Сущность прокурорского надзора
Реферат по дисциплине «Прокурорский надзор» тема «Сущность прокурорского надзора» Понятие отрасли прокурорского надзора Отрасль прокурорского надзора - это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления. Законодатель выделяет 4 отрасли прокурорского надзора, а именно: 1. Надзор за исполнением законов Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Тради-ционно данная отрасль именовалась «общим надзором». Предмет надзора в отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст. 21 За-кона о прокуратуре и включает в себя следующее: Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени-ем законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительны-ми органами государственной власти субъектов РФ, органа-ми местного самоуправления, органами военного управле-ния, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и не-коммерческих организаций. Надзор за соответствием законам правовых актов, из-даваемых (принимаемых) перечисленными выше органами. Как известно, на территории Российской Федерации дей-ствуют федеральные законы, законы субъектов РФ (консти-туции, уставы, законы), законы муниципальных образований (уставы), в связи с этим возникает вопрос, за исполне-нием всех ли законов, действующих на территории Россий-ской Федерации, осуществляют надзор прокуроры или только за исполнением федеральных законов. Из анализа смыслового содержания ст. 21 Закона можно прийти к выво-ду, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих феде-ральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов). В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Феде-рального Собрания РФ -- Государственной Думой и Сове-том Федерации. Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением дву-сторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (под-писанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законо-дательство должно соответствовать международному зако-нодательству. Особенность прокурорского надзора за исполнением зако-нов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого дру-гими государственными органами, выражается в том, что ос-нованием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия. В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за ис-полнением законов является наиболее широкой и многогран-ной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятель-ность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные су-дом. По числу и разнообразию органов, за исполнением зако-нов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) был учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами предста-вительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, обществен-ными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирую-щем прокурорский надзор, применительно к задачам, сто-ящим перед обществом и государством на определенных эта-пах их развития. Так, в ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и над-зор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, за-щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняе-мых законом интересов общества и государства. В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществ-лении надзора за исполнением законов состоят: * в обязательном вмешательстве прокурора в связи с по-ступившей информацией о нарушении законов путем при-нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств; наиболее полном использовании возможностей проку-рорского надзора за исполнением законов в предупрежде-нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений; активизации и совершенствовании деятельности орга-нов государственного контроля и правоохранительных орга-нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под-чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях; более активном проведении в жизнь принципа неотвра-тимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ-ственности правонарушителей вне зависимости от их долж-ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны; доведении до населения и общественности через ра-дио, телевидение, периодическую печать информации о ра-боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку-рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах; выявлении пробелов (дефектов) действующего законо-дательства, потребностей в нормативном регулировании об-щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста-вительные (законодательные) органы и органы, обладаю-щие правом законодательной инициативы. При этом ниже-стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров; повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей-ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по-требности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических меро-приятий. В данной отрасли прокурорского надзора ведутся следующие направления: * надзор за исполнением: законодательства о политичес-ких правах и свободах граждан; законодательства о граж-данстве; законодательства о беженцах и вынужденных пере-селенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдению правил техники безопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жи-лищного законодательства; законодательства о приватиза-ции жилищного фонда; законодательства о защите прав по-требителей; законодательства об охране окружающей природной среды; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законода-тельства о льготах; законодательства о борьбе с наркомани-ей; законодательства о несовершеннолетних; законодатель-ства об обращениях граждан (социальная сфера); надзор за исполнением: законодательства о собствен-ности; законодательства о предпринимательстве; законода-тельства о приватизации государственных и муниципаль-ных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного (зе-мельного) законодательства; инвестиционного законода-тельства; законодательства об аренде; дорожно-транспорт-ного законодательства (экономическая сфера); надзор за исполнением: законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных ситуациях или положе-нии (оборонная сфера); надзор за исполнением: законодательства о внешнеэко-номической деятельности; таможенного законодательства (внешнеэкономическая сфера); надзор за законностью: привлечения физических, дол-жностных и юридических лиц к административной ответ-ственности; применения мер административного пресече-ния и предупреждения; содержания под стражей лиц, совершивших административные правонарушения (административно - юрисдикционная сфера). Таким образом, выделяется более тридцати направлений прокурорского надзора за исполнением зако-нов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров. Что касается прокурорского надзора за законностью пра-вовых актов, то здесь необходимо выделить такие направле-ния, как надзор за законностью правовых актов, издавае-мых: органами представительной и исполнительной власти, включая и органы местного самоуправления; федеральными министерствами и ведомствами; органами контроля; мини-стерствами и ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; предприятиями, учреждениями, орга-низациями; общественными организациями. Выделение направлений прокурорского надзора за ис-полнением законов позволяет лучше организовать работу прокуратуры, закрепить надзор по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выявлен-ных нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а также составление статистических отчетов. 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда де-лали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем са-мым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о за-щите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную де-ятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал про-курор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор -- его в первую оче-редь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, проку-рор принимает предусмотренные законом меры к восста-новлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий ре-ального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением проку-рорской деятельности на современном этапе. Включение в разд. III Закона о прокуратуре специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуаль-ности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой -- о повышении роли прокуратуры как органа над-зора в обеспечении этих прав и свобод. Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными феде-ральными органами исполнительной власти, представи-тельными (законодательными) и исполнительными органа-ми субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их дол-жностными лицами, а также органами управления и руко-водителями коммерческих и некоммерческих организаций. При поступлении сведе-ний о нарушении прав и свобод человека и гражданина про-курор вправе провести проверку или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприя-тии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией на все без исключения органы. Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина -- это достижение та-кого положения, когда эти права и свободы реально соблю-даются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государ-ственных органов, в том числе и органов прокуратуры. Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведом-ственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Надзорные мероприятия в первую очередь должны про-водиться в тех государственных органах, на которые возло-жено осуществление контроля за соблюдением прав и сво-бод человека и гражданина, так как от того, как применяют эти органы и их должностные лица предоставленные им полномочия и исполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит состояние обеспечения этих прав и сво-бод. Однако, осуществляя надзор за исполнением законов этими органами, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленной ему компетенции, не допуская вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность названных органов и не подменяя их.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|