реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Стадии исполнительного производства

реферат
p align="left">Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости имущества, а по исполнительным документам неимущественного характера с физических лиц исполнительский сбор взыскивается в размере 5 МРОТ, с юридических лиц - от 50 до 500 МРОТ.

7 % - максимально допустимый размер взыскания, верхняя его граница. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств этот размер может быть снижен судебным приставом-исполнителем:

а) если постановление о взыскании исполнительского сбора не выносилось, то судебный пристав-исполнитель выносит данное постановление с уменьшенным размером исполнительского сбора;

б) если постановление о взыскании исполнительского сбора уже вынесено, то судебным приставом-исполнителем выносится постановление о снижении размера исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязан уведомить должника о том, что в случае неисполнения им исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, к должнику будут применены меры принудительного исполнения; судебный пристав-исполнитель вынесет постановление, по которому с должника будет взыскан исполнительский сбор.

При этом следует иметь в виду, что исчисление установленного срока для добровольного исполнения требования исполнительного документа со дня возбуждения исполнительного производства возможно только в случае вручения должнику постановления об этом в день его вынесения. Во всех остальных случаях отсчет должен производиться со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, причем, с применением аналогии закона, первым днем установленного срока должен считаться день, следующий за днем получения постановления, а если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока должен считаться следующий за ним первый рабочий день Журнал «Практика исполнительного производства», № 5, 2005..

Вместе с тем следует учитывать, что законом предусмотрено предоставление 5-дневного срока для добровольного исполнения с момента возбуждения исполнительного производства, тогда как судебная практика указывает на необходимость исчисления срока для добровольного исполнения с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, что последний должен подтвердить соответствующими почтовыми документами.

Судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний п. 1 ст. 81 Закона.

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено лишь по истечении срока, установленного им для добровольного исполнения исполнительного документа, и обязательно должно утверждаться старшим судебным приставом.

При этом нужно иметь в виду, что постановление о взыскании исполнительского сбора следует выносить не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 51 Закона арест на имущество должника должен быть наложен не позднее одного месяца.

Рекомендуется придерживаться именно этого срока в связи с тем, что при выходе судебного пристава-исполнителя на место совершения исполнительных действий обращать взыскание на имущество необходимо не только в объеме основной суммы долга, но и в сумме исполнительского сбора по данному исполнительному производству. Указанные действия в совокупности приведут к возможности снижения процента подачи жалоб в суды заинтересованными лицами на действия судебных приставов-исполнителей по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора. Бремя доказывания отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа возлагается на должника: он должен доказать наличие обстоятельств, на которые ссылается в обоснование своих возражений, при условии обеспечения судебным приставом-исполнителем возможности должнику подтверждать свою невиновность Журнал «Практика исполнительного производства», № 5, 2005..

Разъяснениями Минюста России от 03.09.2001 г. № 06/8752-АМ был рекомендован следующий порядок распределения исполнительского сбора при недостаточности взысканной суммы:

· в первую очередь погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, и возмещаются расходы по совершению исполнительных действий;

· затем одновременно удовлетворяются требования взыскателя и оплачивается исполнительский сбор пропорционально от реально взысканных сумм: 93% - взыскателю, 7% - исполнительский сбор.

Однако Определением Верховного суда РФ от 19.02.2002 г. № КАС-02-51 установлено, что взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке в случае недостаточности денежных средств, взысканных с должника, не позволяет исполнить судебный акт или акт иного уполномоченного органа, обязательный для судебного пристава-исполнителя, и удовлетворить требования взыскателя в полном объеме. Тем самым нарушенные права взыскателя оказываются незащищенными, что противоречит требованиям Конституции РФ, в соответствии с которыми обязанность государства защищать права и свободы человека относится к основам конституционного строя, а поэтому государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Установленный в п. 1 ст. 77 Закона порядок распределения взысканной суммы создает возможность неисполнения законных требований взыскателя, нарушает справедливый баланс между публичными и частными интересами на стадии исполнительного производства, искажает существо обязанности государства гарантировать защиту конституционных прав и свобод, в том числе право собственности, не отвечает конституционно значимым целям исполнительного производства, а поэтому не соответствует Конституции РФ. Таким образом, при распределении взысканной по исполнительному документу суммы в первую очередь удовлетворяются требования взыскателя, а затем оплачивается исполнительский сбор Журнал «Практика исполнительного производства», № 5, 2005..

С целью защиты прав и охраняемых законом интересов сторон исполнительного производства, иных лиц, связанных с исполнением юрисдикционного акта, государственных или общественных интересов, принудительное исполнение может быть осуществлено лишь в формах, определенных законом. Для этих целей в ст. 45 Закона указаны меры принудительного исполнения:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим ФЗ и иными ФЗ, обеспечивающими исполнение исполнительного документаГражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 146..

Перечисленные меры могут применяться как самостоятельно, так и в своей совокупности. Выбор конкретной меры принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем зависит от многих факторов, среди которых основные: мера должна соответствовать требованиям исполнительного документа, конкретной ситуации (положение сторон исполнительного производства и т.п.), быть наиболее приемлемой для своевременного и полного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, а также соответствовать закону.

Пункты 1 и 2 статьи Закона указывают на обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации и обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника, т.е. деление происходит по признаку «доходы - имущество», хотя, строго говоря, заработная плата, пенсия, стипендия (иначе - денежные средства) - также являются имуществом, а имущество, которое может быть арестовано и реализовано, можно расценивать в ряде случаев как доход (и почти всегда - как источник дохода).

Пункт 3 статьи говорит об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц. Здесь выделение меры взыскания иное - имущество арестовывается (изымается, реализуется или выдается взыскателю и т.п.) не у должника, а у третьих лиц. Исполнительные действия по-прежнему производятся в интересах данного взыскателя в отношении данного должника, однако место совершения исполнительных действий - то, где имущество должника находится, то есть территория третьего лица, например, его жилище, в которое можно проникнуть только по основаниям, предусмотренным законом.

Указанная в п. 4 ст. 45 Закона мера принудительного исполнения - изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе - отличается от иных мер способом действия и определенностью предмета исполнения.

Пункт 5 предусматривает применение иных мер, предпринимаемых в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» и иными ФЗ, обеспечивающих исполнение исполнительного документа. На практике это чаще всего запрет на совершение определенных действий Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 147-148..

2.3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника

В специально установленных законом случаях взыскание может быть обращено на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Данные случаи оговорены в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии с указанной нормой взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается при исполнении решений о взыскании периодических платежей, взыскании суммы, не превышающей двух минимальных размеров оплаты труда, при отсутствии у должника имущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм См.: там же, с. 197..

Таким образом, законом установлены конкретные основания обращения взыскания на доходы.

1. Основания, содержащиеся в исполнительном документе:

а) исполнение решений о взыскании периодических платежей;

б) при взыскании суммы, не превышающей 2 МРОТ.

2. Основания, возникающие в ходе исполнительного производства:

а) отсутствие у должника имущества;

б) недостаточность имущества для полного погашения взыскиваемых сумм.

Прежде всего, необходимо уяснить, что понимается в законе под источниками доходов. В соответствии с трудовым законодательством и сложившейся практикой заработная плата - любая оплата труда, выплачиваемая за исполнение работником (должником) работы по трудовому договору (контракту), в том числе сверхурочная работа, работа по совместительству и т.д.

Пенсия - денежные средства, выплачиваемые пенсионеру (должнику) государством без учета пенсии, получаемой из негосударственных пенсионы фондов, а также дополнительной пенсии (материальной помощи) той организации, в которой работал должник (последние относятся уже к иным источникам доходов).

Стипендии - периодические денежные выплаты, предоставляемые лицам, обучающимся по очной форме обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в центрах послевузовского образования, в связи с учебой. Иные доходы должника - любые получаемые должником в качестве дохода денежные суммы, в основном это денежные суммы, выплачиваемые за выполнение работ по договору подряда, поручения, комиссии, аренды, другим гражданско-правовым договорам, доходы от предпринимательской деятельности, интеллектуальной деятельности, от паев, ценных бумаг, вкладов в кредитных учреждениях и т.д. Законодатель, таким образом, не устанавливает какого-либо исчерпывающего перечня доходов, на которые может быть обращено взыскание.

Однако закон жестко регулирует вопросы размеров удержаний из них. Так, ст. 65 Закона предусмотрено, что размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

При исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм. При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 процентов заработка (пп. 1 и 2 ст. 66 Закона) Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 197-198..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.