -- правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина; -- верховенство закона в системе права; -- соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; -- прямое действие конституции; -- возвышение суда. 8. Функции государства: понятие, классификация характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты: -- функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам; -- функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи; -- в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций; -- функции государства объективно заданы целями и задачами государства; -- если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства); -- функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут: а) исчезать одни функции и появляться другие; б) меняться содержание одной и той же функции; -- функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами; -- функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства). Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества. Итак, можно сделать вывод, что функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами: а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор); б) сущностью государства, его природой; в) целями и задачами государства. В литературе предлагаются различные варианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|