p align="left">Для реализации прав и свобод человека необходимо, конечно, чтобы личность сама желала этого и, кроме того, имела определенный уровень правового воспитания и правовой культуры. Поэтому в формировании надлежащего правового сознания у каждого гражданина важную роль играет государство. 3.3 Судебная защита прав и свобод Основной юридической гарантией прав и свобод человека является судебная защита. Судебная власть осуществляется благодаря конституционному, гражданскому, административному и уголовному судопроизводству. Объектом обжалования в суде могут быть решения, действия или бездеятельность, из-за которых произошло нарушение прав и свобод граждан или созданы препятствия для их осуществления, либо на гражданина возложены какие-то непредусмотренный законом обязанности, либо гражданин был незаконно привлечен в какой-либо ответственности. В Украине, в соответствии с Конституцией, судебную защиту прав и свобод осуществляет система судов общей юрисдикции и специализированные суды (ст.125 Конституции Украины), а также Конституционный Суд Украины (ст.42 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.1996г.). Значительную роль в механизме защиты прав и свобод человека играет контроль соблюдения законодательными, исполнительными и судебными органами положений Конституции о правах и свободах человека и гражданина. Такой контроль в мировой конституционной практике осуществляется в двух формах: в форме обычной процедуры контроля за конституционностью нормативных актов и в виде специальных процедур, формально-юридического обеспечения основных прав и свобод. Такими специальными средствами защиты конституционных прав граждан являются: конституционная жалоба (ФРГ, Австрия), приказ «Хабеас корпус», процедура «ампаро» (Испания, страны Латинской Америки) [19, с.341]. Первая форма в Украине осуществляется в специфическом виде. Согласно ст.147 Конституции Украины, Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции и дает официальное толкование Конституции и законов Украины. При этом защита прав и свобод человека возможна путем конституционного обращения или письменного ходатайства в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.42 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины») [14, с.211]. Специальные процедуры обеспечения прав и свобод граждан законодательством Украины не предусмотрены. Общей юридической гарантией прав и свобод является право на судебную защиту, которое закреплено ст.55 Конституции Украины: «права и свободы человека и гражданина защищаются судом». О праве на судебную защиту указывается и в ст.8 Всеобщей декларации прав человека и в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. К юридическим гарантиям прав и свобод отнесены так называемые процессуальные гарантии - права человека в досудебном и судебном процессах. Международным документом о процессуальных гарантиях является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах с протоколами к ней. В национальном законодательстве можно выделить положения ст.29 Конституции Украины, закрепляющие право личной неприкосновенности человека. Это положение сформулировано в духе демократической процедуры «хабеас корпус» [14, с.222]. Украина, ратифицировав Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод, взяла на себя обязательство обеспечивать ее гарантии на своей территории. Однако, в отличии от других обязательных для исполнения Украиной международных договоров, Конвенция имеет контрольный механизм надзора за соблюдением государством-участником взятых на себя обязательств по Конвенции, а именно - Европейский суд по правам человека. К сожалению, в большинстве решений, вынесенных Европейским судом в отношении Украины, констатировано нарушение прав, гарантированных Конвенцией. В большинстве случаях нарушения вызваны несовершенством действующего законодательства или отсутствием нормативного регулирования по такому вопросу [24, с.47]. У граждан Украины возможность обращаться в Европейский суд появилась после вступление Украины в Совет Европы и принятия 17.07.1997г. Закона Украины «О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950года», Первого протокола и протоколов №2, 4, 7 и 11 к Конвенции». Европейский суд может принять дело к рассмотрению только после того, как гражданином Украины были использованы все национальные способы защиты вплоть до обращения в Верховный Суд Украины и не позже шести месяцев с дня принятия окончательного решения соответствующим национальным учреждением Украины. Европейский суд не рассматривает заявления, которые поступили в Суд до того, как Украина стала членом Совета Европы, а также индивидуальные заявления, если они анонимные, если они поднимают вопрос, который уже рассматривался Европейским судом; если такие заявления являются злоупотреблением правом на обжалование или явно необоснованны; если они несовместимы с положениями Конвенции или протоколов к ней. Таким образом, конституционно закреплено право человека и гражданина на судебную защиту не только на уровне внутригосударственных судебных органов, а и после использования всех возможных национальных средств правовой защиты, на международном уровне. Заключение Конституционные принципы правового статуса личности - закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей. Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции Украины представляются самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Украины, независимо от наличия правовой связи с государством. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества. Индивидуальная свобода не безгранична, ее реализации не должна приводить к посягательству на законные интересы других лиц, общества и государства. Практика же реализации свободы свидетельствует о другом. Общественные отношения неизбежно порождают как индивидуальные, так и коллективные противоречия. В современной политической науке высказана мысль, что межличностные общественно значимые связи могут порождаться не потребностями, а желаниями. Подтверждением этого тезиса является, например современная избирательная практика ряда государств. Прогрессивное развитие государства требует действенного участия общества, его отдельных представителей и групп в государственном управлении, политических процессах. Однако реальные действия граждан-избирателей демонстрируют реакцию, противоположную той, в которой существует объективная потребность. Если избиратели голосуют «против всех», они тем самым проявляют свое желание и стараются привлечь внимание власти к своим проблемам. Такое поведение индивида свидетельствует о конфликте между его личными интересами и общественными потребностями. Индивидуальная свобода проявляется через разные социальные связи, которые демонстрируют такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, честь, достоинство, личную безопасность и неприкосновенность. В правах человека как социальном институте должны быть достигнуты те компромисс и согласие, которые позволят объединить элементы индивидуализма с элементами коллективизма, личную свободу и общественные интересы. Права человека призваны стать препятствием возможного использования отдельного индивида для удовлетворения общественных или групповых интересов. Все эти возможности станут реальностью только в том случае, когда будет создан надлежащий механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. В современных условиях в Украине многие Конституционные положения, закрепляющие права и свободы людей и граждан в нашем государстве, основанные на международных стандартах и отвечающие принципам правового демократического государства, носят скорее декларативный характер и в реальной жизни выполняются в недостаточном объеме либо не выполняются вовсе. Это касается и реализации равенства прав мужчин и женщин, создания должных условий для возможности сочетать женщинами труд с материнством; создания государством условий для реализации человеком права на труд; защиты права человека на своевременное получение вознаграждения за труд. Очень остро стоит проблема детей в Украине: отмечаются неединичные случаи насилия над детьми, как в семье, так и в специальных детских учреждениях, эксплуатация детского труда и насильное вовлечение детей в занятие попрошайничеством, сферы наихудшего применения труда. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Карпачева в 2008 году в своем специальном докладе о состоянии соблюдения Украиной международных стандартов в области прав и свобод человека отметила, что в Украине до сих пор не удалось обеспечить выполнение ряда важных рекомендаций Комитета ООН, а именно: сохраняется практика применения пыток и действий, унижающих достоинство человека, в местах лишения свободы; не удалось остановить рост эпидемии СПИДа, туберкулеза и гепатита в пенитенциарных заведениях Украины - все это свидетельствует о необходимости срочных действий по созданию государственного независимого превентивного механизма по предупреждению пыток; остается острой проблема коррупции в судах, что делает неотложной потребностью продолжение судебной реформы; продолжается практика возвращения беженцев в страны происхождения, невзирая на реальной угрозы их жизни и здоровью со стороны власти; остается незначительной часть женщин на руководящих должностях в правительстве и органах государственной власти. Комитет ООН определил срок устранения этих и других нарушения Конвенции до ноября 2011г., когда планируется рассмотреть следующий доклад Украины. На сегодняшний день действий правительства явно недостаточно для того, чтобы сломать стереотипы о роли женщин в обществе и реализации государственной политики паритетного обеспечения прав и свобод женщин и мужчин. Изменить ситуацию к лучшему можно, в частности, путем применения положительной дискриминации, которая дала бы возможность значительно увеличить участие женщин в работе парламента, правительства и в органах местного самоуправления. Иначе, экономическая бедность, низкий социальный статус женщины, недоверие к женщине как к политику и отсутствие политической воли у властных органов страны и в дальнейшем будут сохранять существующий дискриминационный статус женщины в Украине. Необходимо усилить меры по обеспечению выполнения взятых Украиной обязательств в области прав и свобод человека. Прежде всего, необходимо разработать Национальную программу адаптации законодательства Украины к ее международным обязательствам в области прав человека, в которой определить перечень универсальных и региональных конвенций по правам человека, которые необходимо ратифицировать в первую очередь. Гражданское общество должно принимать самое активное участие в этом процессе. Необходимо повысить административную и уголовную ответственность должностных лиц за нарушение конкретных прав человека, для чего должны быть внесены соответствующие изменения в действующее законодательство. Украина уверенно вошла в международное сообщество, поэтому обеспечение высоких международных стандартов в соблюдении прав и свобод человека является самой важной обязанностью государства. Именно такие последовательные шаги государства должны быть лучшим воплощением идей и основных принципов Всеобщей декларации прав человека. Таким образом, права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепленные в Конституции Украины, их широта, реальность, гарантированность выражают не только фактический и юридический статус личности в обществе, а и суть действующей в государстве демократии, социальные возможности, заложенные в самом общественном устройстве. Это показатели зрелости общества, его достижений, своего рода визитная карточка государства. Весь арсенал гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей должен служить дальнейшему развитию демократии и социального прогресса. Список использованной литературы 1. Конституция Украины. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 64с. 2. Всеобщая декларация прав человека: Принята генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. - М.: Юристь, 1996. - Т.2. - 520 с. 3. Міжнародний пакт про економічні, соціальні та культурні права (ООН 1966) / Касинюк Л.А. Ук. соч. 4. Міжнародний пакт про громадянські і політичні права (ООН, 1966) / Касинюк Л.А. Ук. соч. 5. Закон Украины «О ратификации конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 года…» 23.12.97 г. // Право и практика., 1998 - № 12. 6. Закон Украины «Об уполномоченном Верховной Рады по правам человека» от 20.01. 1998 г. // Голос Украины , 20.01.1998. 7. Об уполномоченном по делам соблюдения конвенции о защите прав и основных свобод человека. Постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.1998 г. // Право и практика., 1998. - № 12. 8. О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия (Постановление № 9 Пленума Верховного Суда от 1.11. 96 г.) // Право и практика, 1998. - № 12. 9. Об усилении судейской защиты прав и свобод человека и гражданина (Постановление № 7 Пленума Верховного Суда от 30.05.97 г.). 10. Погорілко В.Ф., Федоренко В.Л. Конституційне право України. Академічний курс:: Підруч. У 2 т. / За ред. В.Ф. Погорілка. - К.: ТОВ «Видавництво «Юридична думка», 2006. - 544 с. 11. Курс конституционного права Украины. Том 1. Общая часть: Основы теории конституционного права. Учебник (Под ред. М.А. Баймуратова и А.В. Ботанова). - Х.: Одиссей, 2008. - 672 с. - Серия: «Энциклопедия современного конституционализма»). 12. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. Ред чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф.. Ю.И.Лейбо и д.ю.н. Л.М. Энтина - 2-е узд., перераб. - М.: Норма, 2006. - 1056 с. 13. Кравченко В.В. Конституційне право України: Навчальний посібник. - Вид.4-те, виправл.та доповн. - К.: Атіка, 2006. - 568с. 14. Конституційне право України за ред.. Погорілко В.Ф. ч.-кор. НАН України, 4-те вид. К.: Наукова думка, 2003. - 733с. 15. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран - СПб.: Питер, 2006. - 208с. (серия «Краткий курс»). 16. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Підручник / 5-те стереотипне вид. - К.: АртЕк, 2002. - 264с. 17. Касынюк Л.А. Основы конституционного права Украины. - Х.: «Одиссей», 2003. - 256с. 18. Кравченко В.В. Конституційне право України. Навчальний посіб. Друге вид., доповн. - К.: Атіка, 2002. - 480с. 19. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн: Підручник. - К.: Юрінком Інтер, 2006. - 496с. 20. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : Учеб. для юрид. вузов и фак. - М. : ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 742 с. 21. Карпачова Н.І. Стан дотримання Україною міжнародних стандартів у галузі прав і свобод людини: Спеціальна доповідь Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини з нагоди 60-річчя Загальної декларації прав людини // Н.І.Карпачова. - К.: «Право України» №1, 2009 22. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. - М.: Юристъ, 2003. - 304с. 23. ТимошенкоВ. Свобода і право: проблема взаємозв'язку // Право України. - 2009. -№3, стор.71-75. 24. Коваль І. Експертиза нормативно-правових актів та їх проектів на відповідність конвенції про захист прав людини и основоположних свобод та практиці Європейського суду з прав людини // Право України. - 2009. - № 1, стор.47-50.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|