Социальное партнёрство в сфере труда
1. Социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерские соглашенияВпервые в трудовом законодательстве России признал и урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”, однако он не содержит его легального определения. Впервые понятие легального (в законе) социального партнерства дал Трудовой кодекс (ТК) 2001 г. в ст. 23. “Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений”. ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35 ТК).Социальное партнерство предполагает:1. согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне, как распределения доходов, так и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений; 2. переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий; 3. наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях; 4. участие наемных работников в управлении предприятиями; 5. снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения различных методов примирения сторон. Рис. 1. Методы взаимодействие социальных партнеровСистема социального партнерства включает в себя следующие основные элементы: совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия); совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений; соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов. Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются: постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т. е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур; постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений; установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон; кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления; системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений; работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства; доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся. Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК, являются: - соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового законодательства; - полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями; - равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением; - уважение и учет интересов сторон; - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; - свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5); - добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон); - реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим); - систематичность контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение. Целью как коллективного договора, так и соглашений является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством (табл. 1). Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК). В этом легальном понятии кратко указаны стороны и содержание коллективного договора. Это всегда двусторонний акт. Таблица 1 Система социального партнерства в РФ |
Уровни коллективно-договорного регулирования | Виды соглашений | Участники соглашений | | Федеральный | Генеральное | Общероссийские объединения работодателей; Общероссийские объединения профсоюзов; Правительство РФ | | | Отраслевое (тарифное); Профессиональное (тарифное) | Министерства, комитеты, объединения работодателей; Отраслевые объединения профсоюзов; | | Субъект РФ (республика, край, область, автономная область, города федерального значения, автономный округ) | Специальное; Региональные; Отраслевые; межотраслевые | Объединения работодателей субъектов РФ; Объединения профсоюзов субъекта РФ; Орган исполнительной власти РФ | | Территориальный (район, город) | Профессиональные (тарифные); Территориальные | Территориальные объединения (организации) работодателей; Территориальные объединения (организации) профсоюзов; Органы исполнительной власти (местного самоуправления) | | Предприятия | Коллективный договор | Представительные органы работников (профсоюз, совет трудового коллектива и др.); руководитель предприятия или иное уполномоченное лицо | | |
Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального партнерства, а также средством укрепления дисциплины труда (работники берут обязательства и в этой области) и направлен на совершенствование производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда, повышение его производительности. В этом и состоит народнохозяйственное, производственное значение этого договора. Сторонами коллективного договора являются работники одной какой-то организации, т.е. трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель. От сторон коллективного договора надо отличать лиц, которые указаны в договоре как конкретные исполнители определенных обязательств сторон. Их принято называть субъектами-исполнителями коллективного договора. Моментом начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим представителем работников, о формировании комиссии для переговоров и разработки коллективного договора. Инициатором заключения и изменения коллективного договора вправе выступать любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив, профсоюзный орган. Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны через своих представителей. Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида: - нормативные, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (дополнительные отпуска, выходные дни, различные доплаты, виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, производственные надбавки к пенсиям, дополнительные права профкома организации и иные сверх законодательства права и льготы). Статья 41 ТК более подробно указывает это. Они действуют весь срок действия коллективного договора; - обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора; - организационные - о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т.п. По структуре коллективные договоры могут содержать от двух до восьми и более разделов (как договорятся стороны). Но почти во всех договорах есть разделы об оплате, охране труда, о повышении квалификации. Частью договора являются приложения к нему, конкретизирующие по цехам, подразделениям меры по улучшению условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т.д. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют стороны и их представители, а также органы по труду. Стороны отчитываются о выполнении договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории. Это понятие соглашения указывает на его стороны, предмет регулирования и четыре возможных уровня или вида социально-партнерских соглашений выше уровня предприятия, организации. Соглашение - это вид правового договора коллективного значения представителей работников и работодателей с участием представителей органа исполнительной власти, заключенный на централизованном уровне (Федерации или ее субъекта и др.) по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на: - улучшение условий труда работников, повышение его оплаты; - обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников; - повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников; -обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого. Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их содержания): -генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений. Федеральный уровень может быть также и у отраслевого (межотраслевого) соглашения. -региональное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона; - отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, устанавливающее нормы оплаты и другие условия труда и социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Отраслевое соглашение может быть не только федеральным, но и региональным;
Страницы: 1, 2
|