реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теоретическое обоснование основ создания и деятельности потребительских обществ и их союзов

реферат
предусматривать выделение средств региональных лизинговых фондов для обеспечения организаций потребительской кооперации оборудованием для пищевых и перерабатывающих предприятий, складским и торговым оборудованием, автотранспортом;

- осуществлять меры по межрегиональному вовлечению в оборот закупаемой в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных хозяйствах граждан сельскохозяйственной продукции, гарантированному сбыту ее, обеспечению активного участия организаций потребительской кооперации в проводимых ярмарках и торгах, создании розничной торговой сети по продаже сельскохозяйственных продуктов в городах и промышленных центрах;

- привлекать организации потребительской кооперации к участию в создании оптовых продовольственных рынков, эффективно используя для этих целей их материально-техническую базу и кадры;

- содействовать открытию магазинов "на дому" в отдаленных малонаселенных деревнях и поселках в целях бесперебойного снабжения продуктами питания и товарами повседневного спроса проживающего в них населения;

- содействовать выполнению организациями потребительской кооперации требований Закона РФ"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" об активном участии пайщиков как хозяев потребительских обществ, в управлении ими и контроле за их деятельностью, а также обеспечению информирования пайщиков о работе потребительских обществ через средства массовой информации и кооперативную газету "Российская кооперация";

- содействовать реализации принятых потребительскими обществами и их союзами программ стабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 года, предусматривающих практические меры по расширению заготовительной, производственной и торговой деятельности.

В феврале 2008 года была принята Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года (далее - Концепция). Настоящая Концепция подготовлена с целью сформулировать основные направления деятельности организаций потребительской кооперации до 2015 года для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально-ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета в вопросах социального развития, участия в экономическом развитии Российской Федерации, обеспечении ее безопасности в сфере продовольственного обеспечения.

В Концепции учитывается анализ данных статистического наблюдения развития регионов России, в том числе данных о потребительской кооперации. Реализация Концепции предполагает системность и программный подход: каждое положение (группа положений) Концепции должно быть реализовано в конкретной программе, проекте или совокупности проектов, основанных на анализе исходной ситуации и содержащих систему мер и мероприятий для достижения целей и решения задач, определенных в Концепции.

Таким образом, в Концепции сформулированы основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.

2. Организационное построение потребительской кооперации

Современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой, является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков в товарах, услугах, а также обслуживание экономических интересов объединившихся в ней товаропроизводителей и достижение определенных выгод для ее участников Вахитов К.И. Организационные и уставные основы системы потребительской кооперации. История потребительской кооперации России: Учеб. пособие. - М., 2002.С.123-128..

Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций.

Именно из социально-экономической природы кооперации вытекают особенности создания и развития организационных форм потребительской кооперации. Организационная форма - есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала - одно - организационно-правовая форма - узаконенная форма предприятия как хозяйственного субъекта с правами юридического лица, который, используя закрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги.

Второе -- управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры:

а) внутри потребительского общества;

б) в системе «потребительское общество -- союз»;

в) в системе «союз - союз».

Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие характерные моменты:

- обеспечивает правовую регламентацию хозяйственной деятельности кооперативного предприятия;

- включает данное производство в систему единого экономического пространства;

- организационно закрепляет управление технологическими процессами и людьми;

- определяет систему внутренних и внешних финансовых взаимоотношений участников производственного процесса;

- регламентирует механизм взаимодействия профессионального менеджмента и общественного управления.

В этой связи организационные формы потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей социальную миссию и организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что и определяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночными субъектами.

Потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней систему экономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализации между членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок отношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации и т. д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами.

Современное российское законодательство характеризует потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Следовательно, она включает в себя следующие организационные формы:

- сельскохозяйственные производственные кооперативы, занимающиеся закупкой, переработкой и сбытом сельхозпродукции;

- специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома, гаражи, подсобные хозяйства, капитальное строительство, предоставляют кредиты, оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие услуги;

- потребительские общества, осуществляющие торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность, в том числе и общественное питание;

- потребительские союзы (районный потребительский союз, областной, республиканский, краевой союзы, Центросоюз);

- хозяйственные общества, товарищества на вере, медицинские, образовательные и иные учреждения, а также потребительские общества, которые сами могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на вере.

Системный характер потребительской кооперации дает основание выделить ее основные свойства, которые и составляют содержание хозяйственной и социальной функций организационных форм потребительской кооперации. На сегодняшний день таковыми являются самоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность.

Свойство самоорганизации - это главный способ образования кооперативных формирований любого вида. В основе самоорганизации лежит собственная инициатива и собственные средства людей, которые они добровольно объединяют между собой, чтобы решать свои насущные проблемы. Именно самоорганизация позволяет мобилизовать и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы на территориальном, региональном и национальном уровне для скорейшего решения экономических и социальных задач пайщиков и некооперативного населения.

Свойство системности потребительской кооперации предусматривает, что ее организационные формы (потребительские общества, их союзы) связаны друг с другом определенным образом, в первую очередь, за счет сохранения вертикальных уровней власти и управления, каналов коммуникаций и механизма принятия решений, что дает возможность проанализировать работу различных элементов структуры потребительской кооперации, к примеру, в отношении производства товаров и оказания услуг, совокупной рабочей силы, реализации единой стратегии развития и т.д.

Потребительское общество -- добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов Ст.1. ФЗ "О потребительской кооперации в Российской Федерации",.

В этом определении отражены следующие черты потребительского общества:

-- потребительское общество -- коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства,

-- начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;

-- потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;

-- цель потребительского общества -- его социальная миссия -- удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.

Потребительские общества классифицируются на виды:

а) по территориальному признаку:

-- сельское потребительское общество -- сельпо,

-- городское потребительское общество -- горпо,

-- районное потребительское общество -- райпо

б) по социальному или профессиональному составу членов:

-- рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) -- рабкооп,

-- рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) -- рыбкооп,

-- студенческое потребительское общество -- студпо,

-- ученическое потребительское общество -- учпо.

Потребительские общества -- первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.

Союз потребительских обществ -- это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.

Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.

Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру. Рассмотрим организационную структуру системы потребительской кооперации Петухов В.М. Организационно-уставные вопросы деятельности потребительской кооперации/ В.М. Петухов, В.В. Рыньков. - М.: Экономика, 2002. С.76-78..

В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.

Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).

Второй уровень системы занимают районные союзы потребительских обществ (райпо) -- добровольные объединения потребительских обществ на территории районов.

Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ -- добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.

Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.

Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.