p align="left">§3 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. Под нормальной деятельностью таможенных органов следует понимать их эффективное и бесперебойное функ-ционирование, решение ими своих задач и выполнение возложенных на них функций в благоприятных услови-ях, а также обеспечение реализации всех предусмотрен-ных Таможенным кодексом РФ и другими правовыми актами правил, процедур, технологий, которые связаны с таможенным контролем и применяются в процессе тамо-женной деятельности. Таможенный кодекс РФ содержит двенадцать составов административных правонарушений, посягающих на нор-мальную деятельность таможенных органов -- от непови-новения законному распоряжению или требованию долж-ностного лица таможенного органа до незаконного воз-действия или вмешательства с целью повлиять на принима-емое решение или осуществляемое действие (ст.ст. 437--448 ГК РФ). Остальные нормы главы 63 ТК РФ (ст.ст. 439-454) касаются порядка и особенностей ведения производства по делам об этих правонарушениях, порядка рассмотре-ния этих дел, а также особенностей наложения взыска-ний за совершение таких правонарушений. Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов, являют-ся разновидностью административных правонарушений в сфере таможенного дела. Но их нельзя путать с наруше-ниями таможенных правил, поскольку они таковыми не являются, хотя зачастую им сопутствуют. Объектом этих правонарушений являются не таможенные правила, а деятельность тамо-женных органов по осуществлению контрольно-надзорных функций за соблюдением этих правил. Поэтому законода-тель и выделил эти виды правонарушений в отдельную главу Таможенного кодекса РФ, объединив их по едино-му родовому объекту посягательства. К административным правонарушениям, пося-гающим на нормальную деятельность таможенных орга-нов, относятся: 1. Неповиновение законному распоряжению или тре-бованию должностного лица таможенного органа Россий-ской Федерации (ст. 437 ТК РФ). Данная норма предусматривает ответственность за не-повиновение, т. е. за открытый отказ от исполнения за-конного распоряжения или требования должностного лица таможенного органа при исполнении им служебных обя-занностей, за исключением случаев, предусмотренных ста-тьями 249,255-257, 263-264, 285, 440-446 ТК РФ. Эти статьи Таможенного кодекса РФ содержат ряд самостоя-тельных составов административных правонарушений в сфере таможенного дела, связанных с отказом совершить определенные действия по требованию сотрудников тамо-женных органов (например, ст. 285 ТК РФ -- неисполне-ние банками и иными кредитными учреждениями реше-ний таможенных органов), и являются специальными нормами по отношению к ст. 437 ТК РФ, которая для них является, соответственно общей. Субъективная сторона предусмотренного ст. 437 ТК РФ правонарушения характеризуется умышленной формой вины. А совершение этого правонарушения влечет ответственность в виде штрафа в размере до трехкратного уста-новленного законом размера минимальной месячной оп-латы труда. 2. Оскорбление должностного лица таможенного орга-на, лиц, участвующих в проведении таможенного контро-ля, производстве таможенного оформления, а также про-изводстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, а равно понятых (ст. 438 ТК РФ). Оскорбление -- это унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме, которое может быть выражено устно, письменно или действием (например, не-приличным жестом). Неприличная форма оскорбления проявляется в том, что негативная оценка личности, ко-торой оно нанесено, дается в виде, резко противоречащем общепринятым правилам общения между людьми. Обязательным элементом объективной стороны данно-го правонарушения является причинно-следственная связь между оскорблением должностного лица таможенного органа либо иного лица, указанного в диспозиции ст. 438 ТК РФ, и исполнением этими лицами возложенных на них обязанностей в сфере таможенного дела. Субъектив-ная сторона правонарушения характеризуется умышлен-ной формой вины. Совершение административного правонарушения, пре-дусмотренного ст. 338 ТК РФ влечет наложение штрафа в размере до пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Должностное лицо таможенного органа, выполняющее свои служебные обязанности, является представителем власти согласно определению этого понятия, содержаще-муся в примечании к ст. 318 ТК РФ. В этой связи, за оскорбление должностного лица таможенного органа как представителя власти ответственность по ст. 338 ТК РФ наступает лишь в случае отсутствия в действиях правона-рушителя состава преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). Критерий разграничения преступления и проступка в данном слу-чае заключается в публичном характере оскорбления. Иными словами, в случае публичного оскорбления дол-жностного лица таможенного органа при исполнении им своих служебных обязанностей виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 319 УК РФ. Причем публичным оскорблением признается умышлен-ное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме в присутствии хотя бы одного по-стороннего (помимо виновного и потерпевшего) лица. 3. Угроза совершения насильственных действий в от-ношении должностного лица таможенного органа, лиц, участвующих в проведении таможенного контроля, про-изводстве таможенного оформления, а также в производ-стве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении, а равно понятых (ст. 439 ТК РФ). Это правонарушение влечет наложение взыскания в виде штрафа в размере до пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, либо в виде исправительных работ на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработ-ка, либо в виде административного ареста на срок до пят-надцати суток. Объективная сторона данного правонарушения выра-жается в угрозе, т. е. в выраженном вовне намерении либо обещании (устно, письменно, по телефону, жестами и ины-ми способами), нанесения легких телесных повреждений, побоев или совершения иных насильственных действий в отношении должностного лица таможенного органа в связи с исполнением им своих служебных обязанностей, а так-же в отношении лиц, участвующих в процессуальных и иных действиях должностных лиц таможенных органов, исполняющих свои обязанности (экспертов, специалистов, переводчиков, понятых и пр.), с целью, как правило, за-пугивания указанных лиц и отказа их от исполнения воз-ложенных на них обязанностей. Причем обязательный элемент объективной стороны данного правонарушения -- наличие причинно-следственной связи между угрозой на-силия в отношении кого-либо из указанных лиц и испол-нением этими лицами возложенных на них обязанностей в сфере таможенного дела. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины. Угроза применения насилия, опасного для жизни и здо-ровья, либо угроза причинения тяжкого или средней тя-жести вреда здоровью находящегося при исполнении сво-их служебных обязанностей должностного лица таможенного органа образуют состав преступления, предусмотрен-ного ст. 318 УК РФ (угроза применения насилия в отноше-нии представителя власти). 4. Отказ лица, привлекаемого к ответственности за на-рушение таможенных правил, от выдачи или непредстав-ление им товаров, документов, иных предметов и сведе-ний, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения (ст. 440 ТК РФ). С объективной стороны правонарушение проявляется: 1) как в действии, представляющем собой открытое за-явление в устной либо письменной форме о нежелании выдачи (т. е. отказ от выдачи) должностному лицу тамо-женного органа либо действующему по его поручению ре-визору или специалисту товаров, документов, иных пред-метов и сведений, необходимых для производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, 2) так и в бездействии, представляющем собой непред-ставление в установленный срок без уважительных при-чин должностному лицу таможенного органа или лицу, действующему по его поручению, указанных выше това-ров, документов и сведений. Субъектом данного правонарушения может быть либо физическое лицо, привлекаемое к ответственности за на-рушение таможенных правил, либо должностное лицо предприятия, учреждения, организации, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении тамо-женных правил. А субъективная сторона правонаруше-ния характеризуется умышленной формой вины. Ответственность за совершение деяний, предусмотрен-ных статьей 440 ТК РФ, установлена в виде предупрежде-ния либо штрафа в размере до пятикратного установлен-ного законом размера минимальной месячной оплаты тру-да. Причем помимо этого штрафа за каждый день про-срочки в представлении товаров, документов, иных пред-метов и сведений с виновного в этом взыскивается пеня в размере половины установленного законом размера ми-нимальной месячной оплаты труда, начиная со дня исте-чения установленного срока. 5. Отказ иных лиц от выдачи или непредставление ими товаров, документов, иных предметов и сведений, необ-ходимых для производства по делу о нарушении тамо-женных правил или его рассмотрения (ст. 441 ТК РФ). В отличие от ст. 440 ТК РФ, субъектом данного право-нарушения может быть любое иное физическое или дол-жностное лицо, чем лицо, привлекаемое к ответственнос-ти за нарушение таможенных правил. И ответственность за него предусмотрена в виде предупреждения или штра-фа в размере до трехкратного установленного законом раз-мера минимальной месячной оплаты труда. 6. Отказ или уклонение свидетеля от дачи объяснений (ст. 442 ТК РФ). Эта статья предусматривает возможность привлечения к административной ответственности свидетеля по делу о нарушении таможенных правил в случае его отказа или уклонения от дачи необходимых объяснений об извест-ных ему обстоятельствах рассматриваемого дела. Ответственность свидетеля в виде предупреждения либо штрафа в размере однократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда наступает во всех случаях его отказа или уклонения от дачи объяс-нений по делу о нарушении таможенных правил, за ис-ключением прямо перечисленных в диспозиции статьи 442 ТК РФ -- случаев свидетельствования против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен законом (а таковыми являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка и внуки). 7. Воспрепятствование проведению ревизии, провер-ки, инвентаризации либо отказ от их проведения (ст. 443 ТК РФ). Субъектами данного правонарушения являются должно-стные лица предприятий, учреждений или организаций, в отношении которых по решению таможенного органа должна быть проведена ревизия, проверка или инвента-ризация, а также лица, занимающиеся предприниматель-ской деятельностью без образования юридического лица, деятельность которых подлежит такой ревизии, проверке или инвентаризации. Воспрепятствование может выражаться как в действи-ях, так и в активном бездействии, затрудняющем возмож-ность проведения назначенной таможенным органом про-верке, ревизии или инвентаризации. Отказ же представ-ляет собой открытое заявление указанных субъектов о нежелании проведения ими по решению таможенного орга-на ревизии, проверки или инвентаризации и может вы-ражаться как в устной, так и в письменной форме. Совершение подобных деяний влечет за собой наложе-ние на виновных лиц взыскания в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до трехкратного уста-новленного законом размера минимальной месячной оп-латы труда. 8. Отказ или уклонение эксперта от дачи заключения, переводчика - от участия в производстве по делу о нару-шении таможенных правил или его рассмотрении, а спе-циалиста, кроме того, - и от участия в проведении тамо-женного контроля или производстве таможенного оформ-ления (ст. 444 ТК РФ). Эти деяния влекут наложение на виновных лиц взыс-каний в виде предупреждения или штрафа в размере до одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, за исключением случаев их со-вершения по уважительным причинам, например, при недостаточном объеме специальных познаний или прак-тических навыков (т. е. некомпетентности), болезни и т. п. Такими причинами могут быть также наличие прямой или косвенной заинтересованности лица в исходе дела и иные указанные в ст. 318 ТК РФ обстоятельства. 9. Отказ или уклонение должностного лица предприя-тия, учреждения, организации от выполнения постановле-ния или поручения о проведении экспертизы либо требова-ния о вызове специалиста или переводчика (ст. 445 ТК РФ). Наличие ответственности за подобного рода деяния как и в предыдущем случае (ст. 444 ТК РФ) направлено на обеспечение нормального функционирования таможенных органов, когда для этого требуются некие специальные познания (например, в области иностранных языков), каковыми не обладают сотрудники таможенных органов. Ответственность предусмотрена в виде предупреждения или штрафа до двукратного размера минимальной ме-сячной оплаты труда. А ее субъектами могут быть долж-ностные лица предприятий, учреждений или организа-ций, которым направлено постановление или поручение таможенного органа проведении экспертизы либо требо-вание о вызове необходимого специалиста или переводчика и по вине которых это постановление, поручение или требование выполнено не было.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|