реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Судебная власть в Российской Федерации

реферат
p align="left">Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной .системы важное значение имеют также положения ст. 125--127 Кон-ституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституци-онность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено не-сколько иное место. У них есть, как будет показано ниже, свои под-системы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, они осуществляют судебный надзор за их деятельнос-тью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики. Структура судебной системы в целом определяется предписа-ниями не только Конституции РФ, но и неоднократно упоминавше-гося выше Закона о судебной системе, а также ряда других законо-дательных актов: Закона о судоустройстве, Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.1981 (ред. от 20.08.2004) // Ведомости ВС РСФСР, 1981, № 28, ст. 976, СЗ РФ от 23.08.2004, № 34, ст. 3528. Закона об арбитражных судах. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (с изм. от 25.03.2004) // СЗ РФ от 01.05.1995, № 18, ст. 1589, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1111. Закона о военных судах, Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от 28.06.1999, № 26, ст. 3170.\ Закона о мировых судьях. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 21.12.1998, № 51, ст. 6270, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15, ст. 1278. Из приведенных конституционных положений и положений на-званных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода: во-первых, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными, на это. На них же возлага-ется выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "су-дебный" (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебная палата по ин-формационным спорам, Судебный департамент, суд чести, товари-щеский суд), не относятся к числу органов судебной власти, реали-зующих указанные выше полномочия -- правосудие, конституцион-ный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д. Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что в ч. 2 ст. 4 Закона о судебной сис-теме совершенно обоснованно и недвусмысленно сказано, что "в Рос-сийской Федерации действуют федеральные суды, конституцион-ные (уставные) суды. и мировые судьи субъектов Российской Феде-рации, составляющие судебную систему Российской Федерации". Предпринимаемые кое-кем в наши дни попыт-ки доказывать, что в судебную систему входят также "учреждения, непосредственно обеспечивающие деятельность судов", не имеют никаких, в том числе юридических, оснований. Навязывание такого подхода может привести в конечном счете к тому, что в состав су-дебном системы начнут включать, скажем, судебных приставов, орга-низации, ремонтирующие помещения судов, снабжающие их канц-товарами, автотранспортом; во-вторых, что суды в Российской Федерации подразделя-ются на два вида -- суды федеральные и суды субъектов Российс-кой Федерации; в-третьих, что всю совокупность федеральных судов следо-вало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них вхо-дит Конституционный Суд РФ, в другую -- Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет су-дебный надзор, а в третью -- Высший Арбитражный Суд РФ и под-надзорные ему суды. Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они имену-ются судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются прежде всего верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды. В веде-ние этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют "общи-ми", "гражданскими", "гражданскими (общими)" или "общими (гражданскими)" судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они "осу-ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба" (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды со-стоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, а также Военной коллегии -- одного из основных подразделе-ний Верховного Суда РФ. Закон допускает возможность образования в системе судов об-щей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о со-здании конкретных судов такого рода пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий. В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ арбитраж-ные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды рес-публик, краев, областей, городов федерального значения, автоном-ной области и автономных округов) и федеральные арбитражные суды округов. Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда -- свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федераль-ными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Законом о судебной системе предусмотрена возможность обра-зования судов субъектов Российской Федерации. К ним отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Феде-рации и мировые судьи. Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. Ранее, после проведения судебной реформы в 1922--1924 гг., она выг-лядела значительно проще: в нее входили только гражданские (об-щие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Вер-ховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 г. -- арбитражных судов. 28 декабря 1991 г. издано Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", на основании которого эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Соответственно Военная кол-легия Верховного Суда СССР стала одним из основных подразделе-ний Верховного Суда РФ. Наконец, 31 декабря 1996 г. Законом о су-дебной системе непосредственно санкционировано образование назван-ных выше судов субъектов Российской Федерации. Другими слова-ми, нынешний вид российская судебная система приобрела с 1 янва-ря 1997 г. Сложившуюся к настоящему времени российскую судебную си-стему можно изобразить так, как это сделано ниже (см. Схему 1). При усвоении материала об устройстве судебных систем вооб-ще, а не только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся преж-де всего понятия "звено судебной системы" и "судебная инстанция".

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. С учетом этого гражданские суды общей юрис-дикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

основное звено -- районные суды;

среднее звено -- верховные суды республик, краевые и обла-стные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

высшее звено -- Верховный Суд РФ.

Подобным образом организованы и военные суды:

основное звено -- гарнизонные военные суды;

среднее звено -- окружные (флотские) военные суды;

высшее звено -- Военная коллегия Верховного суда РФ. С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбит-ражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее

состав входят:

основное звено -- арбитражные суды субъектов Российской Федерации;

апелляционное звено - апелляционные суды округов

среднее звено -- федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

высшее звено -- Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды субъектов Российской Федерации, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (под-систем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреж-даемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или вза-имоподчиненными органами.

Вся судебная система Российской Федерации -- единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее: "Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи-вается путем: установления судебной системы Российской Федерации Консти-туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным консти-туционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, об-щепризнанных принципов и норм международного права и между-народных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Рос-сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в закон-ную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из фе-дерального бюджета".Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок пред-полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государ-ственных органов или должностных лиц, а путем принятия федераль-ных законов или законов субъектов Федерации. Коротко порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную систему, можно было бы изложить следующим образом:

высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов-ный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на осно-вании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены толь-ко путем внесения поправок в нее;

все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;

суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюде-нием требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов Федерации.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное под-разделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судеб-ную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу). Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам -- это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступле-ния, а в случае признания виновным -- и о применении или непри-менении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юри-дических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, кото-рые более или менее четко определены в законе. Исключение состав-ляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции. Содержание и пределы компетенции всех судов первой инстан-ции устанавливаются действующим. Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при-зван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в закон-ную силу. В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной инстанции возложена законами от 7 августа 2000 г. на районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями. В арбитражных судах такую функцию после принятия 28 апреля 1995 г. Закона об арбитражных судах осуществляют арбитражные суды субъектов Федерации в отношении решений, вынесенных эти-ми же судами по первой инстанции. Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель-ство) представляет собою полное или частичное повторное рассмот-рение дела с возможным непосредственным исследованием всех до-казательств, которое может завершиться постановлением нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданскому делу. В системе судов общей юрисдикции (гражданских и военных) в качестве кассационных инстанций могут выступать все суды, кро-ме районных и гарнизонных военных судов, а точнее -- судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ. На эти инстанции возлагается проверка законности, обоснованности и спра-ведливости не вступивших в законную силу всех приговоров (в том числе апелляционных) и большинства иных судебных решений, включая апелляционные. В отношении приговоров, вынесенных с участи-ем присяжных заседателей, инстанцией такого рода является *кас-сационная палата, образуемая в составе Судебной коллегии по уго-ловным делам Верховного Суда РФ. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов. Производство в кассационной инстанции, в отличие от произ-водства в апелляционной инстанции, не является повторным рассмот-рением дела, завершающимся постановлением нового приговора или решения по гражданскому делу. Решение кассационной инстанции (кассационное определение) не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допу-щенную в нем нижестоящим судом ошибку. Широкое признание получил термин "надзорная инстанция". В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а так-же судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ, а в системе арбитраж-ных судов -- Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Основ-ная задача этих инстанций -- проверка законности и обоснованнос-ти всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с соблюдением особого порядка производства -- надзорного. Вышестоящей инстанцией или вышестоящим судом обычно называют суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе, "суды, рассматривающие дела в апелляционном или касса-ционном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ра-нее решения по делу".Пользуются также весьма созвучным термином "высшая судеб-ная инстанция". Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иног-да -- и Конституционного Суда РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.