реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современные подходы к пониманию государства и права

реферат
p align="left">Конфедерация относится к непрочным образованиям: после достижения цели, ради которой государства объединились, союз может распасться или, напротив, если сложились прочные связи между членами конфедерации, она может перерасти в федерацию.

Под формой правления обычно понимают организации верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношений между собой и с населением. Различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

- единоличное правление -- монарх единолично решает главные вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти, назначает чиновников по своему усмотрению, занимается законотворчеством, обладает всей полнотой власти;

- монарх выступает в политике как представитель всего народа;

- власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

- монарх не несет ответственности за результаты своего правления, отвечая лишь «перед Богом и историей».

Выделяют два главных вида монархической формы правления: неограниченную (абсолютную) и ограниченную (парламентарную, конституционную) монархию.

В настоящее время монархическая форма правления принята в Великобритании, Испании, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратах, Швеции, Японии и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

- коллективное правление, т. е. высшие органы власти представляют собой выборные учреждения, выражающие интересы народа;

- государственная власть в республике срочная и сменяемая. Это означает, что глава государства, представительные органы населения избираются на определенный срок и нередко глава государства и депутаты парламента не могут быть избраны на этот пост более двух сроков подряд;

- правление основано на принципе разделения единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые выполняют различные и только им порученные функции;

- должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Эта ответственность выражается в форме отставки, роспуска парламента, снятия с должности, привлечения к уголовной, дисциплинарной ответственности за злоупотребление своим должностным положением и др.

В современном мире выделяют два вида республик -- президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике президент самостоятельно решает вопрос о формировании состава правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, а правительство не несет ответственности перед парламентом. Президентская республика имеет ряд дополнительных признаков, например, президент не обладает правом роспуска парламента, но парламент вправе возбудить вопрос об отстранении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

Что касается парламентарной республики, то здесь правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских республик относятся в настоящее время США, Бразилия, Сирия, Мексика и др., а к парламентарным республикам -- Италия, Индия, Турция, Финляндия и др.

Надо отметить, что оба вида республик имеют как достоинства, так и недостатки. Например, в качестве достоинств президентской республики отмечают ее стабильность, так как президент избирается на фиксированный срок и на тот же срок формируется правительство. Оно не может быть уволено в отставку парламентом, в том числе по причинам изменения соотношения политических сил. Однако президентская республика таит в себе опасность президентского авторитаризма, т. е. установления личной власти президента.

Определенные недостатки имеет и парламентарная республика, и главный из них -- политическая нестабильность, так как изменение парламентского большинства влечет утрату поддержки правительства со стороны парламента и объявление правительству вотума недоверия. Наиболее яркий пример -- Италия, где правительство практически меняется каждый год. В то же время парламентарная республика обладает тем несомненным достоинством, что здесь деятельность правительства находится под контролем парламента, который избран народом, и, следовательно, правительство обязано учитывать соотношение сил в парламенте и общественное мнение.

Отмеченные достоинства и недостатки разных видов республиканской формы правления подчеркивают тот факт, что в «чистом» виде ни одна из названных республик в настоящее время не существует. На практике применяются смешанные, или гибридные, формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики, а также президентско-парламентарные. В таких моделях чаще всего ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия), а в парламентарной республике ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, например, путем установления повышенного кворума (ФРГ).

Четвертый элемент формы государства -- политический (государственный) режим -- в значительной мере характеризует не только форму государства, но и содержание его деятельности. Политический режим по существу является оценочным критерием всей формы государства.

Политический режим есть совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Режим характеризует правовое положение личности в обществе и государстве, ее фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны, юридические формы деятельности государственных органов и их фактические полномочия и др.

Различают две разновидности политических режимов -- демократические и недемократические. В свою очередь каждая из этих разновидностей подразделяется на виды. Так, видами недемократических режимов в настоящее время принято считать: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный. Среди демократических режимов выделяют либерально-демократический и собственно демократический.

Характерные черты различных видов недемократических режимов:

- деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю. Власть последнего ничем не ограничена и отличается жесткими методами управления, большим налоговым гнетом, подавлением любого недовольства и несогласия с проводимой политикой. Этот режим характерен, как правило, для абсолютной монархии восточного типа (Ближний Восток, Африка, Азия).

- тиранический режим по своим признакам близок деспотическому и тоже основан на единоличном правлении, произволе по отношению к подвластным.

Поэтому тираническому режиму присущи те же признаки, что и деспотическому.

Особенности тиранического режима состоят в том, что он устанавливается чаще всего захватническим путем или посредством завоевания одних народов другими, в дальнейшем навязывая побежденному народу свои порядки, свою религию, обычаи и культуру.

- тоталитарный режим был установлен в ряде стран в XX в. Термин «тоталитаризм» введен в политический оборот в 1925 г. Б. Муссолини и означает всеохватывающий, полный всеобъемлющий характер власти государства, его контроль за всеми сферами жизни общества. Термин был использован для обозначения фашистского режима в Италии и национал- социалистического режима в Германии, а с 1929 г. он применялся для обозначения политического режима в СССР.

Тоталитарному режиму присущи следующие черты:

- основывается на идее полного господства государства над личностью,

- в политической жизни насильственно устанавливается однопартийная система; другие партии запрещаются или уничтожаются;

- утверждается господство одной официальной идеологии, которая объявляется общегосударственной; никакие иные учения или теории не разрешаются, а все выступления, художественные и иные произведения должны соответствовать этой идеологии;

- власть концентрируется в руках партийной верхушки, все государственные посты и привилегии распределяются исключительно по партийной принадлежности;

- явный или скрытый культ личности руководителя партии -- вождя;

- осуществляется государственно организованный террор в отношении несогласных с режимом или его критикующих; народ превращается в толпу, которой легко управлять; устанавливается система концентрационных лагерей;

- полная унификация жизни общества, контроль за образованием, литературой, искусством, всей духовной жизнью; устранение влияния церкви, подчинение государству средств массовой информации;

- экономической основой режима служат государственная собственность

- крайняя централизация государственного аппарата, соединение в одном органе законодательной и исполнительной власти, отсутствие независимой судебной власти.

К тоталитаризму принято относить социалистическое (коммунистическое) движение, основанное на классовом критерии. Оно получило развитие в СССР, КНР во времена Мао Цзэдуна, в Кампучии в период правления Пола Пота.

Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитарного режима нередко получали специфическое проявление.

Фашистскому режиму свойственны те же черты, что и тоталитарному.

Однако фашистский режим имеет следующую специфику:

- основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию в качестве высшей. Другие же, «неполноценные» народы должны либо обслуживать высшую расу либо подвергаться уничтожению;

- проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам и народам; милитаризируется внутренняя жизнь страны.

Считается, что в настоящее время нигде не существует фашистского режима, однако периодически можно наблюдать отдельные проявления фашистской идеологии.

Авторитарный режим значительно мягче тоталитарного. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей -- правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для рассматриваемого режима характерны следующие особенности:

- власть элиты не ограничена законом;

- народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

- в области политической жизни допускается существование многопартийности, однако оппозиционные партии запрещаются;

- провозглашается приоритет интересов государства перед личными интересами;

- принуждение и насилие проводятся только в отношении открытых противников строя.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и нередко перерастает в тот или другой. Здесь большую роль играет ориентация правящей элиты и ее лидера.

Характерные черты различных видов демократических режимов:

Демократия означает народовластие, поэтому базу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ выбирает представительные органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума, т. е. всенародного голосования), а также контролирует в той или иной мере деятельность государства.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической -- предполагает широкий спектр общественных объединений, многопартийность; в духовной -- разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Функции государства делятся на внутренние и внешние:

- внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны. К ним относятся политическая; экономическая; социальная; экологическая; налогообложения и финансового контроля; охрана и защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

- внешние функции раскрывают специфику интересов государства в межгосударственном общении. Внешние функции государства составляют: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам.

Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Деятельность каждой функции для государства очень важна и нам известна.

Остановлюсь подробнее на функции поддержки мирового порядка и функции сотрудничества по глобальным проблемам , которые предполагает:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.