реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сущность прокурорского надзора

реферат

Сущность прокурорского надзора

Реферат

по дисциплине «Прокурорский надзор»

тема «Сущность прокурорского надзора»

Понятие отрасли прокурорского надзора

Отрасль прокурорского надзора - это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.

Законодатель выделяет 4 отрасли прокурорского надзора, а именно:

1. Надзор за исполнением законов

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Тради-ционно данная отрасль именовалась «общим надзором».

Предмет надзора в отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст. 21 За-кона о прокуратуре и включает в себя следующее:

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени-ем законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительны-ми органами государственной власти субъектов РФ, органа-ми местного самоуправления, органами военного управле-ния, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и не-коммерческих организаций.

Надзор за соответствием законам правовых актов, из-даваемых (принимаемых) перечисленными выше органами.

Как известно, на территории Российской Федерации дей-ствуют федеральные законы, законы субъектов РФ (консти-туции, уставы, законы), законы муниципальных образований (уставы), в связи с этим возникает вопрос, за исполне-нием всех ли законов, действующих на территории Россий-ской Федерации, осуществляют надзор прокуроры или только за исполнением федеральных законов. Из анализа смыслового содержания ст. 21 Закона можно прийти к выво-ду, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих феде-ральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов).

В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Феде-рального Собрания РФ -- Государственной Думой и Сове-том Федерации.

Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением дву-сторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (под-писанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законо-дательство должно соответствовать международному зако-нодательству.

Особенность прокурорского надзора за исполнением зако-нов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого дру-гими государственными органами, выражается в том, что ос-нованием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за ис-полнением законов является наиболее широкой и многогран-ной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятель-ность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные су-дом. По числу и разнообразию органов, за исполнением зако-нов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) был учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами предста-вительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, обществен-ными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирую-щем прокурорский надзор, применительно к задачам, сто-ящим перед обществом и государством на определенных эта-пах их развития. Так, в ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и над-зор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, за-щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняе-мых законом интересов общества и государства.

В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществ-лении надзора за исполнением законов состоят:

* в обязательном вмешательстве прокурора в связи с по-ступившей информацией о нарушении законов путем при-нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

наиболее полном использовании возможностей проку-рорского надзора за исполнением законов в предупрежде-нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

активизации и совершенствовании деятельности орга-нов государственного контроля и правоохранительных орга-нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под-чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

более активном проведении в жизнь принципа неотвра-тимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ-ственности правонарушителей вне зависимости от их долж-ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;

доведении до населения и общественности через ра-дио, телевидение, периодическую печать информации о ра-боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку-рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

выявлении пробелов (дефектов) действующего законо-дательства, потребностей в нормативном регулировании об-щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста-вительные (законодательные) органы и органы, обладаю-щие правом законодательной инициативы. При этом ниже-стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей-ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по-требности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических меро-приятий.

В данной отрасли прокурорского надзора ведутся следующие направления:

* надзор за исполнением: законодательства о политичес-ких правах и свободах граждан; законодательства о граж-данстве; законодательства о беженцах и вынужденных пере-селенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдению правил техники безопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жи-лищного законодательства; законодательства о приватиза-ции жилищного фонда; законодательства о защите прав по-требителей; законодательства об охране окружающей природной среды; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законода-тельства о льготах; законодательства о борьбе с наркомани-ей; законодательства о несовершеннолетних; законодатель-ства об обращениях граждан (социальная сфера);

надзор за исполнением: законодательства о собствен-ности; законодательства о предпринимательстве; законода-тельства о приватизации государственных и муниципаль-ных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного (зе-мельного) законодательства; инвестиционного законода-тельства; законодательства об аренде; дорожно-транспорт-ного законодательства (экономическая сфера);

надзор за исполнением: законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных ситуациях или положе-нии (оборонная сфера);

надзор за исполнением: законодательства о внешнеэко-номической деятельности; таможенного законодательства (внешнеэкономическая сфера);

надзор за законностью: привлечения физических, дол-жностных и юридических лиц к административной ответ-ственности; применения мер административного пресече-ния и предупреждения; содержания под стражей лиц, совершивших административные правонарушения (административно - юрисдикционная сфера).

Таким образом, выделяется более тридцати направлений прокурорского надзора за исполнением зако-нов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров.

Что касается прокурорского надзора за законностью пра-вовых актов, то здесь необходимо выделить такие направле-ния, как надзор за законностью правовых актов, издавае-мых: органами представительной и исполнительной власти, включая и органы местного самоуправления; федеральными министерствами и ведомствами; органами контроля; мини-стерствами и ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; предприятиями, учреждениями, орга-низациями; общественными организациями.

Выделение направлений прокурорского надзора за ис-полнением законов позволяет лучше организовать работу прокуратуры, закрепить надзор по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выявлен-ных нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а также составление статистических отчетов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда де-лали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем са-мым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о за-щите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную де-ятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал про-курор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор -- его в первую оче-редь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, проку-рор принимает предусмотренные законом меры к восста-новлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий ре-ального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением проку-рорской деятельности на современном этапе. Включение в разд. III Закона о прокуратуре специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуаль-ности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой -- о повышении роли прокуратуры как органа над-зора в обеспечении этих прав и свобод.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными феде-ральными органами исполнительной власти, представи-тельными (законодательными) и исполнительными органа-ми субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их дол-жностными лицами, а также органами управления и руко-водителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При поступлении сведе-ний о нарушении прав и свобод человека и гражданина про-курор вправе провести проверку или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприя-тии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией на все без исключения органы.

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина -- это достижение та-кого положения, когда эти права и свободы реально соблю-даются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государ-ственных органов, в том числе и органов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации.

Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведом-ственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.

Надзорные мероприятия в первую очередь должны про-водиться в тех государственных органах, на которые возло-жено осуществление контроля за соблюдением прав и сво-бод человека и гражданина, так как от того, как применяют эти органы и их должностные лица предоставленные им полномочия и исполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит состояние обеспечения этих прав и сво-бод. Однако, осуществляя надзор за исполнением законов этими органами, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленной ему компетенции, не допуская вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность названных органов и не подменяя их.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.