|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Спецслужбы России
|
|
|
оздание такой мощной структуры привело к неограниченным полномочиям последней и, как следствие, к массовым нарушениям законности. Это в полной мере проявилось в 1937-1938 г., когда репрессиям подверглись тысячи граждан, в том числе партийных и государственных деятелей.Накануне Великой отечественной войны, в феврале 1941 г., была проведена очередная реорганизация силовых ведомств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля НКВД был разделен на два наркомата - внутренних дел и государственной безопасности СССР. На местах были созданы наркоматы (республик) и управления госбезопасности. Таким образом, спецслужба вновь обрела самостоятельность.Во время войны органы государственной безопасности вели большую работу но борьбе с фашистскими захватчиками. Разведка и контрразведка организовывали и активно использовали оперативно-боевые и разведывательно-диверсионные группы, руководили партизанским движением на оккупированных территориях, вылавливали диверсантов в тылу. Основной задачей советских спецслужб на фронтах было ограждение войсковых структур от проникновения вражеских шпионов, диверсантов и террористов, сохранение в тайне оперативных планов и замыслов командования.Указом Президиума ВС СССР 20 июля 1941 г. НКВД и НКГБ были объединены в единый НКВД СССР,Для ведения борьбы с диверсантами в действующей армии, обеспечения непроницаемости линии фронта вражеской агентурой в 1943 г. было создано новое подразделение спецслужб - Главное управление контрразведки "Смерш", которое было передано из НКВД в ведение Наркомата обороны СССР.После победы в войне переход к мирной жизни потребовал внесения изменений в организацию деятельности спецслужб, а также реорганизацию структуры данного ведомства.В марте 1946 г. решением партии и правительства было создано Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР, в задачи которого входило получение информации о политических планах руководства государств, ведущих разведывательно-подрывную деятельность против СССР, о работе их спецслужб, а также о военно-экономическом потенциале. Кроме того, на МГБ возлагалось ведение контрразведывательной работы.13 марта 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР при Совете Министров был создан новый орган - Комитет государственной безопасности (КГБ), который имел в своем составе разведку и контрразведку, управления по обеспечению безопасности транспорта и связи, по защите конституционного строя, по борьбе в организованной преступностью, по обеспечению охраны высшего руководства государства и ряд других подразделений. Сосредоточение всех функций спецслужб в одном лице обеспечивало КГБ СССР оперативное использование всех средств и методов работы по обеспечению безопасности государства.КГБ СССР просуществовал до 1991 г., когда в связи с распадом СССР данная структура подверглась очередной реорганизации и некогда монолитное ведомство распалось на пять самостоятельных служб: разведку, контрразведку, правительственную связь, государственную охрану и пограничную службу.В конце сентября 1990 г. делегация под руководством министра внутренних дел СССР В.В. Бакатина привезла из Оттавы известие о приеме страны в Интерпол. В состав делегации входил будущий создатель НЦБ генерал-полковник В.П. Трушин.В обращении на имя Генерального секретаря Интерпола Р.Э. Кеидалла говорилось:"В настоящее время Советский Союз, как и многие другие страны, выражает серьезную озабоченность ростом преступности в мире, особенно транснациональной. Советская сторона неоднократно подчеркивала свое стремление активно участвовать в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Мы считаем, что в современных условиях эффективность борьбы с международной преступностью, особенно с организованными ее формами, включая терроризм и наркобизнес, во многом зависит от степени взаимодействия между национальными органами уголовной полиции (милиции) всех стран...В Советском союзе в 1989 году уровень преступности на 100 тыс. населения составил 862. Транснациональная преступность пока не оказывает сколь-нибудь существенного влияния на криминогенную ситуацию в стране, но с расширением международных контактов не исключается возможность усиления такого влияния.Это является еще одним аргументом в пользу нашего обращения о вступлении в Интерпол" Дайчман И. Интерпол. Всемирная система борьбы с преступностью м.: 2003.- с.96.Днем образования московского НЦБ Интерпола считается 27 сентября 1990 г. В качестве правопреемника бывшего СССР Россия стала членом МОУП-Интерпола в 1993 году.В первые месяцы становления отечественной службы Интерпола была проделана огромная работа по определению идеологии в основных направлений деятельности новой службы. Был учтен опыт национальных Центральных бюро Интерпола многих стран. И уже с 1 января 1991 года НЦБ начало работу с зарубежными коллегами по обмену информацией и исполнению запросов иностранных полицейских организаций.Работа эта начиналась в непривычной обстановке. Предстояло обеспечивать взаимодействие органов внутренних дел тогда еще Советского Союза с полицией многих стран, работавшей по другим законам, на совершенно другом уровне технической оснащенности, а также с организацией, чья штаб-квартира только что переехала из Парижа в Лион, в суперсовременный комплекс, оснащенный по последнему слову техники.Первые месяцы работы НЦБ позволили накопить некоторый опыт, оценить его и на этой основе уже к концу 1991 года создать службу в основном в том виде, в котором она существует и поныне.2. Проведение совместных операций российскими и зарубежными спецслужбами2.1 Взаимодействие российских спецслужб с зарубежными коллегами по линии ИнтерполаВ период с 1992 по 1994 год была создана система работы с Информацией, подготовлена и внедрена организационная структура, подобраны люди, создавшие кадровый костяк. Одновременно велась разработка полноценной нормативной базы, регулирующей деятельность НЦБ Интерпола в системе органов внутренних дел России и порядок их взаимодействия.Уже в 1993-1994 годах взаимодействие осуществлялось с правоохранительными органами 115 государств. Это отразилось на увеличении поступающей и отправляемой информации. За год в НЦБ было обработано 27,5 тыс. запросов, поручений и иных сообщений, сотрудники НЦБ оказали содействие правоохранительным органам России и зарубежных стран в раскрытии и расследовании более 2600 преступлений, в том числе 109 - против личности, 277 - связанных с фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг и документов, 511 - в сфере экономики, 1257 - по кражам автотранспорта. Стало ясно, что объем оперативной информации, поступающей в НЦБ Интерпола, превышает все возможные уровни нагрузки. И тогда были заложены основы автоматизированной системы ее обработки, которая вывела наше НЦБ на одно из первых мест в мире по уровню технической оснащенности Дайчман И. Интерпол. Всемирная система борьбы с преступностью м.: 2003.- с.97 .Основным пользователем, оцепившим возможности компьютерной системы обработки информации, стал отдел международного розыска, развернувший полномасштабную работу по основным направлениям информационного обеспечения борьбы с международной преступностью.В тот же период была создана дежурная служба НЦБ Интерпола. При весьма скромной численности служба эта сумела обеспечить практически бесперебойное получение, обработку, отправку, регистрацию и ведение банков данных НЦБ на рабочих языках Интерпола. Уже в январе 1992 года узел связи НЦБ Интерпола в России перешел на круглосуточный режим работы.В 1995 году в Москву нанес первый визит Генеральный секретарь Интерпола Раймонд Кепдалл. Состоялась его рабочая встреча с заместителем директора Центробанка РФ по вопросам борьбы с фальшивомонетничеством и отмыванием денег.К концу 1995 - началу 1996 года использование правоохранительными органами России возможностей Интерпола выходит на качественно новый уровень. В этих условиях стало ясно, что следует определить статус НЦБ Интерпола не только как подразделения МВД, но и как органа, действующего на межведомственном уровне.В 1996 году были подписаны Указ Президента РФ №1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" и Постановление Правительства № 1190 "Об утверждении Положения о национальном Центральном бюро Интерпола". Эти документы повышали статус НЦБ И определяли возможность создания территориальных подразделений в субъектах РФ.В соответствии с Постановлением НЦБ Интерпола подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД, имеет статут главного управления и является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.К настоящему времени филиалы НЦБ Интерпола созданы и функционируют в 72 субъектах Федерации. Одновременно была развернута планомерная подготовка сотрудников филиалов НЦБ, где они осваивают тонкости взаимодействия с зарубежными коллегами по Интерполу.И течение 1998 года по инициативе российских правоохранительных органов в международный и межгосударственный розыск было объявлено около 500 скрывающихся от правосудия лиц. В результате в числе прочих экстрадированы или заключены под стражу:Козленок А.Б., директор компании "Голден Ада", обвинявшийся в совершении мошеннических действий, причинивших Гохрапу РФ ущерб на сумму свыше 178 миллионов долларов;Дрямов В.Ю., бывший директор концерна "Тибет", разыскивавшийся за мошенничество в особо крупных размерах и обман миллионов вкладчиков;Мирошник Г.М., обвиняемый в хищении государственного имущества на сумму более 9 миллионов марок и 270 миллионов рублей;Пахманович Л.А., обвиняемый в хищении с использованием фальшивых авизо денежных средств на сумму 3,8 миллиарда рублей;Шаракип А.В., обвиняемый в мошенническом хищении госимущества на сумму более 313 миллиардов рублей Дайчман И. Интерпол. Всемирная система борьбы с преступностью м.: 2003.- с.100.Есть в этом списке и немало участников организованных преступных группировок.Анализ поступающих запросов показал, что б структуре расследуемых транснациональных экономических преступлений устойчиво преобладают следующие:мошенничества и должностные преступления;хищения денежных средств и ценных бумаг;отмывание денег;уклонение от налогов;нарушение валютного законодательства.По линии экономических преступлений наиболее активно с российским НЦБ взаимодействуют Германия, США, Украина, Литва, Латвия, Швейцария, Австрия, Италия, Чехия, Великобритания. НЦБ продолжает информационное сопровождение по ряду уголовных дел экономической направленности.В настоящее время НЦБ Интерпола в России ежедневно обрабатывает куда больший объем оперативной информации, чем бюро Интерпола европейских стран. В 2000 году было исполнено и подготовлено более 100 000 запросов, поручений, ответов и других сообщений. По этому показателю с российскими коллегами могут сравниться только НЦБ Интерпола в США.2.2 Совместные операции российских и зарубежных спецслужбВ начале ХХI столетия российские спецслужбы все чаще проводят совместные операции со своими коллегами из стран СНГ и дальнего зарубежья.Более 200 руководителей спецслужб и правоохранительных органов из стран - участников СНГ, "восьмерки", НАТО, Европейского союза и других собрались на совещание в Новосибирске в апреле 2005г. Акция, казавшаяся в совсем недалеком прошлом невозможной, сейчас даже не воспринимается, как беспрецедентная.Что же касается места встречи руководителей спецслужб, то столица Сибирского федерального округа, как считают в областном УФСБ, была выбрана не случайно. За последние месяцы новосибирские контрразведчики сумели найти общий язык со спецслужбой другой страны - Казахстана. Уже проведено несколько совместных операций по перекрытию международных каналов, по которым в Сибирь из Средней Азии поступали наркотики. Видимо, опыт "подружившихся" спецслужб может пригодиться коллегам.Контакты у ведущих спецслужб налажены на неплохом уровне.Как заявил директор ФСБ России Николай Патрушев, без обмена информацией и совместных мероприятий невозможно эффективно противодействовать террористам, которые становятся все более жестокими и изощренными. Это серьезный противник, требующий адекватного отношения мирового сообщества, - подчеркнул Николай Патрушев. Опасность со стороны международных террористов многократно возрастает в связи с возможностью использования ими оружия массового поражения. Эта угроза обусловливает необходимость объединения усилий всех стран, и в первую очередь их специальных органов.При этом директор ФСБ России Николай Патрушев успокоил журналистов, объяснив, что об информационном обмене между спецслужбами в сфере разведки и контрразведки речи не идет. Борьба с терроризмом - дело другое, ради которого можно забыть о политических разногласиях и профессиональных секретах.Правда, слова о спокойствии журналистов не успокоили, а как раз, наоборот, взволновали, ведь глава ФСБ фактически признал, что угроза использования террористами оружия массового уничтожения не такая уж и эфемерная.Масла в огонь подлил и руководитель антитеррористического центра ФБР США Джон Льюис. Как гром среди ясного неба прозвучала его фраза о том, что ФБР США располагает оперативной информацией о планах "Аль-Каиды" по проведению терактов с применением биологических и химических веществ. Он не уточнил, о каких именно регионах идет речь.Зато этот вопрос конкретизировали французы. Эффект высказываний Льюиса многократно усилили свежие откровения французских спецслужб о том, что террористы во Франции планировали применить отравляющие вещества, произведенные в террористических лагерях Панкисского ущелья Грузии. Руководителей западных спецслужб трудно заподозрить в предвзятости к чеченским террористам, поэтому их слова не воспринимаются как пропаганда и звучат более чем весомо.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|