реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании

реферат
озмещение морального вреда как способ защиты прав потребителя реализуется в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст.151 ГК РФ, ст.15 Закона размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом. Зарубежное законодательство размер морального вреда, подлежащего возмещению, ничем не ограничивает и исходит из личности пострадавшего, его психики и материального положения Дедиков С. Моральный вред подлежит компенсации [Текст] // Бизнес-адвокат. - 2008. - № 3. - С. 11.. Размер морального вреда по российскому законодательству зависит от характера нравственных и физических страданий, причиненных потребителю (п.25 Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" Российская газета. - 1994. - № 230. - С. 13.), от вины нарушителя (ст.15 Закона) и возмещается с учетом требований разумности и справедливости (п.2 ст.1101 ГК РФ).

Юристами-практиками в научной литературе высказано мнение, что в некоторых ситуациях разрешение конфликтов "продавец - покупатель" доводится до суда именно потому, что моральный вред невозможно возместить в добровольном порядке, и предлагается на законодательном уровне закрепить подобную возможность Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей [Текст] // Хозяйство и право. - 2007. - № 11. - С. 21.. Полагаю, что на практике реализовать это будет достаточно трудно. Во-первых, нарушитель может и не согласиться с тем, что своими действиями причинил нравственные или физические страдания потребителю, а во-вторых, разногласия по поводу суммы компенсации будут возникать повсеместно, что неизбежно приведет конфликтующие стороны в суд.

Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей

2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение)

Обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества определяется ГК РФ ст. ст.469, 470, 475, 476, 478, 479, 480;

Законом "О защите прав потребителей" ст.4. Прежде всего необходимо определить, что такое "надлежащее" и "ненадлежащее" качество.

Закон формулирует понятие товара "ненадлежащего" качества как товар, который имеет недостаток.

Недостаток - это несоответствие товара стандарту, условиям договора или требованиям, предъявляемым к качеству товара.

В преамбуле Закона даются определения недостатка и существенного недостатка. Существенный недостаток, в отличие от недостатка, делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги в соответствии с его целевым назначением, либо не может быть устраним. Либо появляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительный степени лишится того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар имеющим существенный недостаток.

Существенный недостаток товара - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 24.03.2006 отказано в иске А. к ЗАО "Сателлит" о возврате товара, взыскании стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам определение отменила, указав следующее.

А. приобрел в магазине "Сателлит" телевизор "Тошиба" за 66 937 рублей. В процессе эксплуатации было обнаружено, что телевизор имеет недостаток: после непродолжительного времени телевизор перестает реагировать на пульт дистанционного управления и кнопки управления, расположенные на панели телевизора. Переключение каналов, регулировка громкости и изображения становится невозможным. А. обратился к директору магазина "Сателлит" с требованием о принятии телевизора и взыскании его стоимости, но ему было отказано. После чего А. обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований А., суд в решении указал, что приобретенный истцом товар - телевизор "Тошиба" - не имеет существенных недостатков производственного характера, так как имеющиеся у него недостатки устранимы.

В соответствии со ст.475 ГК РФ, преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей" существенный недостаток товара - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени и другие подобные недостатки.

Согласно заключению назначенной и проведенной по определению суда экспертизы приобретенный истцом телевизор имеет указываемые А. недостатки. Дефект имеет производственный характер, нарушает устойчивую работу телевизора. Устранение дефекта требует значительных материальных затрат и затрат времени из-за отсутствия необходимых запчастей, отсутствует надежность в устойчивой работе телевизора после ремонта.

Также эксперт указал в заключении на устранимость вышеуказанных дефектов только в условиях завода-изготовителя, который находится за пределами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что телевизор не имеет существенных недостатков качества, не соответствует материалам дела.

Решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрения в тот же суд Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 03.05.2006 года [Текст]// Судебная практика. Самара.- 2007.-№ 3.-С.5..

Невозможность или недопустимость использования товара в соответствии с его целевым назначением устанавливается товарной экспертизой. Если в стиральной машине произошло короткое замыкание, использовать такой товар недопустимо и невозможно, и специальных доказательств этого факта не требуется.

Факт невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием. Для подтверждения факта повторного появления недостатка достаточно справки или квитанции об устранении этого недостатка ранее, также подтверждения возникновения недостатка вновь. Хотя Закон не обязывает потребителя ремонтировать товар, устранять бесполезно, так он появится вновь. Обычно это происходит из-за несовершенства всей конструкции товара и технологии его изготовления.

Если потребителю необходимо доказать, что для устранения недостатка требуются большие затраты, то у него могут возникнуть трудности. Понятие "большие затраты" законодательством не определено.

Определение существенного недостатка как недостатка, "вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора", достаточно неясно.

Согласно требованиям Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель вправе рассчитывать на получение товара, качество которого соответствует договору, пригодного для целей обычного использования, соответствующего требованиям стандартов (ст.4 Закон); потребитель имеет право на безопасность товара (ст.7 Закона) и на соответствие товара предоставленной о нем информации (ст.8 Закона). Если товар не соответствует либо стандарту, либо условиям договора, либо предоставленной о нем информации, то этот товар имеет существенный недостаток.

Воспользоваться правами, предусмотренными ст.18 Закона, потребитель может только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке. Если же при покупке товара отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, которые не были оговорены при покупке Сметанников А.Е. Последствия передачи товара ненадлежащего качества [Текст] // Законодательство. - 2007. - № 4. - С. 16..

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества (если это не было оговорено продавцом) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

соразмерного уменьшения покупной цены;

замены на товар аналогичной модели (марки, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

расторжения договора купли-продажи.

Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных прав он воспользуется в возникшей ситуации. Из этого правила есть три исключения.

Во-первых, в отношении технически сложных товаров при отсутствии существенных недостатков потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на устранение недостатков, а также о соразмерном уменьшении покупной цены. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков.

Во-вторых, в отношении товаров, закупленных продавцом по договору комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя об устранении недостатков товара или возмещении расходов на исправление недостатков и о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) удовлетворяются только с согласия продавца. Это объясняется тем, что в комиссионном магазине вещь может оказаться в единственном экземпляре и заменить ее продавцу будет нечем.

Настаивать на удовлетворении этих требований потребитель не вправе, он может предъявить продавцу иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи.

В-третьих, по товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявлять требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст.18 Закона). Комментарий к Закону «О защите прав потребителей». [Текст] / Под ред. Долбилина А.С. - М., Юрайт. 2004. - С.27.

Эти требования потребитель вправе предъявить только в том случае, если недостатки обнаружены, когда срок годности товара еще не истек.

Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 31.03.2006 удовлетворен иск Н. к ЗАО "Проспект-Инвестстрой" о расторжении заключенного между ними договора о долевом участии в строительстве 1-комнатной квартиры. В пользу Н. взыскана денежная сумма в размере 401 250 рублей, внесенная в качестве выплаты по договору, и компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. В удовлетворении требований Н. о взыскании убытков в сумме 250 380 рублей отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам решение в части отказа в удовлетворении иска Н. о взыскании убытков отменила, указав следующее.

Суд, отказывая в иске Н. о взыскании убытков, сослался на то, что размер убытков носит предположительный характер и судом не установлено, что истцу неисполнением обязательств причинены убытки.

Между тем в соответствии со ст.14 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Суд же, установив нарушение прав истца со стороны ответчика неисполнением договора, не обсуждал и не давал оценки доводам истца о том, что в связи с удорожанием стоимости жилья он вынужден по более высокой цене приобретать аналогичную квартиру, тем самым несет убытки (ст.29 ФЗ РФ "О защите прав потребителей").

Суд в нарушение вышеуказанных норм материального права, а также ст. ст.56, 67 ГПК РФ не определил этих юридически значимых обстоятельств по делу и не дал им юридической оценки.

С учетом изложенного решение суда в указанной части отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 10.05.2006 года [Текст]// Судебная практика. Самара.- 2007. -№ 3.-С.3..

Заканчивая данный параграф, хочется отметить, что мы выделили неисполнение и ненадлежащее исполнение как основные способы защиты прав потребителей, это выделение является условным и основано только на количестве случаев их применения. Все другие способы защиты прав потребителей имеют с указанными равную силу и могут применяться наравне с ними. Наиболее частное применение рассмотренных способов объясняется тем, что порядок их применения отработан на протяжении достаточно длительного времени и не вызывает принципиальны споров, тогда как другие способы из-за недостаточной продуманности могут породить массу споров при их применении.

2.2 Меры гражданско-правовой ответственности, применяемые для защиты прав потребителей

Гражданско-правовая ответственность при всем разнообразии общественных отношений, регулируемых нормами советского гражданского права, однородна, так как она опирается на единые принципы правового регулирования. Такими общими принципами, из которых, исходят нормы советского гражданского права при регулировании ответственности за нарушение гражданских прав и обязанностей, являются: принцип строжайшего соблюдения законности при применении мер гражданско-правовой ответственности; имущественный характер гражданско-правовой ответственности; полнота гражданско-правовой ответственности и принцип вины, которая является важнейшим условием гражданско-правовой ответственности. Несмотря на это единство, следует различать отдельные виды гражданско-правовой ответственности. Разграничение видов гражданско-правовой ответственности можно провести по различным признакам. Так, по основаниям возникновения ответственности различают ответственность договорную и внедоговорную. В тех случаях, когда на стороне должника по обязательству выступают несколько лиц, ответственность этих лиц может быть долевой, солидарной или субсидиарной. В тех случаях, когда наступление вреда или убытков явилось результатом не только поведения нарушителя гражданских прав, но и виновного поведения самого потерпевшего, говорят о так называемой смешанной ответственности. Наконец особый характер ответственности установлен законом на случай просрочки в исполнении обязательства. Прокш М. Ответственность за нарушение прав потребителей [Текст] // Законность. - 2003. - № 10. - С. 21.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.