реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

США новейшего времени

реферат
p align="left">Принцип прямых выборов первоначально конституция США провозгласила только в отношении выборов в нижнюю палату Конгресса - палату представителей. Сенаторы избирались на основе многостепенных выборов: законодательными собраниями штатов. Лишь в 1913 г. было установлено, что сенаторы должны избираться «народом штата» (XVII поправка). Президент и вице-президент по-прежнему избираются косвенным путем (выборщиками). Принцип тайного голосования обеспечивается применением избирательных бюллетеней или специальных машин для голосования. Избирательные машины упрощают технику голосования, затрудняют фальсификацию при подсчете голосов, обеспечивают надежную тайну голосования. Для кандидатов на выборные должности конституция и законы США установили дополнительные условия: возрастной ценз (25-35 лет), срок пребывания в гражданстве США, проживание в момент избрания на территории того штата, от которого избирается кандидат. Ныне в США формируется новая норма конституционного права: кандидат должен проживать в том избирательном округе, от которого он избирается.

Победители на выборах в США определяются по мажоритарной системе относительного большинства. При этой системе для завоевания депутатского мандата кандидату достаточно получить хотя бы на один голос больше, чем любой другой кандидат, независимо от общего числа проголосовавших избирателей. Сирота Н.М., Политология: Курс лекций. СПб, 2000 Подобная система не адекватно выражает волю избирателей. Многие депутаты избираются незначительным большинством голосов. В 2002 году Сенат Соединенных Штатов Америки проголосовал за реформу избирательной системы страны, необходимость которой стала очевидной после проведения президентских выборов 2000 года. Сенаторы одобрили законопроект, который вводит единый стандарт подсчета голосов для всей страны. Согласно нему оборудование, используемое во время выборов, и система регистрации избирателей должны были быть стандартизированы по всей стране к 2006 году. Избиратели также впервые получили возможность исправить ошибки, допущенные при заполнении бюллетеней, перед тем как опустить их в урну для голосования. Кроме того, предполагалось создание специального федерального агентства для недопущения нарушений избирательного законодательства и наблюдения за финансированием кампаний кандидатов.

4.Централизация федеральной власти

Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. Конституция и ныне продолжает служить правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее централизации и, как сказано в конституции, для «обеспечения внутреннего спокойствия».

После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, то есть сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально установился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки: «Исполнительная власть представляется Президенту Соединенных Штатов Америки. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом... (Ст. II, раздел 1)». Конституция США. // Ричард Бэррес Документы американской революции. Москва-Тверь, 1994. С. 195 Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами. На протяжении всей истории США президенты оставляли свой след в американской политике. Однако вплоть до XX века они чаще всего были на заднем плане, не принимая активного участия в процессе выработки решений Конгрессом. Проводимая ими политика обычно не оказывала большого влияния за пределами США и даже не имела особого значения для большинства американцев. Со времени президентства Ф.Д. Рузвельта (1933 -1945) существенно изменилась роль президентской деятельности и значимость самого института президентства.

Президентство становилось в США главным звеном в процессе принятия решений. Начиная со времени «нового курса» президенты обрели мощные средства определения политики (закрепленные в законах), которых не было у их предшественников. Стало само самим разумеющимся, что президент играет доминирующую роль в процессе принятия важных для страны решений. Он получил в свое распоряжение официальных помощников, сконцентрированных в аппарате президента, а также мог привлекать любых сотрудников из органов исполнительной власти (Ст. II, раздел 2) Конституция США. // Бэррес Р.: Указ. соч. С. 198.. В 1940-1950 гг. изменения, начавшиеся при Рузвельте, были институционализированны его преемниками и в настоящее время являются одним из постулатов американской политики. Сегодня, когда Америка является великой индустриальной державой, американцы оценили мудрость известного изречения, что современная демократия - это «просто-напросто один треклятый кризис за другим» Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992 г. Т. 2. С.457. Вот почему центр американской политической жизни переместился от двух других властей именно к исполнительной власти, и та система, которая в ранний период существования государства именовала себя «правлением Конгресса», а в десятилетие «невмешательства» (laisser faire) конца XIX в. звалась «правлением законников», теперь называется «президентским правлением».

Будучи главой правительства, президент контролирует федеральную исполнительную власть и проведение в жизнь законодательных актов. В качестве руководителя дипломатической службы президент заключает договоры и исполнительные соглашения, устанавливает дипломатические отношения. Как лидер партии он осуществляет контроль над общенациональной организацией своей партии и системой патронажа, благодаря престижу может воздействовать также на партийные организации в штатах и на местах. В сфере законодательства президент выступает с инициативами в виде запросов и рекомендаций конгрессу, налагает вето на неугодные ему законопроекты, обладает правом созыва специальных сессий одной или обеих палат конгресса. В качестве главнокомандующего он возглавляет армию и флот США, производит назначения в офицерском корпусе, принимает решения о начале боевых действий и пользуется широкими полномочиями в период войны, (статья II). Конституция США. // Бэррес Р.: Указ. соч. С. 195-198.

В последние десятилетия президент выступает также как ведущий координатор экономической и социальной политики США, центральная фигура в регулировании отношений федерации и штатов, главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов. Помимо этого глава исполнительной власти имеет в своем распоряжении обширный арсенал средств влияния на законодательство; личное давление (встречи, письма, звонки и т.д.), правительственный лоббизм, призывы к партийной лояльности конгрессменов или защите «общенациональных интересов» и др. Он имеет право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против США (за исключением дел по импичменту); имеет право требовать в письменном виде от высших должностных лиц каждого из департаментов исполнительной власти мнение по любому вопросу, касающемуся их обязанностей по должности; заполнять вакансии, открывающиеся в период между сессиями Сената, выдавая удостоверения на должности, сроки действия которых истекают к концу следующей сессии; рекомендовать к рассмотрению Конгресса целесообразные, с его точки зрения, меры; принимать послов и других официальных представителей; заботиться об исполнении законов; подтверждать назначение на должности всех высших должностных лиц Соединенных Штатов.

5.Расширение законодательной деятельности Конгресса

Конгресс США -- высший представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат -- палаты представителей и сената. Роль конгресса в политическом механизме США определяется двумя конституционными факторами: федеративным устройством США и механизмом «разделения властей». Первый из них определяет предметы ведения конгресса. Второй -- конкретные формы и объем реализации властных полномочий конгресса.

В основе конституционной модели лежит принцип дуалистического федерализма. Формально, если следовать логике Конституции, федеральные органы и органы штатов независимы. С момента избрания президента и конгресса США -- институтов, формируемых на основе выборов, проводимых по штатам, -- связь между ними обрывается. Каждый из уровней власти, в пределах предоставленных Конституцией прав суверенен. Таким мыслился федерализм «Отцам-основателям». Но реальный механизм федерации далек от его первоосновы. Жизнь переплетает федерацию и штаты тысячами нитей, интегрируя их в единое целое.

Формально предметы ведения союза и штатов разграничены достаточно жестко. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, отнесенных к компетенции конгресса. В их число авторы Конституции ввели: регулирование междуштатной и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов власти, набор и содержание армии и военно-морского флота, ведение международных дел, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства, управление территориальными владениями США.

Этот перечень дополнен принципом «подразумеваемых» полномочий. Установленный последним пунктом 8-го раздела I статьи он наделяет конгресс «правом издавать все законы, которые необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов».

В процессе развития федеративных отношений данная норма сыграла едва ли не решающую роль в расширении прав конгресса. Свободное ее толкование Верховным судом США утвердило за ним исключительные права в области финансов и авторского права, позволило создать целостный свод уголовного законодательства, карающего за нарушения федерального права.

Принцип «подразумеваемых» полномочий позволил утвердить верховенство федерации и федерального законодательства во многих областях социально-экономической и политической жизни. Но пределы его применения не безграничны. В конечном счете, он должен опираться на «букву» Конституции, иметь хотя бы отдаленное отношение к тем полномочиям, которые перечислены в самом тексте Основного закона. А тот пробел, который возникает в обосновании власти конгресса, восполняется доктриной «присущих» ему полномочий. Они, как утверждает Верховный суд США, неотделимы от самого понятия государственного суверенитета.

Формально в вопросы ведения штатов вмешиваться конгресс не вправе. В действительности же дело обстоит не совсем так. На территории штатов могут вводиться войска в случае внутренних беспорядков и необходимости защиты федерального законодательства от самих штатов. В федеральных судах может быть возбуждено уголовное преследование должностных лиц штатов, виновных в нарушении федерального права. Но наиболее мощной остается «власть кошелька».

Согласно Конституции, «конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, каким бы ни был источник их поступлений» (XVI поправка). Используя это право, конгресс в 1986 г. с принятием закона о реформе налогового права лишил штаты целого ряда бюджетных источников. Увеличилась зависимость штатов от программ оказания помощи, которые принимает конгресс. Финансовая же помощь со стороны федерации сопровождается рядом условий, которые позволяют конгрессу реально влиять на политику в штатах.

Заключение

Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов (Ст. II, раздел 1) Конституция США. // Бэррес Р.: Указ. соч. С. 195.. В первую мировую войну США вступили одной из крупнейших мировых держав. Однако в 1929 г. разразилась «Великая депрессия» - жестокий экономический кризис. Его удалось побороть только к 40-м годам с помощью «Нового курса» президента Франклина Рузвельта - политики активного вмешательства государства в экономику. Из второй мировой войны США вышли наименее пострадавшей среди великих держав и надолго захватили мировое лидерство, которое мог у них оспаривать только СССР.

Рабочее законодательство 30-х гг. - серьезный успех борьбы американских рабочих. Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США. Оценивая «Новый курс», следует отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственного-монополистического капитализма (ГКМ) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГКМ. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору. Хочется отметить, что Конституция США -- «жесткий», трудноизменяемый документ, но в то же время она сформулирована так гибко, что необходимость внесения изменений в его текст была реализована только 27 раз. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. По конституции, все три ветви власти формируются различным образом. Конгресс избирается непосредственно населением, президент -- коллегией выборщиков, Верховный суд -- совместно президентом и сенатом. Различны сроки их полномочий. Представители избираются на два, сенаторы -- на шесть, президент -- на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. В США взаимоотношения между Президентом, Конгрессом и Верховным судом строятся на принципе разделения властей -- законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная -- Президенту, судебная -- Верховному суду и другим судам. Суть принципа разделения властей заключается в том, чтобы обеспечить равновесие между тремя ветвями власти, не допуская возвышения одного органа государства над другим. Американская конституция практически достигает этого равновесия путем четкого разделения функций между органами государственной власти и установления взаимозависимости между ними на основе системы «сдержек и противовесов». На протяжении двух веков система «сдержек и противовесов» не допускает злоупотребления какой-либо ветви государственной власти. Государственный механизм США работает эффективно и слаженно, обеспечивая устойчивость и гибкость всех подразделений государственной власти. Что касается политической жизни страны, она организована вокруг двух крупных партий - демократической и республиканской. Обе эти чисто буржуазные партии различаются мало, и в их идеологическом сходстве - залог политической устойчивости США, так как остальные партии не идут ни в какое сравнение с этими двумя по влиянию и возможностям возглавить страну. В целом американская история этих лет богата событиями социально-экономического, политического, а также военного характера. Они оказали определенное воздействие на духовную жизнь общества, на развитие науки, культуры, искусства, на настроения масс.

Список литературы использованной при написании контрольной работы

1. Конституция США. Бэррес Р.: Указ. соч.

2. Р. Бэррес. Документы Американской Революции. - Тверь-Москва "Альба", 1994.

3. Конституция США. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Сост. Крашенинников).

4. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. Сост. В.И. Лафитский. - М. 1993.

5. Лёрнер М. Развитие цивилизации в Америке. - М., 1992. Т. 1.

6. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. - М.: Международные отношения, 1985.

7. Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. - СПб.: Паритет, 2000.

8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. -- 3-е изд. -- М.: Юрист, 2006.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.