реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Средства мирного разрешения международных споров

реферат
p align="left">6. Вынесенное на территории конкретного государства решение арбитражного суда, как правило, значительно проще принудительно исполнить за границей, чем решение государственного суда. Это вызвано тем, что признание и исполнение решений иностранных государственных судов, в большинстве случаев, осуществляется на основании международных договоров о правовой помощи, заключенных государством, на территории которого вынесено решение, и государством, на территории которого испрашивается исполнение решения, либо на основании принципа взаимности. У любого государства подобные договоры заключены далеко не со всеми иностранными государствами, исполнение же решения государственного суда на территории иностранного государства, с которым подобное соглашение не заключено, невозможно или существенно затруднено. Отношения по поводу признания и исполнения иностранных арбитражных решений урегулированы универсальной Нью-йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. Становясь участником данной Конвенции, государство принимает на себя обязанность, по общему правилу, признавать как обязательные и приводить в принудительное исполнение на своей территории арбитражные решения, вынесенные на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений. По состоянию на март 2004 г. в данной Конвенции участвует 134 государства. Вынесенное арбитражным судом решение в большинстве случаев будет подлежать исполнению на территории всех государств - участников данной Конвенции [14. с. 110].

В юридической литературе также отмечается, что одним из достоинств арбитражного порядка рассмотрения спора является окончательность вынесенного арбитражным судом решения, т.е. невозможность его пересмотра по существу, в том числе - государственным судом. Действительно, в международных арбитражных судах не имеется апелляционных, кассационных, надзорных инстанций, международные договоры и национальные законы большинства государств устанавливают недопустимость обжалования арбитражного решения по существу и в государственный суд. Данные правила способствуют быстрому обращению вынесенного решения к исполнению, вносят стабильность и определенность в правоотношения сторон. В то же время невозможность обжалования по существу арбитражных решений имеет и очевидные отрицательные черты, так как допущенные арбитрами при вынесении решения ошибки правового или фактического характера не могут быть исправлены. В качестве одного из достоинств международного коммерческого арбитража в литературе также указывается на более короткие сроки рассмотрения дела в арбитраже по сравнению со сроками рассмотрения дела государственными судами.

Однако анализ норм процессуальных законов различных государств и регламентов различных арбитражных учреждений, судебной и арбитражной практики позволяет утверждать, что сроки рассмотрения дел в государственных и арбитражных судах в настоящее время практически сопоставимы. Так, в соответствии со ст. 137 ХПК Республики Беларусь хозяйственный суд должен рассмотреть дело с принятием решения в срок до 2 месяцев со дня поступления заявления в суд, срок же рассмотрения дела с участием иностранных лиц может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем до 12 месяцев. В соответствии со ст. 14 Регламента Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате состав арбитражного суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования, причем данный срок может быть продлен председателем Международного арбитражного суда без ограничения предельного срока.

Что же касается утверждений о том, что рассмотрение дела в арбитражном суде сопряжено для сторон с меньшими расходами, чем рассмотрение дела в суде государственном, вследствие, например, невзимания в арбитраже государственной пошлины, то следует согласиться с высказанными в литературе противоположными точками зрения. Расходы сторон, связанные с рассмотрением дела в арбитраже, примерно соответствуют расходам, связанным с рассмотрением дела в государственном суде, а то и превосходят их (последнее особенно справедливо в отношении расходов по рассмотрению дел в наиболее крупных и авторитетных международных арбитражных центрах).

Однако арбитражная форма рассмотрения дела имеет и определенные недостатки по сравнению с процессуальной формой рассмотрения дела в государственных судах. Во-первых, арбитражная форма в принципе не вполне приемлема для рассмотрения споров с участием более чем двух материально заинтересованных лиц (т.е. дел, осложненных участием соистцов, соответчиков, третьих лиц). В тех же случаях, когда спорные материальные правоотношения по делу носят многосубъектный характер, вынесение правильного решения без привлечения в процесс всех заинтересованных лиц практически невозможно. Во-вторых, арбитры, не являясь, в отличие от судей государственных судов, носителями судебной власти, не обладают теми публично-правовыми полномочиями, которыми обладают судьи государственных судов и использование которых зачастую необходимо для правильного разрешения дела. В частности, требование арбитражного суда о представлении необходимых по делу доказательств не обязательно ни для самих сторон спора, ни для лиц, не участвующих в деле. Арбитражный суд не может обязать к явке в заседание свидетеля, эксперта, реализовать многие иные правомочия процессуально-принудительного характера, что влечет в некоторых случаях невозможность полного и правильного установления фактических обстоятельств дела. В-третьих, заключение сторонами соглашения о рассмотрении спора в арбитражном порядке или даже вынесение по делу арбитражного решения не всегда позволяет избежать рассмотрения этого же дела в государственном суде. Сторона может уклоняться от участия в арбитраже (это в некоторых случаях может сделать невозможным и само проведение арбитражного разбирательства), вынесенное арбитражное решение может быть не признано государственным судом. Необходимость обращения в государственный суд при наличии арбитражного соглашения или арбитражного решения может быть предопределена и иными обстоятельствами [15. с. 98].

Тем не менее, указанные недостатки арбитражного способа разрешения споров не нивелируют его достоинств и эффективности. В настоящее время вследствие глобализации и интернационализации международных экономических отношений, функционирования большого числа авторитетных арбитражных центров, доступности арбитража, международно-правовой унификации юридических норм, регулирующих правоотношения в области арбитража, международный коммерческий арбитраж является крайне популярным способом разрешения споров. При этом во второй половине XX в. наметились принципиально новые тенденции в его развитии, в частности: ориентация арбитража на полную независимость от национального правопорядка в целом и, в частности, от норм процессуального законодательства того государства, на территории которого он проводится; достаточно частое обращение к коммерческому арбитражу как способу рассмотрения споров не только юридических лиц, предпринимателей, но и государств как участников частноправовых отношений; появление модернизированных форм арбитражного разбирательства и т.д. Данные тенденции в совокупности свидетельствуют о дальнейшем развитии международного коммерческого арбитража как правового института, что в свою очередь предполагает необходимость дальнейшей оптимизации правового регулирования и правоприменительной практики.

Как правовой институт коммерческий арбитраж регулируется нормами международного публичного права, международного частного права и национального (материального и процессуального) права конкретных государств. Соответственно, можно различать два уровня правового регулирования отношений в сфере международного коммерческого арбитража: а) международно-правовой и б) национально-правовой.

Международно-правовое регулирование деятельности арбитража осуществляется по следующим основным направлениям: а) унификация норм национального процессуального законодательства различных государств об арбитраже для обеспечения единообразия подходов к регулированию соответствующих отношений, в том числе - арбитражной процедуры; б) создание рекомендательных (модельных) правил арбитражной процедуры; в) создание международно-правовой юридической основы для признания и исполнения арбитражных решений на территории различных государств [11. с. 67].

Основными методами международно-правового регулирования отношений в области международного коммерческого арбитража является создание требуемого договорно-правового механизма регулирования посредством заключения государствами многосторонних и двусторонних договоров по соответствующим вопросам, а также выработка в рамках международных межправительственных организаций и неправительственных организаций, рекомендательных правил арбитражной процедуры. Первые попытки создания международного договорно-правового механизма регулирования отношений в области арбитражного разбирательства были предприняты в конце XIX в. Существующие в настоящее время международные договоры в сфере международного коммерческого арбитража, можно разделить: по области регулирования - на общие и специальные, по кругу участников - на двусторонние и многосторонние. Многосторонние договоры, в свою очередь, в зависимости от географического расположения участников, делятся на универсальные и региональные.

Республика Беларусь участвует в ряде международных договоров, регулирующих отношения в сфере международного коммерческого арбитража.

1. Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений была подписана БССР самостоятельно как членом ООН 29 декабря 1958 г. и ратифицирована 15 ноября 1960 г., в силу чего в настоящее время действует на территории Республики Беларусь без осуществления процедуры правопреемства. Данная Конвенция действительно является универсальной в полном смысле этого слова, поскольку по состоянию на март 2004 г. ее участниками являются 134 государства всех континентов с различными правовыми, политическим и экономическими системами. Конвенция закрепляет обязанность государств-участников признавать как обязательные и приводить в принудительное исполнение на своей территории арбитражные решения, вынесенные на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение, а также арбитражные решения, которые не считаются внутренними в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение. При этом государства-участники обязаны признавать и приводить в принудительное исполнение арбитражные решения, вынесенные на территории любого иного государства, а не только государства - участника Конвенции. Конвенция, кроме того, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и принудительном исполнении иностранного арбитражного решения, который не может расширяться национальными законами государств, а также запрещает устанавливать в национальных законах более обременительные условия для признания и исполнения иностранных арбитражных решений по сравнению с исполнением внутренних арбитражных решений. Кроме того, Конвенция обязывает государственные суды признавать заключенные арбитражные соглашения как обязательные и не рассматривать по существу дела, по которым такие соглашения заключены. Конвенция допускает возможность присоединения к ней с оговорками. Одну их таких оговорок при подписании и ратификации сделала БССР, приняв на себя обязанность, признавать и исполнять арбитражные решения, вынесенные лишь на территории государств - участников Конвенции, а решения, вынесенные на территории государств, не являющихся участниками Конвенции, - на условиях взаимности. Таким образом, в настоящее время Нью-йоркская конвенция действует для Республики Беларусь с данной оговоркой.

Европейская (Женевская) конвенция о внешнеторговом арбитраже также была подписана в свое время БССР самостоятельно как членом ООН 21 апреля 1961 г. и ратифицирована 14 октября 1963 г., в связи, с чем также применяется в Беларуси в настоящее время без осуществления процедуры правопреемства. Данная Конвенция, которая, несмотря на название, утратила региональный характер в силу присоединения к ней неевропейских государств (Буркина-Фасо, Казахстан, Куба), регулирует вопросы формы и содержания арбитражных соглашений, последствия их заключения, выбор применимого права, возможные основания отмены арбитражного решения государственными судами, а также содержит положения и по некоторым иным вопросам. По состоянию на март 2004 г. в данной Конвенции участвует 29 государств.

Вашингтонская конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от 18 марта 1965 г., которую подписали по состоянию на ноябрь 2003 г. 154 государства, а выполнили внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления ее в силу, - 140 из них, является специальной по предмету регулирования и имеет большое своеобразие по содержанию. Республика Беларусь подписала данную Конвенцию 10 июля 1992 г., вступила в силу для Беларуси она с 9 августа 1992 г. Данная Конвенции, действующая в настоящее время с учетом ряда дополнительных протоколов, в свое время была разработана и принята по инициативе Международного банка реконструкции и развития (ныне - Мировой банк). Ею учрежден обладающий сложной правовой природой Международный центр по разрешению инвестиционных споров, расположенный в Вашингтоне. Центр является, с одной стороны, международной межправительственной организацией, имеющей международную правосубъектность, а с другой - постоянно действующим арбитражным учреждением. Центр рассматривает споры, вытекающие только из инвестиционной деятельности (например, споры, возникающие при исполнении концессионных договоров, и т.д.) и только при определенном субъектном составе сторон. Одной стороной спора должно обязательно являться государство (или уполномоченный орган государства, указанный последним), а другой - частный инвестор (юридическое или физическое лицо) из другого государства. Условием рассмотрения Центром спора является наличие письменного соглашения сторон о рассмотрении спора данным учреждением, а также отказ государства - стороны спора от иммунитета. Правовой базой функционирования Центра является непосредственно сама Вашингтонская конвенция, правила процедуры рассмотрения дел в нем также содержатся в Конвенции и принятых самим Центром регламентах. Дела в участием Республики Беларусь или белорусского инвестора до настоящего времени в практике Центра не встречались.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.