реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Специальный субъект преступления и его уголовно-правовое значение

реферат
ризнаки, характеризующие социальную роль и правовое положение субъекта. Это гражданство, должностное положение лица, профессия род деятельности, характер выполняемой работы, отношение к военной службе, участие в судебном процессе и т.п.

Признаки, характеризующие физические свойства субъекта. Это возраст, пол, состояние здоровья и трудоспособность и т.п.

Признаки, характеризующие взаимоотношение субъекта с потерпевшим. Это родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими лицами (родители, мать, дети, другие родственники) т.п. Российское уголовное право. Общая часть. Г.Н. Борзенков, Л.В. Иогамова-Хегай, В.С. Комисарова, А.И. Рарога. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С.215.

В учебной литературе можно встретить и более детальное группирование признаков специального субъекта. Они, являясь факультативными признаками состава преступления, выполняют троякую роль в уголовном законодательстве: во-первых, выступают конструктивными (обязательными) признаками основного состава; во-вторых, входят в состав с отягчающими обстоятельствами; в-третьих, когда не предусмотрены в законе ни в основном составе, ни в составе с отягчающими обстоятельствами, при этом эти особенности специального субъекта относятся к характеристики личности преступника. Именно такая классификация признаков специального субъекта лежит в основе последующих глав данной работы.

2. Признаки специального субъекта, включенные в основной состав преступления

При конструктивных признаках специального субъекта, т.е. включенных в основной состав преступления. Лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, указанные в конкретной уголовно-правовой норме, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье как исполнители преступления, хотя и совершили действия, предусмотренные диспозицией данной нормы. Статья 285 УК предусматривает ответственность за злоупотребление по службе только должностных лиц, которые используют свои служебные полномочия вопреки интересам службы в корыстных или иных личных интересах, если эти деяния повлекли существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Как указано в учебнике по уголовному праву, особенность признаков субъекта преступления данной статьи в том, что они могут совершаться лицом с использованием обязанностей по службе и только благодаря его служебному положению Уголовное право РФ. Общая часть. Под ред.А.И. Рарога. М.: Юристъ, 2005. С.211. Примечание 1 к ст.285 УК, раскрывая признаки должностного лица, в частности, указывает, что таковыми являются представители власти или лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и в муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Так в некоторых научных работах указывается на то, что основанием выполнения конкретным лицом управленческих функций должен быть юридический факт, наделяющий это лицо властными полномочиями и порождающий возникновение управленческих отношений между данным субъектом и лицами, поведение которых выступает управляемым объектом Егорова Н. Юридические основания осуществления управленческих функций специальным субъектом преступления. Уголовное право.2005. №5. С.16.. Поскольку в УК РФ упоминается "специальное" полномочие, логично предположить существование неких "общих" полномочий, т.е. обычных, типичных оснований выполнения управленческих функций.

Далее приводятся примеры в отраслях права. Так в административном праве известны следующие способы замещения должностей: 1) зачисление; 2) назначение на должность; 3) выборы; 4) конкурс Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996. С. 121--122.. В теории уголовного права в качестве оснований выполнения управленческих функций называются акт о назначении на должность, акт выборов См., например: Галахова А.В. Должностные преступления. М., 1998. С. 10; Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.. 2000. С. 114., доверенность, трудовой договор (контракт) Буров B.C. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Ростов-на-Дону, 1997. С. 51.. В работах по проблемам гражданского права к этим основаниям отнесены такие, как: решение о назначении или избрании (в качестве руководителя); особый (сочетающий признаки трудового и гражданско-правового) договор с руководителем или иным субъектом, выполняющим функции органа юридического лицаКозлова Н. Гражданско-правовой статус органов юридического лица. Хозяйство и право. 2004. № 8. С. 47--48..

Не вызывает сомнений, что перечисленные основания являются "общими", т.е. обычными основаниями выполнения управленческих функций. Но для объяснения управленческих функций по специальному полномочию, следует привести разъяснение, данное Пленумом Верховного Суда РФ. В абз.2 п.1 постановлена Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10.02. 2000 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" записано: "Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)" Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. №6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

Одним из самых сложных вопросов по рассматриваемой категории преступлений является вопрос о понятии должностного лица. В этой связи Пленум Верховного Суда РФ еще раз обращает внимание на критерии определения должностного лица, закрепленные в примечании к ст.285 УК.

В связи с этим толкуя это разъяснение, говорится о том, что выполнение функций должностного лица по специальному полномочию соотнесено с возложением на лицо таких функций нормативно-правовым актом или управомоченным органом или должностным лицом. Эти полномочия могут быть временными, одноразовыми, совмещаемыми с основной рабой. Отсутствие таких полномочий, представление их неправомочным субъектом и т.д. исключают наличие должностного лица. Бриллиантов А.В. Побрызгаев Е.В. Уголовный кодекс РФ в материалах действующих постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР) с комментариями. М.: ТК Велби. Проспект. 2008. С.511.

В правовой литературе содержится определение понятия специального полномочия, в соответствии с которым оно представляет собой "официально предоставленные (путем издания нормативного или индивидуального акта) представителю общественности права на осуществление административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, а также функций представителя власти"Ковалева Н. Кто является представителем власти по специальному полномочию? // Российская юстиция. 2002. №2. С.59.. Содержание данного понятия у нас вызывает возражения. Во-первых, наделение специальным полномочием на основании нормативного акта общего действия. Во-вторых, ограничение круга лиц, выполняющих управленческие функции по специальному полномочию, только представителями общественности.

Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст.285-287, 290, ч.2 ст.237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функцииМакаров С. Субъекты должностных и служебных преступлений. Российская юстиция. М.:1999, № 5. С.46.

Толкование организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей приводится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.03. 1990 № 4 “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. Кроме этих разъяснений большую роль играет правоприменительная практика судебных органов. Бриллиантов А.В., Побрызгаев Е.В. Уголовный кодекс РФ в материалах действующих постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР) с комментариями. М.: ТК Велби. Проспект. 2008. С.532.

Обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями является, согласно закону, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества и государства. При этом слово "нарушение" по уточнению Виктора Боркова, определяет те неблагоприятные изменения, которые происходят в объекте преступления. Оно более правильно отражает природу общественной опасности должностного злоупотребления, вытекающую из злонамеренного использования виновным предоставленных ему полномочий. Виктор Борко. Недостатки конструкции состава должностного злоупотребления как причина проблем правоприменения. Уголовное право. 2007. №4. С.11.

Далее указывается на неразрывную связь деяния с последствиями данного состава преступления. Последствия выражаются в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемым законом государственных или общественных интересов. Комментарий к уголовному кодексу РФ. Под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М.,2006. С.367.Сущность деяния заключается в противоречии интересам службы использования должностных полномочий или невыполнения обязанностей. При этом злоупотребление не "влечет за собой", а выражается в нарушении интересов, которые перечислены в диспозиции соответствующей нормы.

Использование полномочий при злоупотреблении выступает формой нарушения интересов личности, общества и государства. При этом ключевым, по-мнению, В. Боркова, является такое свойство субъекта, как способность изменять правоотношения для третьих лиц. То есть нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемы интересов общества или государства происходит во время принятия должностным лицом вредоносного властного, организационно-распорядительного, административно-хозяйственного решения, что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.03. 1990 № 4 “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. В свою очередь термин "существенное" характеризует именно злоупотребление, потому что "неблагоприятные последствия" неминуемы, жестко привязаны к употреблению полномочий. Использование конкретных полномочий всегда влечет такие же конкретные последствия. Так показательны виды "существенных нарушений", которые приводятся в приведенном выше постановлении. Все они описываются посредством указания на действия или бездействие виновного. Так существенный вред может выражаться: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений, создание помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. Бриллиантов А.В., Побрызгаев Е.В. Уголовный кодекс РФ в материалах действующих постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР) с комментариями. М.: ТК Велби. Проспект. 2008. С.532.

Одной из разновидности преступлений совершенных должностным лицом, является преступление совершенное "представителем власти". Само понятие "представитель власти" как разновидность должностного лица определено законодателем в примечании к ст.318 УК РФ в гл.32, предусматривающей уголовную ответственность за посягательства на порядок управления. Согласно закону представителем власти признается должностное лицо как правоохранительного, так и контролирующего органа, либо другое должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости. Уголовный кодекс РФ. М.: ТК Велби, Проспект. 2007. С.163 Следовательно, специальными субъектами указанных составов могут быть только представители власти, т.е. круг должностных лиц органов суда, прокуратуры, МВД, ФСБ и других лиц, которые наделены властными полномочиями по отношению к другим гражданам.

Прежде всего, следует отметить, что представитель власти должен обладать властными полномочиями, которые реализуются в праве должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания или распоряжения, обязательные к исполнению, как должностными лицами, так и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и другими юридическими лицами независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности и подчиненности. Причем представитель власти осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке постоянно, временно или по специальному поручению. Поэтому для признания лица представителем власти необходимо установить, на каком основании он занимает должность (назначение, выборы, иное) в органах законодательной, исполнительной, а также судебной власти либо в органах местного самоуправления.

Таким образом, по отношению к другим должностным лицам представители власти как субъекты должностного преступления, как справедливо отмечает Б.В. Здравомыслов, обладают рядом специфических признаков, правильное определение которых имеет большое значение для применения соответствующих норм, предусматривающих ответственность за самые различные должностные преступления Б.В. Здравомыслов. Состояние преступности в России. М.,1997 . С. 7..

В свою очередь, правильное установление признаков специального субъекта - представителя власти - дает возможность отграничивать специальные составы, предусмотренные ст. ст.299, 300-303 и 305 УК от общих должностных преступлений гл.30 УК РФ. Особенно это важно, когда имеют место общая и специальная нормы (конкуренция норм) и согласно закону (ч.3 ст.17 УК), совокупность преступлений отсутствует, а уголовная ответственность наступает по специальной норме.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.