реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современные проблемы управления городом: местное самоуправление и городское развитие

реферат
p align="left">Вторым по значимости является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность - неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкциях правовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Принцип гласности - принцип, основные требования которого:

1) обеспечение информированности граждан о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) обеспечение доступности обсуждения важнейших государственных вопросов и вопросов местного значения;

3) изучение и учет общественного мнения Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. - Саратов: Форум, 2007.-С. 15.

Принцип законности - принцип, основное требование которого - это соблюдение Конституции РФ и законов, соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В государственном управлении для законности характерно: общеобязательность законов, их верховенство над правовыми актами управления; единообразное понимание и исполнение законов на всей территории Российской Федерации; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; связь с правовой культуройКозлова Ю.М., Попова Л.Л. Административное право.- М.: Юристъ, 2002. - С.12 .

Согласно взглядам Н.И. Лазаревского, сущность самоуправления определяется следующими принципами:

1) самоуправление есть осуществление правительственных прав по поручению от государства;

2) самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления;

3) самоуправление есть исполнение задач государственного управления самим государством;

4) органы самоуправления являются органами и представителями самого государства. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Изд-во "Проспект", 2004. С. 17 - 18.

Функции местного самоуправления - это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Иногда функции именуются вопросами местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относил: принятие нормативных актов по вопросам местного значения; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; комплексное благоустройство территории муниципального образования, социально-экономическое развитие территории и т.п.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет за каждым типом муниципальных образований собственный перечень вопросов местного значения. Вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории, землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны исторических памятников, сохранения объектов культурного наследия, организации досуга, развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещения отнесены к компетенции городских и сельских поселений. Вопросы предоставления образования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды отнесены исключительно на районный уровень. Вопросы электро- и газоснабжения, содержания и строительства автомобильных дорог, сбора и переработки отходов, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, формирования и содержания архивов, предоставления транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами. К вопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местного значения поселения и муниципального района.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретной этапе их исторического развития. Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания компетенции, полномочий, основных направлений, форм и методов осуществления муниципальной деятельности. Функции первичны по отношению к компетенции и полномочиям органов местного самоуправления. Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, а особенно отдельные полномочия подвержены более частным изменениям. Функции же более стабильны по сравнению с компетенцией, т. к. отражают исторически обусловленную природу местного самоуправления Дмитриева Ю.А. Муниципальное право.- М.: Изд-во "Эксмо", 2005. -С. 120. .

В функциях местного самоуправления выражается его сущность, та роль, которую органы местного самоуправления играют при решении вопросов местного значения, удовлетворении потребностей населения и повышения качества его жизни, а также развитии муниципального образования. В настоящее время к функциям местного самоуправления относится:

1) обеспечение непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, учет и координация интересов различных групп населения;

2) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

3) управление муниципальной собственностью и местными финансами;

4) осуществление социальной политики местного самоуправления, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

5) охрана окружающей среды;

6) обеспечение общественного порядкаНаумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. - Саратов:Форум, 2007.- С. 100 .

В функциях органов муниципального управления выражается их сущность, та роль, которую они играют в осуществлении местного самоуправления. В зависимости от характера основных функций органы местного самоуправления подразделяются на представительные, исполнительные, контрольные и избирательные комиссии.

Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Функции местного самоуправления - это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач.

1.2 Муниципальные образования: городские поселения, городские округа, города федерального значения как объекты управления

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” №131-ФЗ от 6 октября 2003. - Ст.2.

Муниципальное образование также рассматривают как социальную систему, представленную в виде поселения, содержащую три основных компонента: люди - вещи - отношения и имеющую цель, задачи, функции, права и ответственность. Под вещами в данном случае понимаются предприятия, организации, природные ресурсы, имущество, финансы и т.п. А под отношениями - правила поведения органов местного самоуправления между собой, с населением муниципального образования, с органами государственной власти, с общественными организациями, политическими партиями и движениями и т. пВильямский В.С., Дедяев В.М. Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1996. - С. 23.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко выделяет пять видов муниципальных образований (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения) и не допускает осуществление местного самоуправления на иных территориях.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” №131-ФЗ от 6 октября 2003. - Ст.2. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

В состав территории городского поселения могут входить:

а) один город или один поселок городского типа;

б) территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения;

в) территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (данные территории должны быть внесены в генеральный план городского поселения). Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. - Саратов: Форум,2007.-С.63

Вне сомнения, городскими поселениями являются города: они могут быть республиканского (республики в составе РФ), краевого, областного, окружного и районного значения. Помимо того, что они имеют официальный статус города, важным фактором является и то, что население в подавляющем большинстве не имеет отношения к сельскохозяйственному труду. Городскими поселениями можно считать и многие поселки, даже входящие в состав сельских районов, если большинство жителей поселка профессионально не занимается сельским хозяйством.

К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и т. д http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” №131-ФЗ от 6 октября 2003. - Ст.2.

Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Таким образом, распространение двухуровневой модели местного самоуправления на крупные города не осуществляется, т. к. признается нецелесообразным. Городской округ остается одноуровневым, т.е. он не входит в состав муниципального района и не содержит в своем составе самостоятельных городских и сельских поселений.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также определяет условия наделения городского поселения статусом городского округа. На него смогут претендовать только города, где есть «сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществления отдельных переданных государственных полномочий», т.е. в основном столицы субъектов Российской Федерации и крупнейшие районные центры.

Для городского поселения характерно Зотов В.Б. Система муниципального управления . - СПб.: “Питер”, 2007. - С. 66-67.: инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами, преобладание несельскохозяйственных видов занятости, характер застройки многоэтажный, многоквартирный и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.