Субъекты и юридические формы использования земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь
7 СУБЪЕКТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Земельная реформа, проводимая в Республике Беларусь, предполагает изменение сложившихся организационных, экономических и правовых отношений. Задачи земельной реформы: перераспределение земель в целях создания усло-вий равноправного развития различных форм хозяйствова-ния на земле, формирование многоукладной экономики в аграрном секторе, достижение стабильного производства сельскохозяйственной продукции; передача вопросов регулирования земельных отно-шений Советам депутатов, их исполнительным и распоря-дительным, а также специально созданным органам; инвентаризация земель и создание земельного запа-са для наделения земельными участками юридических и физических лиц; всемерное развитие фермерства, расширение лич-ных подсобных хозяйств, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального строительства; преобразование неэффективно работающих колхо-зов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств и ряд других. В соответствии со ст. 96 Кодекса о земле земли сель-скохозяйственного назначения предоставляются: колхозам, совхозам, межхозяйственным сельскохо-зяйственным предприятиям и организациям независимо от форм собственности, сельскохозяйственным кооперативам, другим субъектам, осуществляющим сельскохозяйствен-ную деятельность, - для ведения товарного сельского хо-зяйства; гражданам Республики Беларусь - для ведения кре-стьянского (фермерского) хозяйства, огородничества и под служебные наделы; научно-исследовательским институтам, учебным за-ведениям - для исследовательских, учебных целей и для ведения сельского хозяйства; несельскохозяйственным предприятиям и организа-циям, религиозным организациям - для ведения подсобно-го сельского хозяйства. В случаях, предусмотренных законодательством Рес-публики Беларусь, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для ведения сельского хозяйст-ва и иным юридическим и физическим лицам. До принятия Кодекса о земле 1990 г. структура сель-скохозяйственного производства в Республике Беларусь, как и в бывшем СССР в целом, представляла собой в ос-новном крупные сельскохозяйственные предприятия (кол-хозы). Часть земель сельскохозяйственного назначения граждане использовали для ведения подсобного хозяйства, развивалось коллективное садоводство и огородничество, подсобные сельские хозяйства были созданы у значитель-ного числа промышленных предприятий. Предпочтение отдавалось общественным, коллективным формам земле-пользования, что соответствовало экономическим и соци-альным основам государственного и общественного строя. Субъекты общественной формы землепользования (колхо-зы) являлись основными производителями сельскохозяйст-венной продукции. В состав земель сельскохозяйственного назначения входил и приусадебный фонд в населенных пунктах, за счет которого колхозники, рабочие и служащие колхозов, другие граждане, проживающие в сельской местности, на-делялись земельными участками для ведения личного под-собного хозяйства, садоводства и огородничества, для ин-дивидуального жилищного строительства. Действующее законодательство по-новому регламен-тирует круг субъектов права сельскохозяйственного зем-лепользования. Развиваются различные формы аграрного предпринимательства, в том числе и связанные с исполь-зованием земель для разнообразных сельскохозяйствен-ных целей. Земли сельскохозяйственного назначения пре-доставляются хозяйственным обществам и товарищест-вам, производственным кооперативам, унитарным пред-приятиям. Производителями товарной сельскохозяйственной про-дукции являются и крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые как членами колхозов и других сельскохозяй-ственных кооперативов, работниками сельскохозяйственных предприятий, пожелавшими выйти из их состава, так и горожанами. В последние годы на базе колхозов и совхозов создают-ся новые организационно-хозяйственные формы сельскохо-зяйственного производства, т.е. закрепленные в законода-тельстве и наделенные правосубъектностью самостоятель-ные формы хозяйствования в виде предприятия - юридиче-ского лица либо иной предпринимательской структуры без прав юридического лица, но с четко очерченной граждан-ской правосубъектностью. Процесс реорганизации колхозов и совхозов в новые формы хозяйствования проведен в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. утверждено специальное положение о реорганизации колхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий1. В Российской Феде-рации проведена приватизация земель сельскохозяйствен-ного назначения, и они переданы в собственность юриди-ческих и физических лиц. Земли сельскохозяйственных предприятий были переданы членам коллектива предпри-ятий на правах общей (совместной или долевой) собствен-ности. Таким образом, появилось право собственности граждан и юридических лиц не на отдельные земельные участки, а на так называемые земельные доли. Между сель-скохозяйственным предприятием как юридическим лицом и коллективом предприятий в земельно-правовых отноше-ниях образовался разрыв, в нормах права появилась колли-зия прав сельскохозяйственного предприятия на исполь-зуемые земли и права граждан. На основании Указа Прези-дента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реали-зации конституционных прав граждан на землю»2 были предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в различных формах; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предусмотрено право местных орга-нов власти выкупать у крестьян земельные доли для пере-продажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяй-ственное производство. В сфере частной собственности на землю и средства производства на селе в Российской Федерации существует множество организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства: а) коммерческие организации; б) некоммерческие предприятия; в) подсобные сельские хозяйства промышленных пред-приятий; г) крестьянские (фермерские) хозяйства; д) личные подсобные хозяйства граждан. Земельный кодекс Российской Федерации предусмотрел, что земли сельскохозяйственного назна-чения могут использоваться для ведения сельскохозяйст-венного производства, создания защитных насаждений, на-учно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, также казачь-ими обществами, опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразде-лениями научно-исследовательских организаций, образова-тельных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восто-ка Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. В ходе реформирования сельского хозяйства Республи-ки Беларусь идет процесс реорганизации колхозов и совхо-зов, создаются сельскохозяйственные кооперативы, ассо-циации, хозяйственные общества, ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Часть го-сударственных сельскохозяйственных предприятий продолжает сохранять свой статус (научно-исследовательские и другие сельскохозяйственные учреждения, опытные хо-зяйства, экспериментальные базы и иные хозяйства, на землях которых проводятся долголетние опыты, ведутся научные исследования). Несельскохозяйственные предприятия и организации, религиозные организации также могут вести подсобное хо-зяйство на выделенных им земельных участках. Значительное место в числе субъектов права собствен-ности, землевладения и землепользования на землях сель-скохозяйственного назначения занимали кооперативы гра-ждан. В настоящее время земельные участки членов садо-водческих товариществ, земельные участки общего пользо-вания садоводческих товариществ, предоставленные для ведения коллективного садоводства и дачного строительст-ва, а также земельные участки, предоставленные для дачно-го строительства, не относятся к землям сельскохозяйст-венного назначения. Согласно ст. 7 Кодекса о земле 1990 г., земля закрепля-лась за колхозами, совхозами, другими государственными, кооперативными, общественными предприятиями и орга-низациями, религиозными организациями на праве владе-ния. Указанные предприятия и организации могли допол-нительно арендовать земельные участки, использование которых осуществлялось на праве пользования. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия и организации могли временно использовать участки для сенокошения и выпаса скота, других нужд из земель государственного лесного фонда, запаса, других земель государственного фонда. Временное пользование землей (в том числе на условиях аренды) оформлялось договором с последующей выдачей удостоверения на право временного пользования землей. Действующий Кодекс о земле в ст. 99 закрепил положе-ние о предоставлении сельскохозяйственным предприятиям и организациям земельных участков в постоянное пользо-вание для ведения товарного сельского хозяйства. Указан-ные предприятия и организации могут дополнительно арендовать земельные участки. На сельскохозяйственных землепользователей возло-жены обязанности по организации эффективного земледелия, сельскохозяйственного производства в целом, повы-шению плодородия почв и рациональному использованию земель; внедрению наиболее эффективных систем земледе-лия, экономически выгодному сочетанию отраслей хозяй-ства, освоению земель; развитию орошения, улучшению лугов и пастбищ, производству известкования и гипсования почв. Они обязаны принимать меры против эрозии почв, заболачивания и засорения земель, осуществлять посадку полезащитных лесонасаждений, облесение и закрепление песков, оврагов и крутых склонов, не допускать загрязне-ния почв; очищать сельскохозяйственные угодья от камней, мелколесья и кустарников, вести борьбу с сорняками, вре-дителями и болезнями сельскохозяйственных растений. Право землепользования сельскохозяйственных пред-приятий в различных их организационно-правовых формах неразрывно связано с институтами общей части земельного права, в первую очередь с институтом права землепользо-вания. Нормы этого института образуют базис правового регулирования земельных отношений с участием этих субъектов. Право землепользования сельскохозяйственных предприятий имеет общие черты с любым видом земле-пользования. Правосубъектность сельскохозяйственных предприятий как участников земельных отношений - самая широкая, так как они могут заниматься как сельскохозяйст-венным производством, так и переработкой продукции, ее хранением, транспортировкой, создавать производства по выпуску строительных материалов, удобрений и использо-вать земли для другой, не запрещенной законодательством деятельности. Правовой режим земель сельскохозяйственного назна-чения имеет некоторые различия, определяемые конкрет-ным хозяйственным назначением земельных участков и принадлежностью земель тем или иным субъектам права землепользования. Так, разнятся права и обязанности, на-пример, колхозов и учебных и научно-исследовательских сельскохозяйственных предприятий и права граждан. Коллективное ведение хозяйства на земле в форме кол-хозов является для Республики Беларусь преимуществен-ным. Правовой режим земель, находящихся в пользовании колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, имеет свои особенности. Колхоз (сельскохозяйственный производственный коо-ператив) является коммерческой организацией, созданной гражданами на основе добровольного членства для совме-стной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запре-щенной законодательством деятельности. В силу ст. 7 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного произ-водственного кооператива), утвержденного Указом Прези-дента Республики Беларусь № 49 от 2 февраля 2001 г., с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 15.07.2002 г. № 491, колхоз по своему усмотре-нию осуществляет принадлежащие ему гражданские и иные предоставленные законодательством права, в том числе действует на условиях полной хозяйственной само-стоятельности и самоуправления, хозрасчета и самооку-паемости. Основными задачами колхоза является предпринима-тельская деятельность, направленная на обеспечение рес-публики продуктами питания, иными товарами, сельскохо-зяйственным сырьем, а также создание условий для эконо-мического развития колхоза и получения прибыли. Землепользование колхозов осуществляется на земле, которая является собственностью государства. Государство устанавливает правовой режим всех категорий земель, в том числе и находящихся у колхозов и других кооперати-вов. Колхоз является производственным кооперативом. В то же время земля не передается в его собственность. В соответствии с направлениями своей деятельности колхозы могут использовать землю как для нужд сельско-хозяйственного производства, так и для иных целей (на-пример, для выращивания лекарственных растений). Для реализации своих задач колхоз может создавать предпри-ятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и иные. Колхозы и другие сельскохозяйственные кооперативы используют большую часть земель на праве постоянного пользования.
Страницы: 1, 2
|