реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Становление суверенитета РК

реферат
лава УШ - об основных правах и обязанностях граждан.

Глава 1Х - об основах избирательной системы.

Глава Х - о гербе, флаге и столице республики.

Глава Х1 - о порядке изменения Конституции Казахской ССР.

С момента принятия Конституции Казахской ССР 1937 г. до принятия новой Конституции республики прошло более 41 года.

С 1937 г. до 1977 г. Верховным Советом в Конституцию республики внесено около 500 изменений и дополнений.

Конституция Казахской ССР от 20 апреля 1978 г. состояла из 10 разделов, 19 глав и 173 статей.

Принятая на основе Конституции СССР 1977 г. Конституция Казахской ССР 1978 г. действительно пошла заметно дальше в закреплении государственной самостоятельности республики.[13,54]

Конституционно закреплялись также основные политико-правовые признаки суверенитета Казахстана, такие, как добровольное вхождение в состав СССР и право свободного выхода из него (ст.69), самостоятельное утверждение и изменение Конституции КССР (ст.97); наличие собственной территории, не подлежащей изменению без согласия республики, на которой она самостоятельно осуществляет государственную власть вне пределов компетенции Союза ССР (ст.68 и 72), образование ею высших органов государственной власти и управления (ст.97 и 115) и некоторые др.

Однако в государственной жизни суверенитет республики далеко не всегда получал должную реализацию, что определялось общими процессами и тенденциями в советской федерации на конкретно-исторических этапах союзной государственности. Приоритетное развитие единого народнохозяйственного комплекса СССР и милитаризация экономики нуждались в административно-командной системе с единообразными централизованными структурами и законодательством.

Значительно ограничивало суверенитет Казахской ССР и то обстоятельство, что 8% ее территории находилось под юрисдикцией Министерства обороны СССР.

Формальное государственное самоуправление и самоопределение наций в условиях тоталитарного бюрократического централизма привело к великодержавному огосударствлению национальных отношений, фактически сузив возможности самоопределения наций. [1,112]

1.3. Казахстан в период перестройки

К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

В апреле 1985 года под руководством М.С.Горбачева состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки различимы следующие четыре периода:

1 этап - март 1985-январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами - «ускорение» и «больше социализма».

2 этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги - «больше демократии» и «гласность».

3 этап - 1989-1990 гг. Период «разброда и шатания». Для этого периода характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.

4 этап - 1990-1991 гг. Этот период отличился крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР.[1, 111]

Глава 2. Становление независимости Республики Казахстан

2.1. Возникновение нового государства - Республики Казахстан

В декабре 1991 г. распался Союз Советских Социалистических Республик. Входившие в состав СССР союзные республики образовали самостоятельные, независимые, суверенные государства. Казахская Советская Социалистическая Республика перестала существовать. На ее территории возникло новое государство, которое называется Республикой Казахстан.

С момента образования Республики Казахстан принят ряд правовых актов, которые заложили юридическую основу нового государства. К ним относятся Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, Закон о государственной независимости Республики Казахстан, Конституция Республики Казахстан 1993 г., Конституция Республики Казахстан 1995 г. Указанные конституционные акты провозгласили независимость, самостоятельность Казахстана, выдвинули идею создания демократического правового государства. [3,78]

На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе одиннадцати государств.

Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:

- констатировалась территориальная целостность входивших в Содружество государств;

- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;

- создавались высшие органы власти СНГ «Совет глав государств» и «Совет глав правительств»;

- объявлялся открытый характер Содружества.

16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.

3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

4 глава определяла экономические основы государства. Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности.[13,78]

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

- развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;

- создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;

- обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;

- заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;

- повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека. [8,50]

Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики. 4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты Верховным Советом.

Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась.

В июне 1995 года, не дожидаясь выборов нового парламента, Н.Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана.

Казахстан утверждает себя светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления. Единственным источником власти является народ; признается равенство государственной и частной собственности. Государственным языком объявлялся казахский язык. В государственных органах наравне с казахским официально употребляется русский язык. [9,21]

В разделе «человек и гражданин» перечислялись права и свободы, которыми обладает гражданин Казахстана.

Президент объявлялся главой государства и ее высшим должностным лицом. Полномочия президента в проекте были значительно увеличены в сравнении с действующей Конституцией. Президенту предоставлялось право роспуска парламента.

Проектом предусматривалось новое название Верховного Совета - парламент. Сам парламент предусматривался двухпалатным: верхняя палата - сенат и нижняя - мажилис.

Права парламента были значительно урезаны. Ему предоставлялось право импичмента президента только в одном случае - совершения им государственной измены.

Правительство осуществляет исполнительную власть, образуется президентом и ответственно перед ним.

Судами республики провозглашались Конституционный суд, Верховный суд и местные суды. Должность судьи стала назначаемой.

Местными представительными органами объявлялись избираемые на 4 года маслихаты, исполнительные органы возглавлялись назначаемыми акимами.

В результате обсуждения в проект внесено 1100 поправок. Изменилось 55 статей и появился новый раздел - «Конституционный Совет», согласно которому не предусматривалось существование Конституционного суда в судебной системе Казахстана. [13,69]

Республика вступила на путь существования в качестве суверенного государства, отягощенная многими сложными экономическими, политическими и экологическими проблемами.

2.2. Развитие Казахстана в годы независимости

По мере укрепления суверенитета республики появилась не-обходимость и во всенародном избрании Президента Республики. В своем постановлении от 16 октября 1991 года Верховный Совет Казахской ССР постановил провести выборы 1 декабря 1991 года. Это были первые всенародные выборы главы государства. На внеочередной сессии Верховного Совета Казахской ССР был принят «Закон о выборах Президента» и на эту должность была выдвинута кандидатура Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н. А. Назарбаева.

В апреле 1990 года Верховный Совет Казахской ССР избрал Нурсултана Абишевича Назарбаева Президентом Казахской Советской Социалистической Республики. Большинство жителей Казахстана без сомнений поддержали кандидатуру Н. Назарбаева. Хасен Кожахметов, председатель национально-демократической партии «Желтоксан» не сумел набрать 100 000 голосов и не был зарегистрирован как кандидат. Поэтому кандидатура Н. А. Назарбаева оказалась без альтернативы.

На всенародных выборах 1 декабря 1991 года Н.А. Назарбаев был избран Президентом Казахстана. Одновременно прошли выборы и вице-президента. Им стал Е.М. Асанбаев. В выборах приняли участие около 89 процентов имеющих право голосовать. За Н. А. Назарбаева подали голоса более 99 процентов от числа принявших участие в голосовании.

12 декабря 1991 года Н.А.Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане», по которому лица, привлеченные к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в декабрьских событиях, были реабилитированы. Но Указ не распространялся на лид, осужденных за умышленные противоправные действия. Верховному Совету республики было предложено рассмотреть вопрос об отмене Указов Президиума Верховного Совета Казахской ССР о награждении государственными наградами военнослужащих внутренних войск и работников правоохранительных органов в связи с вышеуказанными событиями, как ошибочно пршштые, кроме этого было предложено, исходя из тех же мотивов, обратиться в Верховный Совет СССР с просьбой об отмене Указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями всех должностных лиц, представленных к награде по этому случаю. [3,89]

Обретение Казахстаном независимости потребовало и выработки новой философии - идеологии суверенного Казахстана, в которой были бы четко определены ориентиры построения нового государства.

Политические задачи независимого Казахстана

В условиях Казахстана, где большинство населения мыслило категориями «казарменного социализма» и у многих была развита философия социального иждивенчества, крайне важно было параллельно с внедрением рыночных основ проводить и воспитательную работу. Исходя из этого, Национальный Совет рекомендовал Н. А. Назарбаеву выступить перед гражданами Республики со своей концепцией. Президент Республики Казахстан свои взгляды изложил в работе «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». В ней Н. А. Назарбаев подробно остановился на проблеме: нужна идеология современному Казахстану или нет? Он отметил, что идеология - это целый комплекс взглядов и идей, которые вырабатываются в любом государстве, особенно развивающемся, в ней четко определяются принципы внешней и внутренней политики, дальнейшего развития культуры, образования. В работе была дана оценка общественно-политической ситуации в Казахстане, раскрывается сущность переходного периода и цель Казахстана - достичь реальной независимости и сохранить стабильность. [8,30]

Появление такой работы было тем более значимым, потому что общественная мысль Казахстана оказалась не готовой к огромным преобразованиям и слабо реализовывала свой мощныи потенциал.

Обязательным атрибутом любого суверенного государства являются его герб, флаг, гимн. В этом отношении 4 июня 1992 г. навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственной символики Казахстана.

Геральдика - наука, изучающая гербы. Вексилология - наука о флагах. Сведения о них были научно систематизированы в книгах еще в XVI веке.

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков.

Чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Голубой цвет также раскрывает большую планетарную и общечеловеческую идею об общности, неделимости голубого неба над нами. Мир делится на множество народов, наций, государств, языков и религий, но небо над нами остается одно на всех.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.