реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
p align="left"> Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ.

Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

29

Указывая на современные функции Российского государства А.А. Морозова пишет: “Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая; социальная функция; налогообложение; экологическая функция; функция охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику; внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки инвестиций; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.).

24

Функции государства - это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе. Функции современного цивилизованного го-сударства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится к форми-рованию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирова-ния различных форм собственности, стимулирова-нию предпринимательской деятельности и т. п.;

2) социальная, которая выражается в ком-плексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспече-нии и т. д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в го-сударстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уро-вень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культур-ной жизни общества, пользования учреждения-ми и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охра-на государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества

33

Государственный аппарат - это совокупная связь органов государства, основанная на их субординации и распределении властных полномочий.

Стало быть, государственный аппарат - это воплощение, выражение государственной власти подобно тому, как атрибуты монархической формы правления (трон, скипетр, одежда, корона) являются ее признаками. А.М. Айзенберг отмечал, что о государственном аппарате говорят в двух значениях: широком и узком. В первом случае имеют в виду весь государственный механизм. В специальном, более узком значении под государственным аппаратом понимают лишь систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. При этом “специальными властными полномочиями, необходимыми для осуществления возлагаемой на них работы, наделены все звенья государственного аппарата. В целом ими охватываются все стороны государственной деятельности”. Таким образом, понятие “государственный аппарат” на его взгляд является более узким и включается в понятие “государственный механизм”, однако, учитывая, что и в первом и во втором случае к государственному аппарату им относятся все органы власти, то возникает вопрос, что же необходимо включать в понятие государственного механизма, помимо государственных органов?

По иному дает определение государственному аппарату и его соотношение с механизмом государства М.И. Байтин: “Понятие “механизм государства” тесно связано с категорией “государственный аппарат”, - пишет он… В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин “государственный аппарат” в науке административного права”.

Правовая форма деятельности государственного аппарата носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Она складывается из следующих трех форм деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной

Правотворческая - особая форма деятельности государственных органов, направленная на разработку и издание нормативно-правовых актов.

Правоприменительная деятельность - сложный процесс, выступающий как способ и средство организации реализации права; как стадия правового регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового регулирования. Применение права - всегда действие, акт поведения управомоченного лица.

Правообеспечительная (правоохранительная) функция состоит в том, что применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм права. Например, вынесение приговора по уголовному делу обусловливает исполнение норм уголовного права, предусматривающих данное наказание.

26

Современное государство имеет сложную структуру и включает, в частности, представительные (законодательные) органы власти; главу государства; правительство, министерства и иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию (милицию); пенитенциарные учреждения. Все государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. В то же время, ими осуществляется единая политика. Поэтому, в той или иной мере справедливо будет замечание, что функции государства для всех государственных органов едины.

Так, Конституция РФ 1993 года содержит ряд новых положений в сфере организации и дея-тельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция 1993 года выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и ставит его на особое, самостоятельное место в системе высших органов. По существу. Президент как глава государства, гарант конституционного строя стоит над ветвями власти. Это прояв-ляется также в том, что на него возложены определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти феде-рации и др. Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 года внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего представительного органа. Парламентом Российской Федерации является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В отличие от ранее действующих конституций, уста-навливающих принцип равенства палат Верховного Совета, Конституция РФ 1993 года уста-навливает различный порядок формирования, численность, особый статус, сферу полномо-чий, порядок работы каждой из палат Федерального Собрания. По существу, в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большин-ству двухпалатных парламентов. К числу важных изменений в конституционном закреплении системы государственных органов относится прекращение деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов и введение системы местного самоуправления. В то же время в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, осуществляют свои функции самостоятельно, но возможно делегирование полномочий государства органам местного самоуправления с передачей необходимых для этого материальных и финансовых средств (глава 8 Конституции РФ).

В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается или самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является постоянно действующее Федеральное Собрание - парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая из палат обладает только ей присущими полномочиями.

37

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми,

политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

36

Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной и правовой. Организационная форма деятельности государственного аппарата носит неправовой характер и направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности, распространение и обмен опытом работы и т.п.

Правовая форма деятельности государственного аппарата носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Она складывается из следующих трех форм деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона “вписаться” в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию новых общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы, уровне правовой защищенности граждан. Отсюда принципы: демократизм, гласность, законность.

38

Сущность политических явлений, как впрочем, и всех остальных, порожденных обществом, коренится в определенной форме общественных отношений. Аналогичного подхода требует и политическая система. Ее сущность образует совокупная связь таких волевых общественных отношений, к которым относится осуществление государственной власти. Понятие “совокупная система” используется потому, что всякая система - это совокупная связь элементов. О волевых отношениях идет речь потому, что политическая система относится к сфере надстройки. А всякая надстройка - это область исключительно волевых отношений. Но эти волевые отношения, составляющие сущность политической системы, всегда связаны с определенными институтами и проявляются как институты подобно тому, как внутреннюю основу экономической системы составляют не вещи, а отношения между людьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.