p align="left">Конфедерация относится к непрочным образованиям: после достижения цели, ради которой государства объединились, союз может распасться или, напротив, если сложились прочные связи между членами конфедерации, она может перерасти в федерацию. Под формой правления обычно понимают организации верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношений между собой и с населением. Различают монархическую и республиканскую формы правления. Монархия обладает следующими юридическими признаками: - единоличное правление -- монарх единолично решает главные вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти, назначает чиновников по своему усмотрению, занимается законотворчеством, обладает всей полнотой власти; - монарх выступает в политике как представитель всего народа; - власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству; - монарх не несет ответственности за результаты своего правления, отвечая лишь «перед Богом и историей». Выделяют два главных вида монархической формы правления: неограниченную (абсолютную) и ограниченную (парламентарную, конституционную) монархию. В настоящее время монархическая форма правления принята в Великобритании, Испании, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратах, Швеции, Японии и др. Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки: - коллективное правление, т. е. высшие органы власти представляют собой выборные учреждения, выражающие интересы народа; - государственная власть в республике срочная и сменяемая. Это означает, что глава государства, представительные органы населения избираются на определенный срок и нередко глава государства и депутаты парламента не могут быть избраны на этот пост более двух сроков подряд; - правление основано на принципе разделения единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые выполняют различные и только им порученные функции; - должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки, роспуска парламента, снятия с должности, привлечения к уголовной, дисциплинарной ответственности за злоупотребление своим должностным положением и др. В современном мире выделяют два вида республик -- президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности. В президентской республике президент самостоятельно решает вопрос о формировании состава правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, а правительство не несет ответственности перед парламентом. Президентская республика имеет ряд дополнительных признаков, например, президент не обладает правом роспуска парламента, но парламент вправе возбудить вопрос об отстранении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства. Что касается парламентарной республики, то здесь правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства. К числу президентских республик относятся в настоящее время США, Бразилия, Сирия, Мексика и др., а к парламентарным республикам -- Италия, Индия, Турция, Финляндия и др. Надо отметить, что оба вида республик имеют как достоинства, так и недостатки. Например, в качестве достоинств президентской республики отмечают ее стабильность, так как президент избирается на фиксированный срок и на тот же срок формируется правительство. Оно не может быть уволено в отставку парламентом, в том числе по причинам изменения соотношения политических сил. Однако президентская республика таит в себе опасность президентского авторитаризма, т. е. установления личной власти президента. Определенные недостатки имеет и парламентарная республика, и главный из них -- политическая нестабильность, так как изменение парламентского большинства влечет утрату поддержки правительства со стороны парламента и объявление правительству вотума недоверия. Наиболее яркий пример -- Италия, где правительство практически меняется каждый год. В то же время парламентарная республика обладает тем несомненным достоинством, что здесь деятельность правительства находится под контролем парламента, который избран народом, и, следовательно, правительство обязано учитывать соотношение сил в парламенте и общественное мнение. Отмеченные достоинства и недостатки разных видов республиканской формы правления подчеркивают тот факт, что в «чистом» виде ни одна из названных республик в настоящее время не существует. На практике применяются смешанные, или гибридные, формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики, а также президентско-парламентарные. В таких моделях чаще всего ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия), а в парламентарной республике ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, например, путем установления повышенного кворума (ФРГ). Четвертый элемент формы государства -- политический (государственный) режим -- в значительной мере характеризует не только форму государства, но и содержание его деятельности. Политический режим по существу является оценочным критерием всей формы государства. Политический режим есть совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Режим характеризует правовое положение личности в обществе и государстве, ее фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны, юридические формы деятельности государственных органов и их фактические полномочия и др. Различают две разновидности политических режимов -- демократические и недемократические. В свою очередь каждая из этих разновидностей подразделяется на виды. Так, видами недемократических режимов в настоящее время принято считать: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный. Среди демократических режимов выделяют либерально-демократический и собственно демократический. Характерные черты различных видов недемократических режимов: - деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю. Власть последнего ничем не ограничена и отличается жесткими методами управления, большим налоговым гнетом, подавлением любого недовольства и несогласия с проводимой политикой. Этот режим характерен, как правило, для абсолютной монархии восточного типа (Ближний Восток, Африка, Азия). - тиранический режим по своим признакам близок деспотическому и тоже основан на единоличном правлении, произволе по отношению к подвластным. Поэтому тираническому режиму присущи те же признаки, что и деспотическому. Особенности тиранического режима состоят в том, что он устанавливается чаще всего захватническим путем или посредством завоевания одних народов другими, в дальнейшем навязывая побежденному народу свои порядки, свою религию, обычаи и культуру. - тоталитарный режим был установлен в ряде стран в XX в. Термин «тоталитаризм» введен в политический оборот в 1925 г. Б. Муссолини и означает всеохватывающий, полный всеобъемлющий характер власти государства, его контроль за всеми сферами жизни общества. Термин был использован для обозначения фашистского режима в Италии и национал- социалистического режима в Германии, а с 1929 г. он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарному режиму присущи следующие черты: - основывается на идее полного господства государства над личностью, - в политической жизни насильственно устанавливается однопартийная система; другие партии запрещаются или уничтожаются; - утверждается господство одной официальной идеологии, которая объявляется общегосударственной; никакие иные учения или теории не разрешаются, а все выступления, художественные и иные произведения должны соответствовать этой идеологии; - власть концентрируется в руках партийной верхушки, все государственные посты и привилегии распределяются исключительно по партийной принадлежности; - явный или скрытый культ личности руководителя партии -- вождя; - осуществляется государственно организованный террор в отношении несогласных с режимом или его критикующих; народ превращается в толпу, которой легко управлять; устанавливается система концентрационных лагерей; - полная унификация жизни общества, контроль за образованием, литературой, искусством, всей духовной жизнью; устранение влияния церкви, подчинение государству средств массовой информации; - экономической основой режима служат государственная собственность - крайняя централизация государственного аппарата, соединение в одном органе законодательной и исполнительной власти, отсутствие независимой судебной власти. К тоталитаризму принято относить социалистическое (коммунистическое) движение, основанное на классовом критерии. Оно получило развитие в СССР, КНР во времена Мао Цзэдуна, в Кампучии в период правления Пола Пота. Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитарного режима нередко получали специфическое проявление. Фашистскому режиму свойственны те же черты, что и тоталитарному. Однако фашистский режим имеет следующую специфику: - основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию в качестве высшей. Другие же, «неполноценные» народы должны либо обслуживать высшую расу либо подвергаться уничтожению; - проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам и народам; милитаризируется внутренняя жизнь страны. Считается, что в настоящее время нигде не существует фашистского режима, однако периодически можно наблюдать отдельные проявления фашистской идеологии. Авторитарный режим значительно мягче тоталитарного. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей -- правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для рассматриваемого режима характерны следующие особенности: - власть элиты не ограничена законом; - народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты; - в области политической жизни допускается существование многопартийности, однако оппозиционные партии запрещаются; - провозглашается приоритет интересов государства перед личными интересами; - принуждение и насилие проводятся только в отношении открытых противников строя. Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и нередко перерастает в тот или другой. Здесь большую роль играет ориентация правящей элиты и ее лидера. Характерные черты различных видов демократических режимов: Демократия означает народовластие, поэтому базу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ выбирает представительные органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума, т. е. всенародного голосования), а также контролирует в той или иной мере деятельность государства. Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической -- предполагает широкий спектр общественных объединений, многопартийность; в духовной -- разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям. Функции государства делятся на внутренние и внешние: - внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны. К ним относятся политическая; экономическая; социальная; экологическая; налогообложения и финансового контроля; охрана и защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. - внешние функции раскрывают специфику интересов государства в межгосударственном общении. Внешние функции государства составляют: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Деятельность каждой функции для государства очень важна и нам известна. Остановлюсь подробнее на функции поддержки мирового порядка и функции сотрудничества по глобальным проблемам , которые предполагает:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|